Контрольная функция
Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием этих средств по целевому назначению.
Пример Собранные средства расходуются не на строительство гидроэлектростанции, а на строительство дач госслужащим. Оправдано ли в данном случае создание централизованного фонда ресурсов? Скорее всего, нет.
Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования.
Регулирующая функция
Пример: Представим, что ресурсы были аккумулированы, правильно были выбраны пути инвестирования (строительство гидроэлектростанции). Однако в результате постройки выяснилось, что были затоплены ценные сельхозземли, и прилежащие районы переживают экономическую стагнацию. Как помочь выровнять уровень развития района? Один из путей - предоставить ресурсы, необходимые для выправления сложившейся ситуации. Эти ресурсы могут быть предоставлены банком или финансовой компанией (однако инвестиции долгосрочные и не сулят высокой прибыли). Предоставлении дотации государственным бюджетом в таком случае характеризует третью - регулирующую - функцию финансов.
Эта функция связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Вся совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов, составляет
финансовую системуобщества.
В советский период в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему, государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы
(схема 1).
В целом, вся система финансов состоит из трех укрупненных подсистем: государственных финансов; страхования; финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования денежных фондов в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья).
1. Государственные финансы включают:
· бюджетную систему;
· внебюджетные фонды;
· государственный кредит.
2. Страхование включает:
· личное страхование;
· имущественное страхование;
· страхование ответственности.
3. Финансы хозяйствующих субъектов включают:
· финансы коммерческих предприятий и организаций;
· финансовых посредников (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);
· финансы некоммерческих организаций.
Схема 1. Финансовая система РФ
Процесс организации и регулирования финансовой системы общества всегда осуществляется государством в лице уполномоченных финансовых органов, что определяет ключевую роль финансовой системы государства.
Финансовая система России построена в соответствии с принципами:
· сочетания территориального и отраслевого подходов;
· обеспечения необходимого уровня финансовой самостоятельности региональных финансовых органов с сохранением централизованного управления системой в целом;
· четкой дифференциации управления по сферам движения финансовых ресурсов.