Бальмонт Константин Дмитриевич

(1867 - 1942)

Имя Бальмонта было широко известно в России начала ХХ века, он оказал большое влияние на русскую культуру, в течение целого десятилетия он «нераздельно царил над русской поэзией» (В.Брюсов).

В ранней поэзии Бальмонта сразу привлек внимание образ лирического героя, совсем не традиционный для русской поэзии. Его герой – человек, принимающий жизнь во всем ее многообразии, он не знает запретов и ограничений, он дерзок, считает себя гением, но интересы общества ему чужды, его интересует только свой внутренний мир. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце» – основной мотив его лирики. Герой хочет быть «дерзким», «смелым», «хочу одежды с тебя сорвать», он описывает капризы своего настроения. В его стихах часто отсутствуют логические связи, он первым стал использовать ассоциативность без внутренней логической связи, нередко ощущается преобладание музыкального начала над смысловым. Лучшие его сборники созданы в самом начале ХХ века («Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь»), но очень скоро он стал повторять самого себя, ведь, по словам А.Блока, поэт был занят «исключительно собой», его влекло только описание собственного «я», только «мимолетностей»:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

У Бальмонта очень пестрая биография, он много путешествовал, в 1901 г. он был выслан из Петербурга с запрещением жить в столицах. В 1905 г. путешествовал по США и Мексике, в 1912 г. отправился в кругосветное путешествие, в 1916 г. едет в Японию, ездит по России, был в Грузии и т.д.

В 1913 г. была объявлена политическая амнистия, поэт возвратился в Москву, где его восторженно встречали.

Свержение самодержавия поэт приветствовал, а к Октябрьской революции отнесся резко негативно, ведь он был поборником абсолютной свободы и не принял диктатуры пролетариата.

В первые годы после революции он жил в Москве, сотрудничал в советских газетах и журналах, голодал как все. В эмиграции Бальмонт оказался летом 1920 года, уехав в командировку, но больше не вернулся, остался жить в Париже. Эмиграция отнеслась к нему холодно, он никогда не был в центре литературных споров, хотя и в эмиграции он очень много писал, но страдал от одиночества, о чем свидетельствуют его письма и дневники.

Его литературная деятельность в 20-30 годы была очень интенсивной, сотрудничал в парижских газетах и журналах («Последние новости», «Современные записки» и др.), издал 22 поэтических сборника, читал лекции в Сорбонне, занимался переводами, особенно много переводил славянских поэтов. Бальмонт очень болезненно переживал разрыв с Родиной, о чем пишет в письмах к друзьям: «утрата корней… нет часа, чтобы я не хотел вернуться… Мое сердце в России, а я здесь. Бытие полное» (Письма к А.Седых).

Первым эмигрантским сборником принято считать «Марево». Эта книга вся о России, он пишет о родине «через мглу разлук», пишет проще, в ней меньше декоративности, присутствует ясность мысли, воспоминания о детстве, о юности, о жизни в прежней России: