В России в настоящее время существует четырехуровневая система законодательных актов по бухгалтерскому учету.

I УРОВЕНЬ – законодательный (Конституция РФ, Кодексы, Федеральные законы, Указы Президента и проч.)

II УРОВЕНЬ – нормативный (Положения по бухгалтерскому учету - ПБУ, МСФО)

III УРОВЕНЬ – методический (Методические указания и отраслевые рекомендации министерств)

IV УРОВЕНЬ – учетный (локальный) (Унифицированная и специализированная документация, разрабатываемая и используемая организацией).

Информация бухгалтерского учета нужна многим группам пользователей. Пользователи могут быть внутренними и внешними, которые напрямую или косвенно заинтересованы в финансовой информации. К внутренним пользователям можно отнести администрацию и управленческий персонал, работников предприятия и его собственников. К внешним пользователям –инвесторов, кредиторов поставщиков, покупателей, налоговые органы, органы статистики, аудиторские компании и проч.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что представляет собой хозяйственный учет?

2. Какие измерители применяются в учете?

3. Перечислите виды хозяйственного учета и дайте им характеристику.

4. Назовите отличие бухгалтерского учета от остальных видов хозяйственного учета.

5. Какие задачи стоят перед бухгалтерским учетом?

6. Какая система нормативного регулирования бухгалтерского учета существует в РФ?

7. Назовите основные группы пользователей бухгалтерской информации.

Тестовые вопросы:

1. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные процессы:

a) Прерывно

b) Непрерывно

c) По состоянию на отчетную дату

2. Основной измеритель, применяемый в бухгалтерском учете:

a) Натуральный

b) Стоимостной

c) Денежный

3. Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета?

a) Руководитель

b) Учредители

c) Главный бухгалтер

4. К одной из основных задач бухгалтерского учета относится:

a) Оценка имущества в рублях

b) Ведение учета с использованием принципа двойной записи

c) Отражение хозяйственных операций на счетах сплошным методом

d) Формирование информации, необходимой пользователям отчетности

5. К допущениям в бухгалтерском учете относят принцип:

a) Рациональности

b) Непрерывной деятельности

c) Обратной связи

d) Аналитичности

6. К требованиям в бухгалтерском учете относят принцип:

a) Непрерывности деятельности

b) Временной определенности фактов хозяйственной деятельности

c) Имущественной обособленности

d) Приоритета содержания над формой

7. Система регулирования бухгалтерского учета в РФ считается:

a) Одноуровневой

b) Двухуровневой

c) Трехуровневой

d) Четырехуровневой

8. К документам первого уровня регулирования бухгалтерского учета можно отнести:

a) Положения по бухгалтерскому учету

b) Инструкции

c) Федеральные законы.

9. Методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет:

a) Правительство РФ

b) Госкомстат РФ

c) Министерство финансов РФ

d) Ассоциация профессиональных бухгалтеров.

10. К внутренним пользователям бухгалтерской информации относят:

a) Инвесторов

b) Собственников предприятия

c) Налоговые органы.

Нормативно-правовая база:

1.Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете” от 06.12.11г. № 402-ФЗ

2.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н.

3.Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” ПБУ 1/08: утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н.

4.Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283

5.Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997)

ТЕМА 2: ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ГРУППИРОВКА ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Цель: усвоение группировки имущества предприятия по видам и источникам образования.

Вопросы для изучения:

  1. Предмет (объекты) бухгалтерского учета.
  2. Классификация имущества организации.
  3. Метод бухгалтерского учета. Элементы метода и их взаимосвязь

Необходимые сведения из теории:

Предметом бухгалтерского учёта является хозяйственная деятельность организации. Объектами или составными частями предмета являются:

Имущество организации (хозяйственные средства, функционирующий капитал, активы)это совокупность материальных, денежных ценностей, а также юридические отношения с различными организациями и лицами.

Обязательства организации (источники формирования имущества, пассивы)это совокупность собственных и заемных средств краткосрочного и долгосрочного характера, находящихся в распоряжении организации.

Хозяйственные операции –это факты хозяйственной деятельности, оказывающие влияние на финансовое положение организации, то есть на состояние имущества, обязательств и величину финансового результата. Хозяйственные операции вызывают изменение в имуществе и источниках его формирования.

Обособленность имущества указывается в ст.48 ГК при определении статуса юридического лица. «Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам своим имуществом…»

В ст.8 ФЗ «О бухгалтерском учёте» отмечается следующее: «Имущество, являющееся собственностью организации учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации…» «Созданная коммерческая организация юридически самостоятельна по отношению к собственникам её создавшим. Собственность организации не есть собственность её владельцев, а собственность её владельцев не есть собственность организации».

