Назначение автоматической газовой защиты (АГЗ). Места установления датчиков (ДМТ) в горных выработках и уровень их настройки в соответствии с требованиями ПБ.

Измерения содержания метана производится стационарной аппа­ратурой.

В шахтах 3 категории по газу, сверхкатегорных и опасных по вне­запным выбросам, контроль концентрации метана должен осуществ­ляться:

а) в призабойных пространствах тупиковых выработок длиной
более 10 м и в исходящих струях при длине выработки более 50 м, если в
выработках применяется электроэнергия и выделяется метан, а при
проведении выработок с применением ВР в режиме сотрясательного
взрывания - независимо от применения электроэнергии; при наличии в
тупиковой части выработки передвижной подстанции - у подстанции. В
тупиковых выработках, опасных по слоевым скоплениям метана, длиной
более 100 м, если в них применяется электроэнергия, - дополнительно у
мест возможных слоевых скоплений;

б) у ВМП с электрическими двигателями при разработке пластов,
опасных по внезапным выбросам угля и газа, а также при установке
вентиляторов в выработках с исходящей струей воздуха из очистных или
тупиковых выработок;

в) в шахтах, опасных по внезапным выбросам, а в выработках со
свежей струей воздуха в пределах опасной зоны при сотрясательном
взрывании в местах установки электрооборудования, оставляемого под
напряжением для обеспечения непрерывной работы ВМП;

г) в поступающих в очистные выработки струях при нисходящем
проветривании, при последовательном проветривании, а также при
разработке пластов, опасных по внезапным выбросам угля и газа, с
применением электроэнергии независимо от направления движения
вентиляционной струи в очистной выработке;

д) в исходящих струях очистных выработок, в которых применя­
ется электроэнергия, и в исходящих струях выемочных участков незави­
симо от применения электроэнергии;

е) в тупиках вентиляционных выработок, погашаемых вслед за очистными забоями;

ж) в камерах для машин и электрооборудования, проветриваемых исходящими струями воздуха;

з) в местах установки электрооборудования в рудничном нор­мальном исполнении и электрооборудования общего назначения;

и) в выработках с исходящими струями воздуха за пределами выемочных участков (до стволов), если в них имеется электрооборудо­вание и кабели;

к) в исходящих струях крыльев и шахт, опасных по внезапным выбросам;

л) у смесительных камер (смесителей) газоотсасывающих устано­вок;

м) в камерах газоотсасывающих вентиляторов. Стационарная автоматическая аппаратура контроля содержания метана должна производить отключение электроэнергии при уставке на концентрацию метана:

- в призабойных пространствах тупиковых выработок, а также у проходческих полков в вертикальных етволах-2%;

- в исходящих струях тупиковых выработок, в том числе в исходя­щих струях вертикальных стволов-1%;

- в исходящих струях очистных выработок и выемочных участков-1,3%;

- у передвижных электрических подстанций, устанавливаемых в ту­пиковых выработках -1%;

- в перекачных камерах водоотлива вертикальных стволов -1%;

- в поступающих струях выемочных участков и очистных выработок,
а также перед ВМП с электродвигателями -0,5%. Для предупреждения
загазирований допускается настройка датчиков на отключение ВМП -1%
при условии, что со всех электроприемников в тупиковой и очистной
выработках при концентрации метана в поступающей струе более 0,5%
будет автоматически сниматься напряжение;

-в выработках с исходящей струей воздуха за пределами выемочных участков у сопряжений с вентиляционными выработками -1%;

- в выработках с исходящей струей воздуха за пределами выемочных
участков перед ЦПП -1%;

- в камерах для машин и электрооборудования, проветриваемых ис­ходящими струями воздуха, -1%;

- при контроле слоевых и других местных скоплений метана в горных выработках -2%;

- у смесительных камерах (смесителей) газоотсасывающих установок -1,3% в вентиляционных выработках выемочных участков и 1% - в выработках за пределами выемочных участков;

- в камерах газоотсасывающих установок - 1%.

 

 

28. Назначение и порядок осуществления дегазации угольных пластов, выработанных пространств и боковых пород. Меры безо­пасности при дегазационных работах.

Вшахтах с высокой газообильностью должна осуществляться дегаза­ция.

Сущность дегазации - заключается в том, что метан из пласта, выра­батывающего пространства, спутников или из других мест его скопления по специальным трубам отсасываются на поверхность вакуумной насос­ной установкой.

На поверхности этот метан может использоваться по различным на­правлениям.

1. Дегазацию разрабатываемых угольных пластов - приме­няют когда сильно газовый пласт (3 куб.м/мин).Чтобы извлечь ме­тан из пласта, до начала очистных работ со стороны подготови­тельных выработок по углю бурят скважины диаметром 80 - 150мм на длину меньше длины лавы на 20 -30м через 10 -20м. К скважи­нам подсоединяются дегазационные трубы и метан отсасывается из пласта на поверхность шахты.

2. Дегазация выработанного пространства применяется то­гда когда много метана накапливается в выработанном пространст­ве лавы и выходит в выработку и верхнюю часть лавы, создается опасная зона, повышение концентрации СНд в исходящей лавы.

Применяются различные варианты дегазации:

а) отсасывание метана из выработанного пространства с помощью
труб, проложенных в вентиляционном штреке. Всасывающий патрубок
располагается за переносной перемычкой;

б) наиболее эффективный способ извлечения метана из выработанно­
го пространства лавы при помощи скважин, пробуренных из штрека в
кровлю в сторону выработанного пространства (метан выделяется из
спутников пласта);

в) дегазация выработанного пространства при помощи вертикальных
скважин, пробуренных с поверхности на глубину 600-700 м.

3. Дегазация пласта при прохождении подготовительных выработок применяется когда с помощью ВМП не возможно снизить концентрацию метана до 1 %. При этом, бурят из выработки скважины параллельно оси продвижение забоя длинной 100-150 м. Устье скважины герметизируют и подключают к газопроводу. Ниши располагаются по обеим сторонам выработки.

4. В зависимости от горно-геологических условий (нарушение пла­ста и т.д.) могут применяться различные варианты дегазации. В каждом конкретном случае на шахте, совместно с рекомендацией институтов применяется наиболее эффективный метод дегазации.

 

29. Источники образования породной и угольной пыли. Свой­ства и профессиональная вредность пыли. Предельно-допустимые нормы содержания пыли в шахтном воздухе по ПБ. Меры по борьбе с пылью как источником профессиональной вредности и порядок применения средств индивидуальной защиты от пыли.

Шахтная пыль - это мельчайшие частицы угля или породы, находя­щиеся во взвешенном состоянии.

Источники пылеобразования - работа шахтных механизмов при раз­рушении угля, породы и транспортировка груза при большой скорости воздуха.

По действию на организм человека пыль делится на ядовитую (свин­цовая, ртутная и др.) и неядовитую (пыль угля и пород, не содержащих ядовитых минералов). Неядовитая породная и угольная пыль, загрязняя воздух, может вызвать легочные заболевания, носящие общее название пневмокониозов.

