Тема 14. Инбридинг, инбредная депрессия и гетерозис
В этой главе изучаются следующие вопросы:
1) инбридинг и его биологические особенности, инбредная депрессия и способы ее ослабления, методы оценки степени инбридинга и его использование в животноводстве;
2) явление гетерозиса и его биологические особенности; теории, объясняющие эффект инбредной депрессии и гетерозиса; проблема закрепления гетерозиса, его практическое значение.
Начните с освоения раздела об инбридинге. Под ним понимается спаривание животных, находящихся в слабой, умеренной или тесной степени родства. Такой тип спариваний повышает генетическую гомозиготность потомства по многим генам.
В животноводстве инбридинг получил признание как необходимый метод племенной работы, целью которого является повышение генетического сходства потомков с предком, обладающим выдающимися хозяйственно полезными признаками. Однако практика свидетельствует о том, что инбредное потомство уступает по развитию и жизнеспособности особям, полученным путем аутбридинга (неродственное спаривание). Вредное действие родственных спариваний проявляется в инбредной депрессии. Поэтому необходимо выяснить причины и продолжительность действия инбредной депрессии, последствия инбридинга в животноводстве.
Затем нужно усвоить методы оценки степени инбридинга по Пушу-Шапоружу (по рядам предков), а также по Райту-Кисловскому (посредством коэффициента инбридинга). Для определения генетического сходства между родственниками Райт предложил специальную формулу, которой также необходимо научиться пользоваться. Рассмотрите известные примеры инбредных животных, которые имели лидирующую роль в создании и совершенствовании пород сельскохозяйственных животных.
Результаты, полученные при скрещивании и противоположные по эффекту инбредной депрессии, получили название гетерозиса. Наиболее ярко он проявляется у помесей первого поколения. В последнем разделе этой главы рассматриваются теории, объясняющие причины и природу гетерозиса и инбредной депрессии. Особое внимание следует обратить на использование явления гетерозиса при производстве продукции животноводства.
[1], [4], [6], [7], [9], [12]
Тема 15. Основы генетики поведения*
Этой темой завершается изучение дисциплины. Генетика поведения — это раздел генетики, изучающий наследственность и наследственную изменчивость поведенческих признаков отдельных особей, популяций, подвидов и видов. Она использует данные и методы этологии — науки о поведении животных. Генетическая обусловленность формы поведения имеет большое значение для животноводства, так как позволяет вести селекцию на создание животных с желательным типом поведения, пригодных для разведения в условиях промышленных комплексов.
Необходимо ознакомиться с идеями основоположников науки о поведении животных — И.М. Сеченова и И.П. Павлова, создателей учения о типах высшей нервной деятельности. Уже в 40—50-х годах XX в. работами К. Лоренца и других ученых были заложены основы этологии. Обратите внимание на роль врожденных (безусловных) рефлексов — полового, пищевого, стадного, конкуренции за лидерство и др. — в формировании индивидуально приобретенного поведения. Установлена генетическая обусловленность многих признаков поведения как на модельных объектах (дрозофила, крыса, мышь, собака, кошка, различные виды птиц), так и на сельскохозяйственных животных (кролики, овцы, крупный рогатый скот, свиньи, зебу, куры, утки).
Затем перейдите к изучению работ советских ученых по генетике поведения — Л.В. Крушинского о роли генетических факторов в определении способности животных к элементарной рассудочной деятельности, или к экстраполяции, и Д.К. Беляева о влиянии искусственного отбора (дестабилизирующий отбор) на доместикацию лисиц. Обратите внимание на роль стресса в поведении животных, состояние общей мобилизации сил организма в ответ на сильные физические или психические воздействия. Установлено, что предрасположенность к стрессам носит рецессивный, а сопротивляемость стрессам — доминантный характер. Для ряда поведенческих признаков сельскохозяйственных животных установлено значение коэффициента наследуемости.
Особое значение данные генетики поведения имеют для создания животных, приспособленных к условиям промышленных технологий. Современная селекция должна учитывать как полигенный тип наследования одних поведенческих реакций, так и моногенную детерминацию других признаков.
[1], [5], [7], [9], [12]
* – темы для самостоятельного изучения.
