Государственный бюджет. Государственный долг.
Государственный бюджет — важнейший финн-ый док-т страны. Он пред. собой сов-ть финн-ых смет всех ведомств, гос-ых служб, правительственных программ и т. д. В нём опред-ся потребности, подлежащие удовлетворению за счёт гос-ой казны, равно как указ-ся источники и размеры ожидаемых поступлений в гос-ую казну.
В рын.эк-ке гос.бюджет необх-м для обесп-я:
-безопасности страны
-содержания гос.ап-та управления
-осущ-ся соц.политики и развития науки, обр-я и культуры
-распределения ден.средств. Ч/з бюджет в разл.странах перераспр-ся от 20-60% нац.дохода.
-контроля за движение бюдж.рес-сов и фин.сост-м эк-ки
-регулирование эк-ки по ср-м косв.возд-я на рын.поведение фирм с целью достижения стаб.развитияю
Гос.бюджет построен на сл.принципах:
1.прнцип единства означает,что в стране имеется 1 бюджет, в к-ром объдинены все фин.доходы и расходы. В посл.годы от этого пр-па все чаще отказ-ся.Это прояв-ся в создании гос.вб.фондов, формировании в нескольких случаях внутри гос.бюджета особого чрезвычайного бюджета.
2. пр-п полноты предполагает учет по каж.бюдж.ст-тье всех затрат и поступлений.
3.пр-п правдивости направлен против фальсификации бюдж.росписей.
4.пр-п гласности озн-т, что прав-во обязано опубликовать бюджет, сообщать о его исполнении.
Обычно бюджет гос-ва сост-ся на год.Он состоит из расхд. и доход.части и в каж.стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с ф-ями гос-ва и показывает направление бюдж.ассигнований. Наиб.крупными расх.статьями бюджета я/я: поддержание ур-ня доходов. Сюда входят пенсии, помощь безработным, жившим ниже черты бедности и т.п.; нац.оборона, образование, здравохр-е и др.
Доходы бюджета форм-ся за счет налога. Они сост-т 85-90% всех дох-в. В усл-х рын.эк-ки источником дохода могут стать поступления от продажи гос.собственности.
Гос.долг –это сумма задолж-ти страны др.странам своим или иностр.юр.лицам. Он состоит из общ.суммы бюдж.дефицитов и суммы фин.обяз-в иностр.кредиторам на опр.дату.
Разл-т внутр. и внешний долг.
Внутренний – это долг гос-ву населения и п/п-я своей страны, он обслуж-ся с помощью выпуска облигаций гос.внутр.займа и получения кредитов у центр.банка страны. При внутр.долге не происх-т утечка товара за границу, но он вызывает и ряд серьезн.проблем:
1) выплаты % по долгу ув-т нерав-во в доходах
2) чтобы погашать долг прав-во вынуждено поднимать ставки в налогах. Это ведет к снижению стимулов инвест-ть произ-во и замедляет эк.развитие.
3) выпуск в обращение новых ценн.бумаг приводит к повышению ставки ссуд.% что т/же негативно оказ-ся на инвест капитале
4) больш.внутр.долг отпугивает иностр.инвесторов порождает население в будущем.
Внешний -это задолж-ть гражданам , орг-м и правительствам др.стран. Если прав-во не способно оплатить свой внешний гос.долг, те. возникает ситуация дефолта, т.е времен.отказа обяз-в, к-рые влечет за собой санкции кредиторов вплоть до конфискации гос.имущ-ва, нах-ся зарубежом. Больш.внешн.долг снижает авторитет страны. Внешний долг оценивается по таким показателям как доля внеш. долга в ВНП. Отношение годового объема выплат по внешн.долгу к объему валютн.поступлений за год. Этот показ-ль не д.превышать 25%.