Имущество организации можно классифицировать по различным признакам. По составу все имущество делят на внеоборотные и оборотные активы. (см.рис.2) По сферам использования на активы сферы производства, сферы обращения и внепроизводственной сферы. (см.рис.4) По источникам образования на собственные и заемные (привлеченные) средства. (см.рис.5)

Классификация имущества на оборотные и внеоборотные активы лежит и в основе баланса. Это его левая часть – актив.

Внеоборотные активы –это активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода, свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Оборотные активы -это денежные средства и иные активы, в отношении которых можно предполагать, что они будут обращены в денежную наличность, или проданы, или потреблены в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев.

 


Рис. 2 Состав имущества организации по видам и функциональной роли

 

Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою материально-вещественную форму и перенося свою стоимость на стоимость создаваемой продукции частями по мере износа (амортизации). К ним относятся земельные участки и объекты природопользования, здания, сооружения, машины, оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь.

Нематериальные активы – это объекты длительного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход. Переносят свою стоимость на стоимость продукции по частям по мере амортизации. К ним относятся права пользования патентами, лицензиями, товарными марками и знаками, авторские права, деловая репутация, организационные расходы.

Капитальные вложения - совокупность затрат на воспроизводство основных средств и улучшение их качественного состава, создание новых основных средств, расширение и модернизация действующих.

Долгосрочные финансовые вложения (вложения на срок более 12 месяцев) – вклады в уставный капитал других организаций, приобретение акций, облигаций сторонних организаций и государственных ценных бумаг, а также займы, предоставленные другим организациям или лицам.

Материальные оборотные средства – это предметы труда (сырьё, материалы, топливо), которые теряют или видоизменяют свою форму и полностью потребляются в одном производственном цикле; а также продукция не законченная производством, готовая продукция и товары для перепродажи.

Денежные средства – это сумма наличных денег, хранящихся в кассе организации, на расчётном, валютном и прочих счетах в банке.

Средства в расчётах (дебиторская задолженность) – задолженность данной организации юридических и физических лиц за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, суммы за подотчётными лицами, расходы будущих периодов и др.

 

 

Рис. 3 Механизм возникновения дебиторской задолженности

 

Если получение денег за работу, товар, услугу совпадает по месту и времени с отгрузкой и отпуском этого товара, то дебиторская задолженность не возникает. Если передача работы, товара, услуги происходит с отсрочкой платежа со стороны покупателя, образуется дебиторская задолженность. В этом случае продавец является кредитором и приобретает задолженность дебитора. То есть, дебиторы – это должники данной организации.

Все перечисленные виды хозяйственных средств организации – это то, что она имеет и с помощью чего работает. Поэтому имущество принято называть активами.

Активы = Внеоборотные активы + Оборотные активы

Имущество организации можно также разделить по сферам деятельности. Наиболее часто выделяют сферу производства, сферу обращения и внепроизводственную сферу. Сфера производства – это деятельность по изготовлению товаров, оказанию услуг, выполнению работ. Сфера обращения – это деятельность, связанная со снабжением процесса производства товарно-материальными запасами и с продажей результатов производства. Внепроизводственная сфера – это деятельность по созданию благоприятных условий труда и быта работников организации. В этой связи имущество можно разделить следующим образом. (см. рис.4)

 

 


Рис.4. Имущество организации по сферам деятельности

 

Имущество создаётся на основе обязательств, которые именуются источниками образования имущества или пассивами. Таким образом, всё, что есть у предприятия – это его долги. В этом состоит «парадокс бухгалтерского учёта», который проявляется в том, что с одной стороны все активы организации принадлежат ей на правах собственности, а с другой на определённую часть имущества претендуют кредиторы, права которых защищены законом, в остальной части на имущество организации имеют обоснованные претензии собственники. Т.е. с юридической точки зрения организация является единственным собственником всех активов, согласно бухгалтерскому учёту все активы – это долги.

Источниками образования хозяйственных средств являются уставный (складочный) капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, средства целевого финансирования, доходы будущих периодов. Все перечисленные виды источников считаются собственными. Кроме того, имеются и заемные источники. К ним относятся кредиты банков, предоставленные данной организации займы, кредиторская задолженность и обязательства по распределению. (см. рис.5)

 

 

 

 


Рис.5. Состав источников образования хозяйственных средств

 

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов и обязательств.

Уставной капитал – совокупность вкладов в денежном выражении учредителей в имущество организации при её создании, основной источник обеспечения деятельности в размерах, определённых учредительными документами.