Пневмокониоз, вызванный кремнистой пылью (содержащей свобод­ную двуокись кремния ЗиСЬ), называют силикозом, а угольной пылью -антракозом.

При силикозе пылевые частицы размером менее 5-10 мкм проника­ют вместе с вдыхаемым воздухом в легкие и оседают на стенках легоч­ных пузырьков - альвеол. Под влиянием тканевых жидкостей двуокись кремния переходит в кремниевую кислоту, оказывающую химическое воздействие на ткани легких и приводящую к ее фиброзным изменени­ям. Постепенно отдельные группы альвеол замещаются фиброз­ной тканью, что приводит к нарушениям кровообращения и работы сердца.

При заболевании антракозом образование фиброзной ткани в легких происходит менее интенсивно. Поражения легких не такие тяжелые, как при силикозе. Антракоз развивается медленнее силикоза. Болезнь носит хронический характер и понижает сопротивляемость организма тубер­кулезной инфекции. Антракоз может быть вызван вдыханием как уголь­ной, так и антрацитовой пыли, однако антрацитовая пыль считается более агрессивной.

Предельно-допустимая запыленность по ПБ:

Качественная Содержание ПДК, мг/м3, по
характеристика свободного ди- общей массе
пыли оксида кремния в пыли, %  
Породная, углепородная От 10до70
Углепородная, угольная От 5 до 10
Антрацитовая До 5
Пыль каменных углей До 5

На каждой шахте должны осуществляться мероприятия по обеспы­ливанию воздуха. Проекты новых и реконструируемых шахт, вскрытия и подготовки блоков, панелей, выемочных полей, а также паспорта выемочных участков, проведения и крепления подземных выработок долж­ны содержать мероприятия по борьбе с пылью.

Борьба с пылеобразованием (комплексное обеспыливание):

а) орошение на всех пунктах пылеобразования;

б) предварительное нагнетание воды в пласт ;

в) мокрое бурение;

г) установка туманообразователей;

д) проветривание, не превышая скорость согласно ПБ;

е) пылеотсасывание и т. д.

Для целей пылеподавления должна использоваться вода, отвечающая требованиям государственных стандартов. Допускается по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора использование шахтной воды после очистки от механических примесей и бактериально­го обеззараживания.

Шахтная атмосфера по своему составу, температуре и влажности должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность человека в тече­нии всего времени нахождения под землей.

Если в воздухе рабочей зоны содержание пыли превышает предельно допустимую концентрацию, то должен применятся дополнительный комплекс мер по обеспыливанию воздуха и средства индивидуальной защиты органов дыхания от пыли.

 

30. Факторы, влияющие на взрывоопасность угольной пыли. По­рядок отнесения угольных пластов к опасным по взрывам угольной пыли. Мероприятия по предупреждению и локализации взрывов угольной пыли в горных выработках (пылевой режим).

К опасным по взрывам пыли относятся пласты угля с выходом ле­тучих веществ 15% и более, а также пласты угля (кроме антрацитов) с меньшим выходом летучих веществ, взрывчатость пыли которых уста­новлена лабораторными испытаниями.

Факторы, влияющие на взрывчатость угольной пыли.

1 .От содержания летучих веществ в угле.

Пыль взрывается при содержании летучих 15% и более. Легко взрывается при содержании от 17 до 32%. Антрацитовый уголь содержит летучих менее 15% - пыль не взрывчатая

2.0т количества пыли в атмосфере.

Нижний предел взрывчатости от 20-25 г/м3. Верхний предел взрывчатости от 200-300 г/м . Самый сильный взрыв при 300-400 г/м".

З.От концентрации метана в рудничной атмосфере.

Чем больше метана, тем больше степень взрывчатости пыли. Такие шахты опаснее вдвойне.

4.0т зольности пыли.

Чем больше зольность пыли, тем хуже она взрывается, а при 60-90% вообще не взрывается (процент взрывчатости зависит от свойств угля). Исходя из этого, зольность пыли в шахте искусственно увеличи­вают путем осланцевания выработок.

5.0т влажности пыли.

Чем больше влаги содержит пыль, тем она менее взрывчата (пыль не может перейти во взвешенное состояние). Поэтому на шахтах выра­ботки обмывают водой.

6.0т тонкости пыли.

Температура воспламенения пыли 800°-900°. Взрыв может про­изойти от открытого пламени, взрыва метана, взрывных работ, электри­ческой искры. При взрыве пыли образуется большое количество СО, чем при взрыве метана.

Параметры способов средств пылевзрывозащиты горных вырабо­ток должны устанавливаться в соответствии с нижними пределами взрываемости отложившейся угольной пыли и нормой осланцевания.

На шахтах, разрабатывающих пласты, опасные по взрывам пыли, должны осуществляться мероприятия по предупреждению и локализа­ции взрывов угольной пыли, основанные на применении инертной пыли (сланцевая пылевзрывозащита), воды (гидропылевзрывозащита) или воды и инертной пыли (комбинированная пылевзрывозащита).

При сланцевой пылевзрывозащите для предупреждения взрывов пыли должны производится побелка и осланцевание горных выработок, для локализации взрывов должны устанавливаться сланцевые заслоны.

При гидропылевзрывозащите для предупреждения взрывов пыли должны применятся: побелка, обмывка горных выработок (мокрая убор­ка пыли), связывание отложившейся пыли гигроскопическими смачи-вающе-связывающими составами, а также с помощью непрерывно дей­ствующих туманообразующих завес. Для локализации взрывов должны устанавливаться водяные завесы.

При комбинированной пылевзрывозащите должны применятся спо­собы и средства предупреждения и локализации взрывов пыли, основан­ные как на воде, так и на инертной пыли.

При ведении ВР должны применятся мероприятия по предупрежде­нию взрывов пыли.

Сланцевыми или водяными заслонами должны быть защищены:

а) очистные выработки;

б) забои подготовительных выработок, проводимых по углю или по
углю и породе;

в) крылья шахтного поля в каждом пласте;

г) конвейерные выработки;

д) пожарные участки;

е) склады взрывчатых материалов.

Забои подготовительных выработок ограждаются рассредоточенными заслонами. В конвейерных выработках заслоны устанавливаются на всем протяжении через 300 м - сланцевые или 250 м - водяные. Сланцевые заслоны устанавливаются на расстоянии не менее 60 м и не более 300 м от объекта ограждения. Водяные заслоны соответственно 75 - 250 м.

Сланцевые заслоны:

1 .Длина заслона не менее 20 м.

2.Полки шириной от 0,25 до 0,5 м, а со свободнолежащим настилом не более 1 м.

3.Бортики не более 80 мм.

4.Расстояние между полками не более ширины полки.

5.Расстояние от пыли до крепи 100-300 мм.

Водяные заслоны:

1 .Длина заслона не менее 30 м.

2.Пластмассовые сосуды емкостью не более 80 л.

3.Расстояние между сосудами по длине выработки не менее 500 мм.

4.Расстояние от кромки сосуда до крепи 100-600 мм.

 

 

31. Переносные приборы эпизодического действия для кон­троля концентрации метана и углекислого газа, их устройство и принцип работы. Порядок проверки исправности приборов при получении и правила замера метана и углекислого газа непосредст­венно в горных выработках.

Переносные приборы эпизодического действия служат для определе­ния концентрации метана и углекислого газа в шахтном воздухе. К этим приборам относятся шахтные интерферометры ШИ-10,11.

Эти приборы имеют силуминовый корпус, в котором смонтированы все детали при бора. Внутри корпуса приборы разделены перегородками на 3 отделения:

1 .Оптические детали прибора.

2.Лабиринт, представляющий собой катушку с намотанной на ней трубкой из полихлорвинила. Здесь же помещается сухой элемент типа 343 для питания лампы.

3.Поглотительный патрон. Здесь же находится штуцер, на который надевается трубка резиновой груши при заполнении воздушной линии чистым атмосферным воздухом.

На корпусе прибора размещены:

а) штуцер для засасывания в прибор рудничного воздуха;

б) распределительный кран;

в) окуляр;

г) штуцер с фильтром, на который надевается трубка резиновой гру­
ши;

д) винт для перемещения интерфериционной картины в нулевое по­ложение;

е) кнопка «К» для перемещения газо-воздушной камеры в положение
«К» - контроль (подписи «Н» и «К» нанесены на крышках кнопок);

ж) кнопка «Н» включения лампы для измерения;

з) крышка отделения с поглотительным патроном.

Действие приборов основано на измерении смещения интерферици­онной картины, происходящего вследствие изменения состава исследуе­мой пробы шахтного воздуха, находящейся на пути одного из двух лучей, способных интерферировать.

Смещение интерфериционной картины относительно ее нулевого по­ложения пропорционально разности между показателями преломления света исследуемой газовой смеси и чистого атмосферного воздуха. Это преломление, в свою очередь, пропорционально процентному содержа­нию метана и углекислого газа в смеси.

Перед спуском в шахту приборы должны быть подготовлены к рабо­те, необходимо проверить исправность резиновой груши, проверить герметичность газовой линии прибора, пробозаборника; продуть воз­душную и газовую линии прибора атмосферным воздухом, после прока­чивания штуцер закрыть резиновым колпачком, надеть крышку и прибор поместить в футляр; нажать кнопку включения лампы и посмотреть в окуляр, если нужно, навести резкость, установить интерфериционную картину в нулевое положение.

Замер метана и углекислого газа производится следующим образом: при определении содержания метана распределительный кран ставится в положение «СН4». Путем 3 сжатий резиновой груши проба рудничного воздуха через штуцер, прокачивается в прибор. Если набранный в при­бор рудничный воздух содержит метан, то интерфериционная картина сместится вправо вдоль шкалы. При наблюдении в окуляр по смещенно­му положению левой черной полосы интерфериционной картины произ­водится отсчет делений шкалы, и результат выражается с точностью до 0,1%.

Для определения содержания углекислого газа в рудничном воз­духе необходимо сделать определение концентрации метана указанным выше способом. Затем распределительный кран ставится в положение «СС>2» и производится прокачивание рудничного воздуха в прибор путем 3 сжатий резиновой груши. Отсчет производится так же по шкале, как и при определении содержания метана.

Сумма содержаний газов (СН4 + СО2) не должна превышать 6% в объемных долях. Содержание углекислого газа равно разности 2 и 1 отсчетов. Для более точного определения концентрации С02 необходимо показания прибора умножить на коэффициент 0,95.

Во всех случаях замера содержания метана и углекислого газа приборами эпизодического действия всасывающая трубка прибора должна удерживаться в одной точке.

При определении средней концентрации метана или углекислого газа в поступающих и исходящих струях замеряющий располагается посередине выработки против движения воздушной струи и производит замер в центре поперечного сечения выработки. При определении сред­ней концентрации метана и углекислого газа в исходящей струе очист­ной выработки замеряющий располагается против движения воздушной струи и осуществляет замер под кровлей, в центре и у почвы выработки. Средняя концентрация ориентировочно определяется как среднее ариф­метическое из 3 замеров.

В призабойных пространствах очистных и подготовительных вы­работок контроля за составом рудничной атмосферы должен произво­дится так, чтобы замеры характеризовали наибольшее содержание мета­на и углекислого газа. Для этого при замерах необходимо всасывающую трубку держать:

- в газовых шахтах - под кровлей выработки;

- в негазовых шахтах - у почвы выработки;

- в камерах - в центре поперечного сечения, а также у кровли и почвы выработки.

Определять содержание метана в исходящей струе очистной вы­работки следует в вентиляционном штреке на расстоянии 10-20 м от очистного забоя, считая по ходу вентиляционной струи. Содержание метана в исходящей струе участка определяется в начале вентиляционного штрека в 10-20 м от ходка, бремсберга или другой выработки в сторону очистного забоя.

Замер содержания метана в поступающей струе в очистную выра­ботку производится на входе в нее.

 

 

32. Переносные приборы непрерывного автоматического дейст­вия для измерения концентрации метана. Принцип их работы и порядок осуществления контроля концентрации метана в горных выработках.

К переносным приборам непрерывного автоматического действия от­носятся: СШ-2, СММ-1, СМС-1, «Сигнал-2».

Переносные сигнализаторы метана СШ-2 и СММ-1 предназначены для непрерывного определения процентного содержания метана в шахт­ной атмосфере и автоматической сигнализации при достижении аварий­ной его концентрации (2%). Приборы имеют 2 шкалы измерения: 0,5 -2% и 1 - 4%. Аварийный сигнал - световой (мигающая красная лампоч­ка) и звуковой (сирена). Прибор оснащается автономным источником питания, которого хватает на 10 ч непрерывной работы. Разница прибо­ров состоит в том, что СММ-1 имеет уменьшенные массу и размеры.

Индивидуальные автоматические сигнализаторы метана СМС-1, со­вмещенные с головным светильником, выполнены на базе головного светильника с герметичными аккумуляторами. Термокаталитический чувствительный элемент, действующий по тому же принципу, что и у приборов СШ-2 и СММ-1, помещен в гидроизолированный колпачок из прочного высокопористого материала, защищенный кожухом, закреп­ленным на фаре светильника. При опасной концентрации метана мосто­вая схема прибора включает сигнальное устройство, которое переводит лампу светильника в режим мигающего свечения.

В шахтах 1 и 2 категории по газу контроль концентрации метана пе­реносными автоматическими приборами должен осуществляться в при-забойных пространствах тупиковых выработок и на выемочных участ­ках, если в них выделяется метан. На выемочных участках переносные автоматические приборы должны применятся для контроля концентра­ции метана у выемочных машин и в погашаемых тупиках вентиляцион­ных выработок.

В шахтах 3 категории по газу, сверхкатегорных и опасных по внезап­ным выбросам, контроль концентрации метана переносными автомати­ческими приборами должен осуществляться:

а) в призабойных пространствах тупиковых выработок;

б) в местах работы людей в выработках с исходящей струей воздуха;

в) у выемочных машин, если на выемочных участках выделяется ме­
тан и машины не оборудованы встроенными автоматическими прибора­
ми контроля концентрации метана;

г) на электровозах;

д) у буровых станков при бурении скважин;

е) при вскрытии электрооборудования.

Переносные автоматические приборы контроля содержания метана должны располагаться:

а) в тупиковых выработках - в верхней части сечения выработки в 3-5
м от забоя на противоположной от вентиляционного трубопровода сто­
роне выработки;

б) в очистных выработках - на пологих и наклонных пластах у корпу­
са комбайна или врубовой машины со стороны исходящей струи, на
крутых пластах - в месте нахождения машиниста; при дистанционном
управлении комбайном - в вентиляционном штреке против выхода из
очистной выработки у кровли штрека;

в) в выработках с исходящей струей воздуха - у кровли выработок в
местах работы людей;

г) у буровых станков - на расстоянии не более 1 м от буримой сква­жины по направлению движения вентиляционной струи у кровли выра­ботки.

Переносные автоматические приборы контроля содержания метана должны подвешиваться так, чтобы воздушный поток подходил со сторо­ны, противоположной лицевой панели прибора.

 

 

33. Условия проветривания подготовительных забоев за счет об­щешахтной депрессии и вентиляторами местного проветривания (ВМП) в соответствии с требованиями ПБ. Действия рабочих и ИТР при остановке ВМП, проветривающего тупиковую выработку.

Проветривание тупиковых выработок должно производится с помо­щью ВМП или за счет общешахтной депрессии.

При проветривании за счет общешахтной депрессии и проведении выработок по пластам узким забоем должны проводится параллельные выработки для исходящей струи воздуха, сбиваемые с основной выра­боткой через промежутки не более 30 м печами (просеками). По мере проведения новых печей (просеков) старые должны изолироваться по­стоянными перемычками, покрываемыми воздухонепроницаемыми составами.

Проветривание тупиков параллельных выработок и сбоек между ни­ми за счет общешахтной депрессии должно осуществляться с помощью вентиляционных труб длиной не более 60 м.

На действующих шахтах из тупиковых выработок, находящихся в проходке, запрещается проведение новых тупиковых выработок, кроме тех, которые предназначены для ликвидации тупиков и сокращения их длины.

При осуществлении проветривания с помощью ВМП они должны ра­ботать непрерывно. Обслуживание вентиляторов должно осуществлять­ся специально назначенными и обученными лицами.

При применении аппаратуры автоматического контроля работы и те­леуправления ВМП выделение специальных лиц для обслуживания ВМП не требуется.

В случае остановки ВМП или нарушения вентиляции работы в тупи­ковой части выработки должны быть прекращены, напряжение с элек­трооборудования снято и люди из нее немедленно выведены в проветри­ваемую выработку, а у устья тупиковой выработки должен быть уста­новлен запрещающий знак. Возобновление работ разрешается после проветривания и обследования выработки руководителями работ.

Тупиковые выработки длиной более 200 м, проводимые по угольному пласту, в газовых шахтах 3 категории и выше должны оборудоваться резервными ВМП с электропитанием от отдельных подстанций, а выра­ботки длиной до 200 м допускается оборудовать резервными ВМП с электропитанием от резервного пускателя.

Установка ВМП должна производится по паспорту выемочного уча­стка, проведения и крепления подземных выработок. ВМП работающий на нагнетание, должен устанавливаться в выработке со свежей струей воздуха на расстоянии не менее 10 м от исходящей струи. Запрещается установка ВМП в очистных выработках, а также ближе 25 м от мест постоянного присутствия людей (погрузочные пункты, посадочные площадки и т.д.).

Подача ВМП не должна превышать 70% расхода воздуха в месте его установки. Если расстояние между вентиляторами больше 10 м, то пода­ча каждого вентилятора не должна превышать 70% расхода воздуха в месте его установки.

Запрещается установка ВМП с электрическими двигателями в выра­ботках с исходящей струей воздуха на пластах, опасных по внезапным выбросам угля и газа.

У каждого вентилятора должна устанавливаться доска, на которую записываются фактический расход воздуха, подача вентилятора, расчет­ный и фактический расход воздуха у забоя тупиковой выработки, мак­симальная длина тупиковой выработки, время проветривания после ВР, дата заполнения и подпись лица, производившего запись.

Расстояние от конца вентиляционных труб до забоя в газовых шахтах не должно превышать 8 м, а в негазовых -12 м.

В конце гибких труб должны вешатся металлические патрубки длин­но не менее 2 м или должны вставляться жесткие распорные кольца не менее 2. вентиляционная труба должна подсоединятся к ВМП с помо­щью металлического патрубка длиной не менее 1 м.

 

 

Затребования ПБ к устройству и эксплуатации главных венти­ляторных установок (ГВУ). Действия рабочих и ИТР при внезапной остановке ГВУ на газовой шахте (на негазовой шахте).

Проветривание подземных выработок должно производится при по­мощи непрерывно действующих вентиляционных установок, располо­женных на поверхности у устья герметически закрытых стволов, шур­фов, штолен, скважин.

ГВУ должны состоять не менее чем из 2 вентиляторных агрегатов, причем один из них резервный. Они должны быть одного типа и разме­ра.

Осевые вентиляторы должны быть оборудованы тормозными или стопорными устройствами, препятствующими самопроизвольному вращению ротора.

Должны быть приняты специальные меры по предупреждению об­мерзания проточной части вентиляторов, каналов и переключающих устройств, а также меры против попадания в проточную часть установки частиц горной массы и воды. Вентиляционные каналы не должны загро­мождаться посторонними предметами, должны очищаться от пыли, а также иметь оборудованный шлюзом выход на поверхность.

В канале вентиляционной установки у места сопряжения со стволом и перед колесом вентилятора должны устанавливаться ограждающие решетки высотой не менее 1,5 м.

ГВУ должны обеспечивать реверсирование вентиляционной струи во всех горных выработках, проветриваемых за счет общешахтной депрес­сии. Перевод вентиляционных установок на реверсивный режим работы должен выполнятся не более чем за 10 мин.

Расход воздуха, проходящего по выработкам в реверсивном режиме проветривания, должен составлять не менее 60% от расхода воздуха, проходящего по ним в нормальном режиме.

Исправность действия реверсивных, переключающих и герметизи­рующих устройств должна проверятся главным механиком шахты и начальником участка ВТБ не реже 1 раза в месяц.

На всех шахтах не реже 2 раз в год (летом и зимой), а также при из­менении схемы проветривания и замене вентиляторов должно произво­дится реверсирование вентиляционной струи в выработках, а также проверка других вентиляционных режимов в соответствии с планом ликвидации аварий.

Пульт дистанционного управления и контроля работы вентиляцион­ной установки должен находится на поверхности шахты в диспетчер­ском пункте.

Остановка вентиляционной установки или изменение режима работы, кроме аварийных случаев, производится по письменному распоряжению главного инженера шахты с уведомлением начальника участка ВТБ.

