Вопрос 30. Основные функции стереотипизации как механизма межгруппового восприятия.
Стереотип – это социальное явление, которое заключается в приписывании некоторых качеств человеку или группе.
Стереотипизация – это психологический процесс, который является последствием категоризации, однако в отличие от категоризации он захватывает социальные объекты, а не физические.
Когнитивисты рассматривают стереотипизацию как рациональную форму познания и как частный случай более универсального процесса категоризации.
Однако, стереотипизацию нельзя отождествлять с категоризацией. Почему?
· Стереотипизация не абсолютно неизбежное последствие категоризации: мы можем идентифицировать индивида на основе «объективных» свойств – как члена категории, но не приписывать ему ни одного стереотипного качества. На пример: человека могут категоризовать как русского, так как он родился от русских родителей и живет в России, но воспринимать нетипичным, «нестереотипным» русским.
· Стереотипизация – последствие категоризации социальных объектов, которая отличается от категоризации объектов физического мира. Дело в том, что на стереотипизацию, как вы понимаете, воздействуют отношения между группами (т.е. те самые социальные объекты).
Социально-психологические функции стереотипизации:
1. межгрупповая дифференциация
- внутригрупповой фаворитизм (в большинстве случаев) (Шериф)
однако!
- внешнегрупповой фаворитизм:
Низкостатусные группы, прежде всего этнические меньшинства, могут признавать существующие статусные различия в обществе или соглашаться с относительно более низким положением относительно своей группы. Они склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы (т.е. на другие, более высокостатусные группы)
- не всегда есть мотив поддержания позитивной групповой идентичности. На пример в проведенном исследовании поляки не пытались поддержать положительную групповую идентичность, а важнее для них было просто отличиться от других, подтвердить, что они особые (на протяжении последних 200 лет полякам приходилось постоянно защищать свое культурное наследие и право на существование).
2. поддержание позитивной групповой идентичности
Позитивная этническая идентичность дает ощущение психологической безопасности и стабильности, в связи с чем, является естественным объектом сохранения или восстановления для человека. Для этого используется стратегия социального творчества, которая может принимать различные формы в зависимости от пересмотра критериев или объектов сравнения.
Это может быть поиск новых оснований для сравнения, где группы потерпевшие поражение в межгрупповом соревновании, находят положительные признаки в своих автостереотипах, и игнорируют недостатки. Примером такого поиска новых критериев для сравнения, может быть успех движения афроамериканцев под лозунгом «черное – это прекрасно» в 70-е годы, после чего, значительно повысилось формирование позитивной идентичности, даже у детей.
Еще одним вариантом этой стратегии может быть выбор для сравнения еще менее успешных или еще более слабых групп. Например, восточные немцы после воссоединения Германии, оказались на более низкой ступени в социальной иерархии, но свое предубеждение, акты протеста и агрессию они направляли не на органы власти, а на еще более низко-статусные группы вьетнамцев, турок и других гастарбайтеров, а так же на мигрантов из Восточной Европы.
Негативная идентичность формируется при неблагоприятном сравнении, принимая самоидентификацию вместе с негативной оценкой группы. Такая стратегия сопровождается ощущением неполноценности, ущемленности и стыда за представителей своего этноса. Как правило, такой тип идентичности развивается у стигматизированных групп, он не благоприятен для межгрупповых отношений, так как сопровождается обострением восприятия дискриминации и увеличением субъективной культурной дистанции с группой большинства: «Группа, находящаяся не в ладах с самой собой, не сможет нормально и счастливо сосуществовать с другими группами». Такой тип идентичности так же отрицательно влияет на личностный рост индивида. Дети, чья национальная принадлежность отличается от большинства, имеют низкую самооценку и проявляют недостаток уверенности. Однако индивид, может установить психологическую границу между группой и собой, и как мы уже упомянули ранее, считают, что негативные суждения относятся к остальным членам группы, а не к ним лично. Это один способ поддержания позитивного самоотношения. Другой такой способ, это выделение внутри этноса подгруппы, которой и приписываются более положительные характеристики, и пять же разделение на «мы» и «они». Например: «Мы, молодые французы, придерживающиеся левых политических взглядов» и «Они, французы, мелкие буржуа, консерваторы по натуре».
Самоотношение к негативно оцениваемой группе, приводит к амбивалентной идентичности, где происходит формирование «комплекса раздвоения личности», то есть чувство гордости в приватной среде и чувство унижения в публичной среде, которые были показаны на примере принадлежности к еврейству мигрантов из Израиля в России в 40-е годы.
Стереотипы могут выполнять и негативную роль при межличностном восприятии. Это происходит когда у человека есть стереотип о другой группе и он накладывает его на индивида из этой группы, что препятствует восприятию человека как индивида…он скорее воспринимается просто как член той группы со всем букетом стереотипных качеств L.