Вопрос 5. Сопоставление и противопоставление при сравнении групп и гипотеза Поршнева

По мнению историка Б.Ф. Поршнева, этнические категории и появились следом за глобальной категорией и ее противоположностью (люди-нелюди). Поршнев попытался вывести психологические детерминанты межгрупповых отношений из материалов человеческой истории и рассмотреть процессы, связанные с идентификацией индивида с группой, начиная с самых истоков становления человечества как социальной общности. Согласно его гипотезе, субъективное Мы появляется, когда люди повстречались и обособились от каких-либо Они, т.е. осознали бинарную оппозицию «они- нелюди, мы- люди». Первое человеческое психологическое отношение – это не самосознание первобытной родовой общины, а отношение людей к своим близким животнообразным предкам и тем самым ощущение ими себя именно как людей, а не как членов своей общины. В древнерусском языке словом немец обозначали как человека, говорящего неясно, непонятно, так и иностранца: чужестранцы, не говорящие по-русски, воспринимались немыми, а значит, если и людьми, то достаточно ущербными. Важно отметить, что всякое противопоставление, по мнению Поршнева, объединяет, всякое объединение противопоставляет, мера противопоставления есть мера объединения. Поршнев настаивает на первичности Они по отношению к Мы, т.е. на первичности межгрупповой дифференциации. Тешфел, в свою очередь, выстраивает все когнитивные процессы в цепочку, в которой идентификация предшествует дифференциации.

(это все были цитаты из учебника Стефаненко, стр. 236-238)