Второе лейбористское правительство и его деятельность. Комиссия Дж. Мэя и ее рекомендации.

Второе лейбористское правительство Р. Макдональда с самого начала столкнулся с проблемой реализации своей программы действий, так как не имел абсолютного большинства в Палате общин и был вынужден по всем вопросам искать дополнительных союзников.

С наступлением мирового экономического кризиса эта программа уже требовала коренного пересмотра. Основные усилия правительства были направлены на смягчение социальных последствий кризиса через расширение системы страхования, организацию общественных работ, переселение населения из "районов депрессии". Закон о страховании (1930 г.) снизил возрастной порог для получения пособия по безработице до 15 лет. Срок выплаты таких пособий увеличивался до 12 месяцев. Попытки частичного выполнения предвыборных обещаний и антикризисные мероприятия лейбористов осуществлялись в основном за счет усиления налогового прессу на имущими. Финансовые проблемы, особенно возникновение бюджетного дефицита, вынудили лейбористов отказаться от дальнейшего расширения социального законодательства. Вместо обещанного на выборах увеличения пособий по безработице правительство было вынуждено пойти на их сокращение.

Для анализа экономического положения страны, особенно проблем бюджетной политики и выработки рекомендаций в марте 1931 г. была создана Королевская комиссия по национальной экономии во главе с Джорджем Мэям.

Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения средств из менее существенных отраслей в те, которые предназначены смягчить социальную несправедливость, или те, который улучшают экономическую структуру нации. Было предложено повысить косвенные налоги и сократить государственные налоги.

Высказывались также другие предложения. Отличный британский экономист Джон Мейнард Кейнс (фактически согласно его рекомендациям будут осуществляться реформы "Нового курса" Ф. Д. Рузвельта в США), напротив, советовал пойти на 25% девальвацию фунта и отказаться от тогдашней политики сбалансированного бюджета. Освальд Мосли, министр без портфеля в правительстве, который отвечал за борьбу с безработицей, призвал к расширению государственного вмешательства в экономику (ограничение импорта и контроль над банковской сферой) и стимулирования покупательной способности населения (повышение пенсий).

В августе 1931 при обсуждении доклада Комиссии большинство членов кабинета министров высказалось против принятия ее предложений. В правительстве произошел раскол и Р. Макдональд решил подать в отставку.

Формирование "Национального правительства", его социально-экономическая политика. Отмена золотого стандарта фунта стерлингов, введение протекционизма.

Фактический срыв реализации избирательной программы лейбористов и рост недовольство его бездействием (в т.ч. игнорированием рекомендаций Комиссии Мэя) со стороны различных слоев британского общества делала исход правительства естественным. Однако Консервативная партия, ослаблена борьбой за лидерство между Невилл Чемберлен и Уинстон Черчилль не была готова взять на себя ответственность за вывод страны из кризиса. Возникла идея создать коалицию всех трех ведущих партий страны - "Национальное правительство". Компромиссной фигурой для занятия должности премьер-министра мог бы стать Р. Макдональд.

Предложение лидеру лейбористов возглавит коалицию с явным преимуществом буржуазных партий вызвало бурную дискуссию в партии. Большинство лейбористов во главе с их новым лидером Артуром Гендерсон решительно осудила "рэнегацтва" и исключила Р. Макдональда и его 12 сторонников, т.н. "национал-лейбористов", из партии. Подобная, но не настолько драматичная ситуация сложилась и в партии либералов.

Тем не менее, Национальное правительство (1931-1940) был создан. Его положение было закреплено в октябре 1931 г., когда избирательная коалиция консерваторов, национал-либералов и национал-лейбористов одержала уверенную победу на парламентских выборах (более 2/3 мандатов). Премьер-министром Великобритании остался Р. Макдональд, но по своему составу правительство стало по сути консервативным.

Главным победителем стала Консервативная партия. Она получила на 210 мандатов больше чем в 1929 (лейбористы, например, потеряли 225!). За нее отдали свои голоса 55% избирателей и этот результат остается до сих пор лучшим в истории британских выборов, которые бы проводились на базе всеобщего избирательного права (ни одна партия никогда еще не превысила 50% рубеж).

Руководствуясь либеральными принципами, на первых порах новый британское правительство пытался усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы за счет бюджетной равновесия.

В соответствии с рекомендациями Комиссии Мэя были значительно увеличены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице урезали на 10%, был принят закон по проверке факта бедности, что запрещал извините пособий безработным, которые находились на иждивении своей семьи. Кроме того правительство сумело получить крупный внешний заем с целью восстановления платежного баланса. В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизируя эффект. Финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству Великобритании как в самой стране, так и за ее пределами.

Тем не менее, политика экономии вызвало бурю недовольства населения. Активные акции протеста продолжались в течение всей осени 1931 Характерным эпизодом социального конфликта (и при этом небывалом в британской истории) стало восстание моряков на военно-морской базе в шотландском Инвергордане - им тоже сократили жалованье.

Кроме осуществления политики бюджетной экономии правительство предпринимало и другие меры. Еще в сентябре 1931 был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате чего произошла девальвация фунта. Вслед за Великобританией вынуждены были отказаться от золотого стандарта 25 стран, входивших в т.н. "стэрлингавы блок" (страны Скандинавии, Нидерланды, Португалия, Аргентина, Бразилия и т.д. в том числе ее колонии и доминионы). Тем не менее, фунт стерлингов остался основной расчетной единицей в финансовом отношении стран блока. В результате британская национальная валюта к концу 1930-х гг. стала обслуживать 40-50% мирового товарооборота. Это позволило полностью возместить убытки от отказа от золотого стандарта. Члены "стэрлингавага блоке" были вынуждены покупать английские товары и одновременно поставлять сырье и продукты питания.

В отношениях со странами-конкурентами (США, Францией, Германией, Италией и т.д.), которые сохраняли определенное время золотой паритет национальных валют, Великобритания получила на время преимущество за счет повышения конкурентоспособности своих товаров с точки зрения цены. Поскольку эти страны вынуждены были перейти к протекционизму, то и Великобритания отказалась от фрытрэдэрства и последовала их примеру. В 1931-1932 гг. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех импортных товаров. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на развитии национальной экономики. Большое значение для этого имели результаты имперской конференции 1932 в Оттаве (см. Ниже). Доверие к фунту был восстановлен и взносы стали возвращаться в банки. До апреля 1932 фунт стабилизировался, был сбалансированным бюджет и финансовый кризис отступил.

После 1932 бюджетные проблемы решались легче за счет повышения подоходного налога, сокращения пособий по безработице и появления новых источников государственного дохода (результат проведения протекционистской политики). Вместе с другими мерами это позволило уже к концу 1933 достигнуть стабилизирующим эффекта. В 1934 году политика экономии смягчается: восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице и половина уменьшенных заработков. В 1935 г. был упразднен закон о проверке бедности.

В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса и объем промышленного производства, например, достиг уровня 1929 Тем не менее, меры правительства по оздоровлению финансовой системы и жесткая политика протекционизма, которые способствовали притоку инвестиций в ряд «старых» отраслей, НЕ сумели снять существовавшие внутрихозяйственные диспропорции и угольная с текстильной промышленностью продолжали находиться в состоянии стагнации