III класс

I.

1. Учить поэлементному эмпирическому анализу в процессе практических действий, восприятия и осмысления изображений. Тренироваться в выделении существенных и несущественных признаков несложных предметов, явлений, событий. Производить элементарный смысловой анализ печатного текста, воспроизводить основные алименты прочитанного, увиденного в беседе. Анализировать задачу по составным элементам, пользоваться картинным планом-ориентиром.

Выделять предмет мысли в тексте, отвечая на вопросы: «О ком (о чем) говорится?», «Что говорится об этом?». Вычленять существенные и несущественные признаки предметов, несложных явлений, находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Выделять на слух основные компоненты ритмически организованной информации (песни, стихотворения, короткого текста), ориентируясь па плакат «Учись выделять главное»; придумывать свои заголовки к сказке, рассказу, диа-, теле-, мультфильму, упражняться в выделении главного в логических играх (например, «Охотник в лесу»).

2. Сопоставлять и противопоставлять по конкретным признакам два предмета, явления, слова в родном и родственных языках, предложения, геометрические фигуры, числа, простые задачи, примеры и т. д. Сравнивать информацию на слух (два отрывка из стихотворения, две мелодии и т. д.), анализировать и сравнивать поступки героев из сказок, рассказов, диа-, теле-, мультфильмов. Осваивать сравнение несложных организационных и практических действий (например, порядка на карте, выполненных поделок, рисунков и т. д.). Учиться последовательности сравнения и его целенаправленности, завершать суждение простым логическим выводом.

3. На основе сопоставления и противопоставления двух несложных практических, наглядных, словесных объектов (предметов, их свойств, фактов, явлений, событий) формулировать частичные и поурочные обобщения индуктивным путем. Отвечать на вопросы по общей теме. Отбирать объекты для обобщения из заданных учителем наборов, оформлять обобщения в виде картинного плана, заголовка. Проводить простейшую группировку и систематизацию. На основе анализа учебных рисунков, таблиц и схем знакомиться с простейшими способами обобщении. Анализируя и сравнивая простейшие организационные и практические действия и их результаты, делать выводы по данным критериям.

4. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический, наглядный показ предмета, явления, через указание, описание. Выделять существенные и несущественные признаки предметов, явлений. Знакомиться с определениями единичных предметов и явлений в дидактических играх, словарно-логических упражнениях, практических действиях.

5. Продолжить формирование элементарной эмпирической конкретизации (см. программу II класса). Проводить по плану несложные наблюдения, участвовать в демонстрациях и практических работах, придумывать задачу по образцу, вопросы к тексту и рисунку. Уметь расшифровать локальное и частичное сообщение в процессе беседы, в рассказе, в рисунках, в практических действиях.

6. Накапливать практический опыт прямого (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) доказательства. Строить элементарное доказательство (тезис – конкретное понятие, аргументы – примеры, факты). Отвечать на вопросы «Почему?», «Докажи свою правоту», «Что об этом говорится дальше?» и др.

7. Учиться осмысливать противоречия при проведении несложных опытов, наблюдений, анализе простой вербальной и наглядной информации. Упражняться в распознавании новой функции объекта (отвечая на вопросы типа «Как еще можно использовать этот предмет?»), высказывать простое предположение о последовательности действий, необходимых для разрешения проблемы, о возможных способах решения.

II.

1. Слушать чтение, рассказ, объяснения учителя, усваивая основные положения, мысленно производя смысловой анализ, воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе. Слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу. Слушать детскую передачу, кратко воспроизводить ее содержание, давать оценку прослушанного.

2. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать с оглавлением, словарем, материалами приложения учебника; использовать образцы, данные в учебниках, в процессе самостоятельной работы; учиться самостоятельно составлять простой план, схемы, таблицы при изучении текста учебника; учиться постоянно обращаться к учебнику при проверке качества выполненной работы.

3. Пользоваться рекомендательными библиографическими списками, картотеками, указателями, открытым доступом к книжным полкам, доступной справочной литературой (энциклопедией «Что такое? Кто такой?», энциклопедическими словариками серии «От А до Я...», учиться ориентироваться в каталожной карточке, правильно записывать на каталожную карточку данные о книге, статье из газеты, журнала. Самостоятельно выбирать и читать детские книги, детскую периодику, использовать помещенные там материалы на уроках по всем предметам и во внеурочное время.

III.

1. Отвечать на вопросы к тексту и по теме в соответствии с их характером, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, ответу ученика; ввести несложный диалог по теме на основе картинок, иллюстраций, диафильма; учиться связно отвечать по плану: самостоятельно строить небольшой рассказ; учиться сжато пересказывать содержание прочитанного или выслушанного текста, использовать в пересказе отдельные образные слова и выражения, научные термины, строить связные высказывания на основе текста и иллюстраций, текста и наблюдения за природой; кратко передавать свои впечатления о просмотренном детском фильме, теле- и радиопередаче, связно излагать свои учебные действия.

2. Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа, письмо товарищу, дневниковые записи. Писать под диктовку текст; изложение по самостоятельно составленному плану; небольшой рассказ с элементами описания, рассуждения на основе прочитанного диафильма, детской теле- и радиопередачи, фрагмента кинофильма; письмо товарищу; вести записи в читательском дневнике, «дневнике наблюдения».