О внезапных остановках вентиляционной установки, вызванных ее неисправностью или прекращением подачи электроэнергии, горный диспетчер обязан немедленно поставить в известность главного инжене­ра шахты, главного механика, начальника участка ВТБ, подразделение ГВГСС и местный орган Госнадзорохрантруда.

При внезапной остановке вентилятора главного проветривания на га­зовой шахте:

а) прекратить все работы на участках, вывести людей на свежую
струю, снять напряжение с электрооборудования;

б) сообщить главному инженеру, главному механику, энергетику
шахты, начальнику ВТБ, направить дежурных слесарей участка ЭМО в
здание главных вентиляторов;

в) выяснить причину внезапной остановки вентилятора главного про­
ветривания. Вызвать ГВГСС;

г) вывести по истечении 30 мин после внезапной остановки вентиля­
тора главного проветривания всех людей к воздухоподающему стволу;
при неисправностях, требующих длительного устранения, - вывести
людей на поверхность, за исключением ИТР участка ВТБ, стволового,
машиниста центрального водоотлива и дежурного электрослесаря;

д) обеспечить при необходимости, работу центрального водоотлива;

е) принять меры по проветриванию выработок за счет естественной
тяги;

ж) произвести, после восстановления нормального проветривания,
замеры содержания метана в местах производства работ, у электриче­
ских машин, аппаратов и на расстоянии не менее 20 м от мест их уста­
новки во всех прилегающих выработка, включить ВМП и проветрить
тупиковые забои;

з) дать разрешение на возобновление работ после получения инфор­
мации от лиц, производивших контроль рудничной атмосферы, включе­
ние электропусковой аппаратуры и ВМП.

На негазовых шахтах:

а) прекратить работы в тупиковых выработках, вывести людей на
свежую струю, снять напряжение с электрооборудования;

б) сообщить главному инженеру, главному механику, энергетику
шахты, начальнику ВТБ, направить дежурных слесарей участка ЭМО в
здание главных вентиляторов;

в) выяснить причину внезапной остановки вентилятора главного про ветривания. При невозможности включить вентилятор вызвать ГВГСС;

г) по истечении 30 мин после внезапной остановки вентилятора глав­
ного проветривания прекратить все работы в очистных забоях и др.
выработках, вывести людей на свежую струю воздуха, при длительной
остановке вентилятора - к воздухоподающему стволу или на поверх­
ность;

д) обеспечить при необходимости, работу центрального водоотлива;

е) разрешить возобновление работ после проветривания и обследова­
ния очистных и тупиковых выработок.

 

 

35. Порядок разгазирования тупиковой выработки в случае пре­кращения проветривания ее менее, чем на смену (перечень меро­приятий и работ, порядок их выполнения и меры, обеспечивающие безопасность при разгазировании).

Мероприятия разрабатывает начальник участка до начала проведения выработки и согласовывает их с начальником участка ВТБ, инспектором Госнадзорохрантруда и утверждает у главного инженера шахты.

Разгазирование тупиковой выработки после прекращения проветри­вания менее чем на смену может производится под руководством ИТР участка.

При обнаружении в выработках концентраций метана превышающих допустимые по ПБ люди должны быть немедленно выведены на свежую струю, выработки ограждены запрещающими знаками, а с электрообо­рудования должно быть снято напряжение. Об этом немедленно сообща­ется горному диспетчеру, и принимаются меры по снижению концен­трации газа до установленной нормы.

Разгазирование выработок должно производится в соответствии с Инструкцией по разгазированию горных выработок, расследованию, учету и предупреждению загазирований:

- снятие напряжения с электрооборудования и кабелей в выработках, по которым будет проходить исходящая струя на всем отрезке ее пути, включая исходящую струю крыла шахты, и вывод людей из этих выра­боток;

- выставление на свежей струе постов или знаков в местах возможно­го подхода людей к выработкам, по которым при разгазировании будет проходить исходящая струя;

- разгазирование производить при помощи разгазирующего устройст­ва;

- у устья загазированной выработки установить переносной автома­тический прибор и непрерывно измерять содержание концентрации метана.

Включение ВМП при разгазировании выработки допускается после снижения концентрации метана в местах установки вентиляторов до 1%.

 

 

36. Назначение и принцип действия изолирующих самоспаса­телей. Техническая характеристика ШС-7м, ШСС-1 и ШОМ-1. Порядок осмотра самоспасателя при получении в ламповой и пра­вила включения в него в аварийной ситуации и выходе из опасной зоны.

Всем спускающимся в шахту должны быть выданы исправные изоли­рующие индивидуально закрепленные самоспасатели, количество кото­рых на каждой шахте должно соответствовать списочному работников, занятых на подземных работах.

Запрещается работникам спуск в шахту без закрепленного самоспаса­теля и нахождение в шахте и на рабочих местах без него.

На шахтах с отдаленными местами работ, время выхода из которых при авариях в безопасное место больше времени защитного действия самоспасателя, обязательно должны быть пункты переключения (не более одного на пути передвижения) или установлены групповые пере­движные или стационарные средства самоспасения, расположение кото­рых согласовывается с ГВГСС.

По каждому из маршрутов, следуя по которому на выход с места ава­рии до выработок со свежей струей, необходимо затратить более 90% времени действия самоспасателя, перед согласованием ГВГСС плана ликвидации аварий один раз в б месяцев должен быть проведен кон­трольный выход группы работников, включенных в самоспасатели, под руководством командного состава ГВГСС.

Внешний вид и герметичность самоспасателей, находящихся в лапо­вой, проверяется ежемесячно, а самоспасателей в пунктах переключения в шахте, - не реже одного раза в 6 месяцев должностными лицами участ­ка шахты с участием командного состава ГВГСС.

Все рабочие и должностные лица, вновь поступившие на шахту или переводимые на подземные работы, должны в специальных "дымных камерах" пройти практическую тренировку в самоспасателях. После­дующие тренировки в "дымных камерах" должны осуществляться не реже одного раза в 2 года. Тренировки организовываются руководителя­ми шахт и проводятся командным составом ГВГСС.

Самоспасатель — портативный рудничный противогаз кратковре­менного действия, применяемый при выходе людей из выработок с непригодной для дыхания атмосферой. По принципу действия само­спасатели разделяются на изолирующие и фильтрующие. При разра­ботке пластов, опасных по внезапным выбросам угля и газа, приме­няют только изолирующие самоспасатели на химически связанном кислороде, так как в этом случае содержание кислорода в рудничной атмосфере менее 17 %, и фильтрующие самоспасатели непригодны.

Изолирующий самоспасатель ШС-7М предназначен для за щиты органов дыхания горнорабочих, выходящих из непригодной для дыхания атмосферы при подземных авариях (взрывы, пожары, внезап­ные выбросы угля, породы и газа). Он рассчитан на ежедневное но­шение в шах те и пользование при температуре окружающей среды от —10 до +40 ос. Самоспасатель ШС-7М состоит из регенеративного патрона с пусковым устройством, дыхательного мешка с избыточ­ным клапаном и гофрированного шланга с загубником и носовым зажимом. Регенеративный патрон заполнен гранулированным кисло-родосодержащим продуктом, поджатым снизу подвижной сеткой и пружинами. Сверху расположен фильтр. Опусканию кислородосо-держащего продукта внутрь патрона препятствует секционный теплораспределитель.

Пусковое устройство при вскрытии самоспасателя срабатывает автоматически и выделяет за 20—30 с около 5 л кислорода.

Патрон самоспасателя вмонтирован в металлический футляр, снабженный резиновым амортизатором. В нерабочем положении ды­хательный мешок и шланг находятся в свернутом положении под крышкой футляра, которая посредством двух металлических лент и быстро вскрываемого замка с ремешком прикрепляется к футляру и герметизируется резиновой прокладкой.

Для удобства ношения футляр снабжен плечевым ремнем с метал­лической биркой для нанесения шахтного номера аппарата.

По принципу действия аппарат ШС-7М относится к изолирующим дыхательным аппаратам на химически связанном кислороде с маят­никовой схемой дыхания. Выдыхаемый воздух через загубник по гофрированному шлангу поступает в регенеративный патрон, где очищается от углекислого газа, пополняется кислородом и далее по кольцевому зазору между внутренней и наружной обечайками патро­на поступает в дыхательный мешок. Избыток воздуха удаляется через избыточный клапан. При вдохе воздух следует в обратном направле­нии, т. е. проходит через патрон, шланг и поступает в дыхательные пути человека. Процесс очистки воздуха в регенеративном патроне протекает с выделением теплоты, поэтому патрон работающего само­спасателя становится горячим, а воздух — теплым.

Срок защитного действия самоспасателя ШС-7М при движении 40 мин, в ожидании помощи — 300 мин. Масса самоспасателя 2,95 кг.

Самоспасатель носят в шахте на ремне, перекинутом через правое плечо, на левом боку. При передвижении по горным выработкам сле­дует оберегать самоспасатель от толчков, ударов и повреждений, на­рушающих целость его корпуса. Категорически запрещается класть самоспасатель на работающие механизмы. Следует помнить, что при разрушении самоспасателя кислородосодержащии продукт может вы­звать воспламенение угля, дерева и других горючих материалов, со­прикасающихся с ним.

Для включения в самоспасатель необходимо: надеть плечевой ре­мень на шею, одним резким движением руки сорвать замок самоспасателя за ремешок и сбросить крышку футляра; взять загубник в рот (так чтобы его пластинки оказались между деснами и губами, а отро­стки были зажаты зубами), быстро надеть носовой зажим и начать равномерно дышать; отрегулировать плечевой ремень по длине, что­бы гофрированный шланг не натягивался.

Включившись в самоспасатель, следует выйти из аварийного уча­стка быстрым размеренным шагом. Бежать не рекомендуется, так как при беге, а иногда даже при слишком быстрой ходьбе, можно со­рвать» дыхание. Во всех случаях нарушения дыхания необходимо за­медлить ходьбу или остановит сделать несколько глубоких вдохов (не вынимая загубника изо рта), восстановить нормальное дыхание и только после этого продолжать движение.

Нельзя выключаться из самоспасателя (вынимать загубник, сни­мать носовой зажим), подсасывать воздух и разговаривать через за­губник до выхода на свежую струю.

Перед каждым спуском в шахту в самоспасатель необходимо про­верить:

состояние защитного футляра; наличие пломбы; наличие плечево­го ремня. Изолирующий самоспасатель ШСМ1 предназначен для ин­дивидуальной защиты органов дыхания горнорабочих в очистных и подготовительных забоях на пластах, опасных по внезапным выбро­сам угля и газа. Это малогабаритный самоспасатель, представляющий собой изолирующий дыхательный аппарат разового действия с хими­ческим резервированием запаса кислорода. Он рассчитан на постоян­ное нахождение в шахте и использование в аварийных условиях при передвижении от места работы к месту рас положения дополнитель­ных средств защиты дыхания. Срок защитного действия при движе­нии — 10 мин, в ожидании помощи — 40 мин.

Самоспасатель ШСМ1 состоит из патрона, заполненного гранули­рованным регенеративным продуктом и ограниченного со стороны загубника фильтром, подбородника, слюнособирательницы, дыха­тельного мешка с избыточным клапаном, носового зажима, пусково­го устройства, состоящего из брикета кислородосодержащего продук­та и пускового механизма, оголовья.

Схема циркуляции воздуха в самоспасателе маятниковая: выды­хаемый воздух через загубник поступает в регенеративный патрон, где очищается от влаги и углекислого газа, пополняется кислородом, а затем проходит в дыхательный мешок. При вдохе воздух следует в обратном направлении и через загубник поступает в дыхательные пу­ти человека.

Фильтрующий самоспасательСПП-2 предназначен для обеспече­ния дыхания людей, выходящих из загазированных выработок, при содержании кислорода в воздухе не менее 17 %. Время защитного действия самоспасателя 60 мин при содержании углекислого газа не более 1 %.

 

Самоспасатель СПП-2 помещен в металлический футляр, состоя­щий из корпуса и крышки. В корпус помещен снабженный катали за­тором и осушителем металлический фильтровальный патрон с ткане­вым чехлом. К патрону прикреплены загубник, оголовье, носовой за­жим, теплообменник, скоба. На дно корпуса футляра уложена резино­вая или поролоновая прокладка для предохранения от смещения и истирания шихты при тряске и толчках. На крышке футляра крепится плечевая тесьма. Герметичность самоспасателя в месте соединения корпуса футляра с крышкой обеспечивается резиновой прокладкой, поджатой металлической лентой.

Самоспасатель носят на плечевом ремне на левом боку. Категори­чески запрещается класть самоспасатель на работающие механизмы.

 

 

Мероприятия, обеспечивающие безопасное передвижение и перевозку людей по горизонтальным и наклонным выработкам пассажирскими грузовыми вагонетками, ленточными конвейерами и подвесными канатными дорогами.

На действующих и строящихся шахтах перевозка людей обязательна при расстоянии до места работы 1 км и более по горизонтальным, а по вертикальным и наклонным подготовительным выработкам - если раз­ность между отметками конечных пунктов выработки превышает 25 м.

При проектировании горных выработок шахт, а также горизонтов, блоков, панелей, уклонов и т.д. в каждой горной выработке (кроме очи­стных), по которым не обеспечивается безремонтное содержание, неза­висимо от ее назначения, должны предусматриваться средства транспор­та для проведения осмотров и ремонтов этих выработок.

Перевозка людей по горным выработкам должна осуществляться пас­сажирскими средствами, предназначенными для этих целей, в соответст­вии с указаниями, содержащимися в инструкциях изготовителя по их эксплуатации.

При откатке аккумуляторными электровозами и дизелевозами по со­гласованию с органами Госнадзорохрантруда допускается перевозка людей отдельными поездами, состоящими из обычных вагонеток со съемными сиденьями. Эти сиденья должны устанавливаться в вагонет­ках таким образом, чтобы голова сидящего не выступала за габариты локомотива.