Резервный капитал создаётся из прибыли организации и используется на выплату доходов учредителям при недостаточности прибыли отчётного года, на покрытие непредвиденных потерь и убытков за отчётный год, для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций.

Добавочный капитал состоит из прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, а также возникающего в случае продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость акций.

Резервы могут быть созданы за счёт доходов организации (резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, по сомнительным долгам и др.), а также за счёт издержек на производство (резервы предстоящих расходов).

Нераспределённая прибыль – это часть чистой прибыли, не распределённая между акционерами и используемая на накопление имущества хозяйствующего субъекта.

Доходы будущих периодов – доходы, полученные в отчётном периоде, но относящиеся к будущим отчётным периодам (безвозмездные поступления; погашение задолженности по недостачам за прошлые годы, выявленные в отчётном и проч.).

Целевое финансирование -средства, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения (средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др.).

Кредиты – это долгосрочные или краткосрочные ссуды от банков на закупку товарно-материальных ценностей на расширение производства, на внедрение новой техники и другие цели.

Займы – это полученные от юридических и физических лиц ссуды под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи собственных акций и облигаций.

Кредиторская задолженность – это долги предприятия в пользу других организаций или лиц, которые именуются кредиторами. Она появляется в результате разрыва во времени между предоставлением ТМЦ, оказанием услуг, поступлением предварительного денежного аванса и датой их фактической оплаты и выполнения обязательств перед сторонними лицами.

Обязательства по распределению отличаются от перечисленных видов обязательств тем, что образуются путем начисления, а не поступают со стороны. Это задолженность работникам по заработной плате, перед бюджетом, перед внебюджетными фондами и т. п.

Таким образом, все перечисленные средства составляют пассивы организации.

Пассивы = Собственный капитал + Обязательства

На основе вышесказанного можно вывести ряд формул:

Имущество = Источники образования имущества

Активы = Собственный капитал + Обязательства

Активы = Пассивы

Кроме имущества и обязательств объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные процессы или действия, которые отражают различные хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты деятельности. В результате хозяйственных процессов происходят изменения в имуществе и обязательствах. Хозяйственная деятельность любой организации складывается из трех взаимосвязанных процессов: снабжения, производства и продажи и формирования финансового результата. Эти хозяйственные процессы состоят из множества хозяйственных операций.

Процесс снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимых для производства. При этом осуществляется контроль за ходом выполнения договоров с поставщиками, определяется себестоимость приобретенных товарно-материальных запасов.

Процесс производства – основа деятельности организаций. Здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства. В этом процессе определяется объем выпускаемой продукции и ее себестоимость, осуществляется контроль над экономным и рациональным использованием ресурсов.

Процесс продажи и формирование финансового результата – совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции, оказанием услуг, основных средств и прочих активов, а так же определением финансовых результатов деятельности. При этом осуществляется контроль за ходом выполнения договоров поставки готовой продукции по объему и ассортименту, начисляется сумма полученной выручки и определяется прибыль или убыток от продажи.

Методы– это совокупность приемов и способов, применяемых в определенной последовательности и взаимосвязи для отражения объектов учета. Основными элементами метода являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность. Их характеристика представлена в таблице 2.

Таблица 2

Методы бухгалтерского учета

Элементы Характеристика
Документация Способ юридического оформления хозяйственных операций, письменное свидетельство об их совершении. Каждая хозяйственная операция должна быть оформлена документально, так как на основании этого делаются записи в регистрах бухгалтерского учета. С 1.01.99. первичные учетные документы унифицированы.
Инвентаризация Способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств данным бухгалтерского учета. Это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления с данными бухгалтерского учета на определенную дату. В результате выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а так же излишки или недостаток имущества организации.
Оценка Способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежную оценку.Производится с помощью цен, тарифных ставок, должностных окладов и т. п.
Калькуляция   Способ исчисления затрат на изготовление единицы изделия
Счета Способ экономической группировки объектов бухгалтерского учета по принципу однородности их экономического содержания. Это способ текущего отражения имущества, источников его образования и хозяйственных операций. Отражение операций на счетах осуществляется с помощью двойной записи.
Двойная запись Способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций с использованием счетов бухгалтерского учета. Это регистрация одной и той же операции на двух счетах одновременно: по дебету одного и кредиту другого на одинаковую сумму.
Бухгалтерский баланс Способ отражения хозяйственных средств и их источников, позволяющий получить информацию о состоянии этих объектов на определенную дату. Состоит из двух частей: актива и пассива, соответственно отражающих имущество организации и источники его формирования.
Отчетность Совокупность обобщенных показателей, рассчитанных по данным бухгалтерского учета. Это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Задания: