Предельные значения глубин переноса воздушных масс
u, м/с СВУВ | ||||||||||
Инверсия | ||||||||||
Иэотермия | ||||||||||
Конвекция |
Таблица 17.5
Угловые размеры зоны возможного заражения
U, м/с | ≤ 0,5 | 0,6-1,0 | 1,1-2,0 | 2 и >2 |
j, град. |
Таблица 17.6
Определение степени вертикальной устойчивости воздуха (СВУВ)
по прогнозу погоды
Скорость ветра, м/с | Ночь, ясно, перем. облачность | Ночь, ясно, обл-ть | Утро, ясно, перем. обл-ть | Утро, сплош. обл-ть | День, ясно, перем. обл-ть | Утро, сплошн. обл-ть | Вечер, ясно, перем. обл-ть | Вечер, сплошн. Обл-ть |
<2 | ин | из | из(ин) | из | к(из) | из | ин | из |
2-3.9 | ин | из | из(ин) | из | из | из | из(ин) | из |
>4 | из | из | из | из | из | из | из | из |
Примечания:
1. Обозначения: ин - инверсия: из - изотермия: к - конвекция: буквы в скобках при снежном покрове.
2. Под термином "утро" понимается период времени в течение двух часов после восхода солнца: под термином "вечер" - в течение двух часов после захода солнца. Период от восхода до захода солнца за вычетом двух утренних часов – день, а и период от захода до восхода солнца за вычетом двух вечерних часов - ночь.
3. Скорость ветра и степень вертикальной устойчивости воздуха принимаются в расчетах на момент аварии.
Таблица 17.7
Скорость переноса переднего фронта облака зараженного воздуха n1 (км/ч) в зависимости от скорости приземного ветра n (м/с) и СВУВ
V м/сСВУВ | |||||||||||||
инверсия | 10 | ||||||||||||
иэотермия | |||||||||||||
конвекция |
Таблица 17.8
Возможные потери рабочих, служащих и населения от СДЯВ
в очаге поражения, %
Обеспеченность противогазами. % | ||||||||||
0 20 30 40 50 60 70 80 90 100 | ||||||||||
На открытой местности | 90-100 | |||||||||
В простейших укрытиях, зданиях |
Примечание. Структура потерь, %: легкой степени - 25, средней и тяжелой степени - 40, со смертельным исходом - 35.
Таблица 17.9
Значение коэффициента K4 в зависимости приземного ветра
1 м/с | 2 м/с | 3 м/с | 4 м/с | 5 м/с | 6 м/с | 7 м/с | 8 м/с | 9 м/с | 10 м/с | 11 м/с | |
К4 | 1.33 | 1.67 | 2.0 | 2.34 | 2.67 | 3.0 | 3.34 | 3.67 | 4.0 | 5.68 |
Примечание:
1. При скорости ветра >15 м/с размеры зон поражения принимать, как при скорости 15 м/с.
2. При скорости ветра < 1 м/с размеры зон поражения принимать, как при скорости 1 м/с.
Задание:
Оценить химическую обстановку при аварии на ХОО, варианты исходных данных приведены в таблице 17.11, номера вариантов выбираются согласно номера в списке группы.
Варианты задания по оценке химической обстановки
№ вар | АХОВ | Q0 m | d г/ | h м | СВУВ t 0, C0 | V м/с | N час | B % | ||||||||||
Cl2 | 1.558 | ИЗОТ +20 | ||||||||||||||||
Cl2 | 1.558 | ИНВ | ||||||||||||||||
NH3 | 0.681 | ИНВ | -//- | |||||||||||||||
NH3 | 0.681 | 2.8 | ИНВ | |||||||||||||||
H2S | 0.964 | ИНВ | ||||||||||||||||
F2 | 1.512 | 2.8 | ИЗОТ +20 | |||||||||||||||
SO2 | 1.462 | ИНВ | ||||||||||||||||
H2S | 0.964 | ИНВ | ||||||||||||||||
HCl | 1.191 | ИНВ | ||||||||||||||||
Cl2 | 1.553 | 2.8 | ИЗОТ +20 | |||||||||||||||
NH3 | 0.681 | ИЗОТ +20 | ||||||||||||||||
CH3Cl | 0.983 | ИНВ | ||||||||||||||||
HCl | 1.191 | 2.8 | ИНВ | |||||||||||||||
№ вар | АХОВ | Q0,m | AS0 | d | Н -0.2 | СВУВ t 0, C0 | V м/с | N час | b % | |||||||||
H2S | 0.964 | 2.8 | ИНВ | |||||||||||||||
Cl2 | 1.553 | ИЗОТ +40 | ||||||||||||||||
NH3 | 0.681 | 2,8 | ИЗОТ +20 | |||||||||||||||
F2 | 1.512 | ИНВ | ||||||||||||||||
SO2 | 1.462 | ИЗОТ +20 | ||||||||||||||||
HCl газ | 1.191 | ИЗОТ +20 | ||||||||||||||||
NH3 | 0.681 | 2,8 | ИНВ | |||||||||||||||
Cl2 | 1.553 | ИНВ | ||||||||||||||||
Cl2 | 1.553 | ИНВ | ||||||||||||||||
NH3 | 0.681 | 2,8 | ИЗОТ +20 | |||||||||||||||
CH3Cl | 0.983 | 2,8 | ИНВ | |||||||||||||||
CH3Cl | 0.983 | 2,8 | ИНВ | |||||||||||||||
Работа штаба и служб ГЗ объекта агропромышленного производства по оценке химической обстановки и планированию мероприятий по защите объекта и ликвидации последствий химического заражения территорий объекта СДЯВ
Оценка возможной химической обстановки(ХО) на объекте агропромышленного производства (ОАПП) после аварии на химически опасном объекте (ХОО) осуществляется штабом ГЗ ОАПП с привлечением начальников служб ГЗ ОАПП заблаговременно.
Выявленная возможная химическая обстановка наносится на карту черным цветом. Около ХОО черным же цветом делается запись в виде дроби с указанием в числителе вида и количества СДЯВ (в тоннах), а в знаменателе - времени (часы, минуты) и даты (число, месяц) аварии.
Обязанности штаба и служб ГЗ по оценке химической обстановки
Начальник штаба ГЗ организует работу штаба и начальников служб по оценке химической обстановки, непосредственно участвует в оценке ХО. готовит необходимые данные начальнику ГЗ для принятия решения и свои выводы и предложения по организации защиты объекта и ликвидации последствий химического заражения территории объекта СДЯВ. Все службы ГЗ объекта участвуют в оценке обстановки . Начальники служб ГЗ оценивают химическую обстановку с учетом специфики работы своих служб и, руководствуясь указаниями начальника ГЗ, вырабатывают предложения для принятия решений. По результатам оценки возможной обстановки разрабатываются мероприятия по защите людей, животных, материальных средств и т.д. и ликвидации последствий химического заражения территории объекта. Разработанные мероприятия включаются в план ГЗ объекта на мирное время.
Планирование мероприятий по защите людей, животных, материальных средств и ликвидации последствий химического заражения на территории объекта
Планируемые мероприятия в зависимости от времени и условий выполнения можно разделить на две группы:
1. Мероприятия ГЗ, проводимые при угрозе химического заражения территории объекта СДЯВ в период сигнала об аварии на ХОО до подхода облака зараженного воздуха к объекту.
2. Мероприятия по ликвидации последствий химического заражения территории объекта СДЯВ.
К первой группе могут быть отнесены следующие мероприятия:
• прием сигнала об аварии на ХОО; время приема сигнала условно при планировании обозначается буквой "Ч" (время "Ч"), от него ведется отсчет времени, отводимого на выполнение планируемых мероприятий:
• оповещение "сбор руководящего состава" штаба ГЗ;
• организация наблюдения за обстановкой (выставление постов радиационного и химического наблюдения, высылка разведывательных групп, звеньев );
• сбор и обобщение данных разведки, проведение необходимых расчетов и их анализ;
• оценка складывающейся обстановки;
• принятие решения на проведение мероприятий по защите людей , животных, сельскохозяйственной продукции, техники, водоисточников и спасательных работ:
• оповещение населения об угрозе поражения СДЯВ и порядок действий;
• поддержание постоянной связи сХОО, с вышестоящим штабом и структурными подразделениями объекта;
• установление режима защиты людей;
• установление режима защиты животных;
• укрытие населения в защитных сооружениях и приспособленных под укрытия помещениях;
• приспособление помещений различных зданий, сооружений под укрытия для людей;
• подготовка животноводческих помещений для укрытия скота :
• укрытие животных в животноводческих помещениях;
• выдача средств индивидуальной защиты личному составу формирований ГЗ и населению;
• изготовление простейших средств индивидуальной защиты силами населения;
• выдача медицинских средств индивидуальной защиты населению;
• проведение медицинских профилактических мероприятий;
• укрытие запасов кормов;
• укрытие водоисточников;
• подготовка складских помещений для укрытия сельскохозяйственной продукции:
• подготовка техники к проведению спасательных работ;
• подготовка средств для дегазации СДЯВ (дегазирующих веществ, воды, оборудования для приготовления растворов, машин и т. д.);
• эвакуация населения (вызов, вывод) в безопасные места:
• эвакуация животных (вывоз, перегон) в безопасные места;
• сбор и подготовка формирования к проведению спасательных работ и др.
Ко второй группе могут быть отнесены следующие мероприятия:
• уточнение границ зоны заражения и их обозначение;
• оцепление зоны заражения;
• оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
• оказание врачебной помощи пострадавшим;
• эвакуация пораженных людей в безопасные места;
• санитарная обработка пораженных людей;
• контроль за состоянием людей и животных в местах размещения, на маршрутах движения и в других местах;
• эвакуация пораженного скота в безопасные места;
• ветеринарная обработка животных;
• дегазация сельскохозяйственной продукции, водоисточников, территории, зданий сооружений, техники в населенных пунктах и на производственных участках (животноводческих фермах, складах, токах, машинных дворах) и др.
Планирование мероприятий первой и второй групп выполняется с учетом вида СДЯВ, времени подхода облака зараженного воздуха к объекту, стойкости (времени поражающего действия) СДЯВ, размеров зоны химического заражения и расположения в ней элементов (населенных пунктов, ферм, машинных дворов и т. д.) объекта. Планируемые мероприятия излагаются конкретно, с указанием объемов работ, мест их выполнения, очередности, сроков выполнения и ответственных исполнителей. При определении объемов работ, мест их выполнения, очередности и сроков выполнения учитываются возможная обстановка, важность возникающих задач, подготовленность личного состава формирований и населения по ГЗ, состояние материального обеспечения на объекте и др. факторы, характеризующие состояние ГЗ на объекте, используются установленные нормативы на отдельные виды работ. При отсутствии последних используются результаты опытных учений, а также прибегают к методу аналогий.
Ответственными исполнителями планируемых мероприятий назначаются должностные лица руководящего и командно-начальствующего состава ГЗ объекта (НГЗ, начальники служб, командиры формирований).
С получением сигнала об аварии на ХОО начальник штаба организует работу штаба с привлечением начальников служб ГЗ по оценке фактической химической обстановки, т. е. реально создавшейся на территории объекта.
Главными направлениями в работе штаба ГЗ являются:
•сбор и обобщение данных химической разведки, проведение соответствующих расчетов и их анализ;
• быстрая оценка создавшейся обстановки и непрерывное наблюдение за ее изменениями;
• немедленное оповещение людей об угрозе или обнаружении химического заражения:
• определение мероприятий по защите объектов и ликвидации последствий химического заражения.
При оценке фактической обстановки и определении мероприятий по защите объекта и ликвидации последствии химического заражения штаб и службы используют документы заблаговременного планирования (плана ГЗ объекта на мирное время).