Для перевозки людей, сопровождающих составы с материалами и оборудованием, а также для перевозки отдельных лиц на протяжении смены в горизонтальных выработках допускается включение в грузовой состав одной пассажирской вагонетки для внутрисменной перевозки людей. Эта вагонетка должна располагаться за локомотивом в голове состава. Скорость перевозки людей в этом случае не должна превышать 12 км/час. Не допускается прицеплять к пассажирской вагонетке плат­формы с материалами и оборудованием, а также вагонетки, у которых перевозимый груз выступает за их габариты.

При перевозке людей в пассажирских вагонетках (поездах) по гори­зонтальным выработкам скорость движения не должна превышать 20 км/час, а при перевозке людей в оборудованных грузовых вагонетках -12 км/час.

При перевозке людей по наклонным выработкам пассажирскими по­ездами (вагонетками) они должны быть снабжены автоматическими приспособлениями (парашютами), медленно останавливающими поезд (вагонетку) в случае превышения установленной скорости на 25%, об­рыва каната, прицепного устройства или сцепки. Кроме того, должна предусматриваться возможность приведения в действие парашютов от ручного привода.

Поезд (вагонетка) должен обслуживаться специально обученным горнорабочим (кондуктором), который во время перевозки людей должен находиться в передней части первой вагонетки по направлению движения. В этом же месте должна находиться рукоятка ручного приво­да парашютов.

Тип парашютного устройства и вагонетки в наклонных выработках, где производится перевозка людей пассажирскими вагонетками, должны соответствовать типу рельсов и способу настилки рельсовых путей.

При навеске вновь вводимых в эксплуатацию вагонеток, предназна­ченных для перевозки людей по наклонным выработкам, а также перио­дически, не реже одного раза:

в 6 месяцев, должны производиться испытания парашютов в соответ­ствии с указаниями инструкций (руководств) изготовителя по эксплуа­тации парашютов.

У вагонеток, используемых для перевозки людей по двухпутевым вы­работкам, а также по выработкам, в которых посадочные площадки расположены с одной стороны, проемы с нерабочей стороны и междупу­тья должны быть закрыты.

Каждый поезд (вагонетка), служащих для перевозки людей по на­клонным выработкам, должен быть снабжен световым сигналом на первой вагонетке по направлению движения поезда.

Пассажирские вагонетки для перевозки людей по наклонным выра­боткам должны быть соединены между собой двойными сцепками.

Сооружение и эксплуатация подвесных канатно-кресельных, моно­рельсовых и напочвенных дорог должны производиться в соответствии с Инструкцией по безопасной эксплуатации подземных пассажирских подвесных канатных дорог.

Конвейеры для перевозки людей должны оборудоваться в соответст­вии с Инструкцией по перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных и сланцевых шахт.

Ежесменно перед началом перевозки людей машинист локомотива должен произвести осмотр вагонеток, причем особое внимание должно быть обращено на сцепные и сигнальные устройства, полускаты и тор­моза. Результаты осмотра докладываются сменному руководителю работ (диспетчеру). Разрешение на перевозку людей записывается должност­ным лицом (диспетчером) в путевой лист машиниста локомотива.

Запрещается:

а) перевозка в поездах с людьми инструментов и запасных частей, выступающих за борт вагонеток, взрывчатых, легковоспламеняющихся и едких материалов;

б) прицепка грузовых вагонеток к людским составам, за исключением
не более двух вагонеток в конце состава для перевозки инструмента в
горизонтальных выработках;

в) переноска громоздких и длинных предметов по путям во время
перевозки людей;

г) езда людей на локомотивах, в необорудованных вагонетках, на
платформах (площадках) и т.п.

д) проходить между вагонетками и перелазить через них во время движения состава.

Концевая откатка, предназначенная для спуска и подъема людей пас­сажирскими вагонетками, должна оборудоваться специальными люд­скими подъемами, располагаемыми в отдельных выработках.

Запрещается в одной наклонной выработке одновременная работа средств рельсового транспорта для подъема людей и грузов.

Допускается в одной наклонной выработке одновременная работа средств рельсового транспорта для спуска (подъема) людей и грузов.

Для доставки материалов и выдачи породы при ремонтах людских ходков, оборудованных механической доставкой, грузовую вагонетку разрешается прицеплять к незагруженному пассажирскому поезду. При этом должны соблюдаться следующие условия:

а) скорость движения поезда не должна превышать 3 м/с.

б) для прицепки грузовой вагонетки должны применяться прицепные
устройства, изготовленные заводами или ремонтными предприятиями по
технической документации завода-изготовителя пассажирских вагоне­
ток;

в) нагрузка на прицепное устройство головной пассажирской ваго­
нетки и на подъемную машину (лебедку) не должна превышать расчет­
ную;

г) перевозка людей в пассажирском поезде (вагонетке) с прицеплен­
ной грузовой вагонеткой не допускается.

Ежесменно перед началом перевозки людей вагонетки и клетки, слу­жащие для спуска и подъема людей по наклонным выработкам, а также парашютные и прицепные устройства и запанцировка каната должна осматриваться дежурным электрослесарем и горнорабочим (кондукто­ром).

Ежесуточно осмотр указанного оборудования и проверка парашют­ных устройств включением ручного привода должны производится механиком подъема или должностным лицом. Такая же проверка один раз в месяц должна производиться главным механиком или должност­ным лицом, назначенным для этой цели.

Еженедельно пассажирские и специально оборудованные вагонетки должны осматриваться механиком участка шахтного транспорта с запи­сью результатов осмотра в специальную книгу.

В наклонных выработках, оборудованных людскими и грузолюдскими подъемными установками, крепь и пути должны ежесуточно осмат­риваться ответственным лицом, назначенными приказом руководителя предприятия, а перед спуском (подъемом) смены рабочих порожние вагонетки (клети) должны один раз пропускаться по выработке в оба конца.

На шахтах назначаются лица, ответственные за организацию перевоз­ки людей по наклонным выработкам. Эти лица должны назначаться приказом руководителя предприятия.

Клети, служащие для спуска и подъема людей, должны иметь сплош­ные металлические открывающиеся крыши или крыши (межэтажные перекрытия) с открывающимся люком, а также сплошной прочный пол. Пол вновь создаваемых клетей не должен иметь выступающих частей и отверстий, за исключением стопоров и вырезов для реборд колес ваго­нетки и закрывающихся технологических (аварийных) люков. Длинные стороны (бока) клетей должны обшиваться на полную высоту сплошны­ми металлическими листами. Вдоль длинных сторон клетей должны быть устроены поручни. С коротких (торцевых) сторон клети должны иметь двери или другие надежно ограждающие приспособления, предот­вращающие возможность выпадения людей из клети. Конструкция дверей не должна допускать соскакивания их при движении клети. Две­ри должны открываться внутрь клети и запираться засовом, располо­женным снаружи. Высота верхней кромки двери или других ограждений над уровнем пола клети должна быть не менее 1,2 м, нижней кромки - не более 150 мм.

