Ответ: а) этап культуры.

Освальд Шпенглер (1880 – 1936 гг.), немецкий социальный философ, автор культурологического подхода к типологии общества. По мнению О. Шпенглера культура подчинена жесткому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития:

1) рождение и детство;

2) молодость и зрелость;

3) старость и «закат».

О. Шпенглер выделяет два главных этапа культуры:

1. Восхождение– соответствует культуре, характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах человеческой жизни – социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной.

2. Нисхождение– соответствует цивилизации, «механический» тип эволюции, представляющий собой «окостенение» органической жизни культуры и ее распад.

В своей работе «Закат Европы» О. Шпенглер так говорит об этом:

«Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения. Культура умирает после того как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию… Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, еще многие столетия может топорщить свои гнилые сучья. Мы наблюдаем это на примерах Египта, Китая, Индии и мусульманского мира…»

«Всякая культура переживает возрасты отдельного человека. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость. Юная, робеющая, чреватая предчувствиями душа проявляется на рассвете романской эпохи и готики… Чем больше приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно, смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью … наконец, при наступлении старости, начинающейся цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом … проявить себя в творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает … о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость бытия и стремится … из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу…» [5, с. 28]