Вопрос 12. Спрос и закон спроса. Кривая спроса. Ценовые и неценовые факторы изменения спроса.
Платежеспособный спрос – потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя, следовательно, в рамках спроса взаимодействие: производитель-потребитель приобретает качественно новую характеристику как взаимодействие: покупатель-продавец.
Закон спроса:Между ценой и количеством покупаемого товара существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество ( при прочих равных условиях) может быть куплено, и наоборот.
Кривая спроса- это кривая, все точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара.
P
D Q
P-цена, Q- кол-во покупок, D- спрос.
График кривой спроса показывает, что происходит с величиной спроса, когда все факторы, кроме цены, неизменны.
Необходимо различать:
1. изменение величины спроса, которое происходит вследствие изменения цены товара и графически выглядит, как движение по кривой спроса вверх и вниз.
2. Изменение спроса, которое происходит под влиянием «прочих факторов» и графически выглядит, как сдвиг кривой спроса вправо или влево, независимо от цены.
Неценовые факторы (детерминанты), воздействующие на спрос: потребительские ожидания, вкусы и доходы потребителей, цены на товары-заменители, число покупателей.
f. Трудовая теория стоимости: стоимость — объективное свойство товара, определяемое общественно необходимыми затратами труда, т. е. труд является единственным источником стоимости. Стоимость создаётся в процессе производства, а проявляется в обмене. Создатели: Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. С. Милль.
Теория предельной полезности: стоимость (ценность товара) зависит от субъективной оценки его полезности потребителем и от редкости блага, что выявляется на рынке. Поэтому стоимость — категория обмена. В её создании участвуют не только труд, но и все факторы производства. Создатели: К. Менгер, Е. Бем-Баверек, Ф. Визер.
Неоклассическая теория стоимости: соединяет теорию предельной полезности с теорией издержек производства. Стоимость определяется взаимодействием рыночных сил, лежащих как на стороне спроса, так и предложения. Создатели: А. Маршал