Таблица 1. Номера вопросов контрольной работы
Пред по след няя цифра номера | Последняя цифра номера зачётной книжки слушателя | |||||||||
20,39, 51, 83, 101,117 | 23,36, 54, 81, 115,117 | 21,38, 52, 71, 106,117 | 7,33, 57,79, 105,117 | 29,50, 61,64, 95,117 | 24,42, 45,76, 115,117 | 3,18, 27,70, 108,117 | 11,34, 60,66, 112,117 | 3,10, 58,96, 111,117 | 10,39, 50,67, 114,117 | |
22,37, 53, 82, 97,117 | 24,35, 55, 106, 114,117 | 18,32, 58, 66, 106, 117 | 4,28, 49,63, 94, 117 | 1,23, 39,93, 114,117 | 17,26, 44,99, 107,117 | 10,33, 58,72, 89,117 | 2,43, 57,95, 110,117 | 9,47, 53,66, 100,117 | 19,30, 58,85, 107,117 | |
16,34, 56, 76, 100,117 | 19,31, 59, 65, 104,117 | 2,27, 48, 62, 100, 117 | 5,22, 37,75, 113, 117 | 16,35, 42,91, 106,117 | 9,30, 49,71, 88,117 | 1,15, 60,95, 116,117 | 8,38, 46,65, 99,117 | 8,18, 57,98, 106,117 | 8,27, 49,62, 80,117 | |
30,50, 69, 103, 113,117 | 6,26, 47, 78, 112,117 | 9,21, 36, 110, 112, 117 | 15,24, 61,105, 112,117 | 8,33, 51,65, 87,117 | 7,20, 61,86, 115,117 | 7,45, 54,64, 98,117 | 17,32, 56,74, 105,117 | 7,26, 47,79, 114,117 | 10,34, 48,73, 84,117 | |
7,25, 46, 77, 116,117 | 10,20, 35, 74, 92,117 | 14,27, 30, 68, 104, 117 | 7,31, 56,64, 97,117 | 4,26, 60,65, 107,117 | 6,36, 44,63, 103,117 | 16,37, 55,83, 104,117 | 6,25, 45,89, 113,117 | 33,40, 50,72, 96,117 | 20,40, 52,90, 109,117 | |
8,19, 28, 78, 109,117 | 13,32, 38, 68, 91,117 | 6,12, 53, 63, 99, 117 | 5,43, 60,62, 112,117 | 15,33, 54,92, 115,117 | 5,24, 52,76, 111,117 | 12,32, 45,71, 95,117 | 11,25, 39,87, 108,117 | 9,24, 45,69, 107,117 | 1,43, 59,85, 109,117 | |
12,34, 46, 67, 99,117 | 5,11, 55, 62, 98,117 | 29,31, 58, 84, 104, 117 | 4,40, 48,77, 91,117 | 14,34, 53,71, 103,117 | 14,28, 38,78, 110,117 | 31,44, 51,83, 106,117 | 9,27, 38,68, 85,117 | 23,44, 59,89, 112,117 | 15,21, 49,91, 113,117 | |
4,13, 59, 97, 103,117 | 32,41, 57, 83, 108,117 | 3,42, 57, 92, 103, 117 | 13,46, 52,76, 87,117 | 18,22, 39,98, 109,117 | 10,30, 46,64, 94,117 | 28,37, 61,67, 90,117 | 25,43, 56,85, 111,117 | 14,22, 48,90, 112,117 | 22,28, 52,80, 105,117 | |
29,35, 56, 82, 107,117 | 2,41, 49, 93, 102,117 | 12,17, 51, 69, 102,117 | 13,21, 61,108, 112,117 | 29,37, 47,63, 82,117 | 2,19, 36,66, 97,117 | 15,22, 42,75, 88,117 | 13,23, 47,86, 104,117 | 4,26, 51,70, 79,117 | 18,41, 54,78, 104,117 | |
1,23, 40, 62, 105,117 | 11,35, 50, 68, 101,117 | 20,43, 59, 89, 116, 117 | 28,44, 48, 81, 115,117 | 1,35, 55,74, 96,117 | 11,21, 41,101,110,117 | 12,26, 46,69, 103,117 | 3,16, 50,76, 112,117 | 17,31, 53,77, 93,117 | 19,40, 55,81, 106,117 |
Например, номер зачётной книжки слушателя ХХ38. Для нахождения номеров вопросов контрольного задания нужно в первой (заглавной) строке таблицы найти последнюю цифру шифра, т. е. 8. В первой вертикальной графе таблицы находится предпоследняя цифра учебного шифра — 3. В клетке таблицы, находящейся на месте пересечения графы, идущей от цифры 8 со строкой, отходящей от цифры 3, указаны номера вопросов контрольной работы слушателя. Они следующие: 7, 26, 47, 79, 114, 117.