Число людей, находящихся одновременно в каждом этаже клети, оп­ределяется из расчета 5 человек на 1 м2 полезной площади пола клети, а в проходческих бадьях - из расчета 4 человека на 1 м2 днища и должно быть обозначено в местах посадки людей в клеть.

 

 

38.Требования ПБ, обеспечивающие безопасную и безаварийную транспортировку грузов по горизонтальным, наклонным и верти­кальным выработкам. Дополнительные меры безопасности при доставке длинномерных материалов и крупногабаритных грузов.

Грузовые вагонетки, транспортные единицы секционных поездов, монорельсовых и напочвенных дорог немедленно подлежат изъятию из эксплуатации:

а) с неисправными полускатами (расшатанными колесами, недос­тающими крепежными болтами и валиками, изогнутыми осями колес­ных пар и трещинами на осях, глубокими выбоинами на колесах и пр.);

б) с неисправными сцепками, серьгами и другими тяговыми частями,
а также со сцепками, сработанными сверх допустимой нормы;

в) с неисправными буферами и тормозами;

г) с неисправными запорными механизмами и неплотно прилегаю­
щими днищами вагонеток (секционных поездов) с разгрузкой через дно;

д) с деформированными или разрушенными подвагонными упорами;

е) с разрушенными или выгнутыми наружу более чем на 50 мм стен­
ками кузовов вагонеток;

ж) с неисправными межсекционными перекрытиями секционных по­
ездов.

При перевозке грузов не разрешается:

а) проталкивание несцепленных составов, прицепка непосредственно
к локомотиву платформ или вагонеток с длинномерными материалами, а
также платформ, груженных лесом и оборудованием;

б) ручная сцепка и расцепка вагонеток во время движения состава, а
также сцепка и расцепка крюковых сцепок без применения специальных
приспособлений;

в) сцепка и расцепка вагонеток в наклонных выработках и в выработ­
ках с самокатным уклоном и на закруглениях;

г) оставлять подвижной состав на участках выработок, имеющих са-­
мокатный уклон;

д) формирование составов из вагонеток со сцепками разных типов;

е) проталкивание составов локомотивами с помощью стоек, распилов,
досок, а также локомотивом, движущимся по параллельному пути;

ж) сцепка и расцепка вагонеток на расстоянии ближе 5 м от опроки­-
дывателей, вентиляционных дверей или других препятствий;

з) применение для затормаживания и удержания подвижного состава
подручных средств;

и) оставлять вагонетки, составы или локомотивы на разминовках ближе 4 м от рамного рельса стрелочного перевода, а места их остановки должны ограждаться соответствующими знаками.

При доставке длинномерных материалов и оборудования в составе следует применять специально предназначенные для этих целей ваго­нетки или платформы, сцепленные между собой жесткими сцепками. Длина жесткой сцепки должна выбираться с таким расчетом, чтобы между находящимися на смежных платформах длинномерным материа­лом или оборудованием выдерживалось расстояние, обеспечивающее прохождение состава на закруглениях и перегибах рельсового пути, но не менее 300 мм.

На стационарных погрузочных пунктах и около опрокидывателей должны применятся толкатели. Управление толкателями должно осуще­ствляться из пунктов, расположенных в нишах или других местах, безо­пасных для обслуживающего персонала, при обязательном наличии блокировки, препятствующей одновременному включению опрокидыва­теля и толкателя.

На других погрузочных пунктах допускается применение лебедок или электровозов при условии соблюдения ПБ.

При откатке по наклонным выработкам должны быть предусмотрены приспособления, препятствующие скатыванию вагонеток при обрыве каната, прицепного устройства или сцепки.

При откатке концевыми канатами:

а) на верхних приемных площадках наклонных выработок с горизон-­
тальными заездами должны устанавливаться задерживающие стопоры;

б) ниже верхних приемных площадок, а также в заездах промежуточ­ных выработок могут устанавливаться барьеры жесткого типа. Управле­ние такими барьерами должно быть дистанционным. В выработках
длиной до 30 м, предназначенных для транспортировки вспомогатель­ных материалов и оборудования, допускается применение барьеров с
ручным управлением;

в) выше нижних приемных площадок должны устанавливаться пре-­
дохранительные барьеры с дистанционным управлением.

В выработках с углом наклона до 10° при небольшом (1-2 вагонетки) количестве вагонеток в составе допускается иметь барьеры жесткого типа.

При откатке бесконечным канатом на путях грузовой и порожняковой ветвей ниже верхних и выше нижних, а также выше и ниже всех проме­жуточных площадок должны устанавливаться по 2 ловителя, один из которых - на расстоянии 5 м от приемной площадки, а второй - на рас­стоянии 5 м от первого.

На нижних и промежуточных приемных площадках на горизонталь­ных участках выработок должны устраиваться ниши для укрытия рабо­тающих и размещения пультов управления и связи.

Постановка на рельсы сошедших с них вагонеток или локомотивов должна производится в соответствии с Инструкцией по безопасной постановке шахтного подвижного состава на рельсы. На каждом локо­мотиве, а также в околоствольном дворе и на приемно-отправительных площадках наклонных выработок должны находится домкраты, самоста­вы или другие специально предназначенные средства для постановки на рельсы, а также тормозные башмаки и приспособления для сцепки и расцепки вагонеток.

В устьях наклонных выработок, в местах пересечений наклонных вы­работок с другими выработками должны устанавливаться барьеры, световые табло и знаки о запрещении передвижения людей в выработках во время откатки грузов.

Запрещается во время действия подъемных установок в наклонных выработках вход на площадки, на которых производится сцепка и рас­цепка вагонеток, лицам, не участвующим в этой работе, о чем должны быть вывешены предупредительные знаки.

При ручной подкатке на внешней стороне передней стенки вагонетки должен быть подвешен включенный специальный светильник. Расстоя­ние между вагонетками при ручной подкатке должно быть не менее 10 м на путях с уклоном до 0,005 и не менее 30 м на путях с большим укло­ном. При уклоне более 0,01 ручная подкатка запрещается.

При откатке вагонеток (платформ) бесконечным и концевым каната­ми должны применятся сцепные и прицепные устройства, не допускаю­щие самопроизвольного расцепления, а при откатке бесконечным кана­том в выработках с углом наклона более 18°, кроме того, - контрцепи (контрканаты).

 

 

Затребования ПБ к настилке (параметрам) рельсового пути и ус­тановке стрелочных переводов. Требование ПБ к содержанию путе­вого хозяйства в горизонтальных и наклонных выработках и меры безопасности при ремонте рельсового пути.

На каждой шахте дол лена быть утвержденная главным инженером шахты схема конвейерного транспорта и главных откаточных путей, на которой указываются виды откаток, длина откаточных путей, разминов-ки и их емкости, пронумерованные стрелочные переводы, места посадки (высадки) людей, виды и длина конвейеров.

Со схемой должны быть ознакомлены рабочие и ИТР участка под­земного транспорта.

Радиусы закругления рельсовых путей и переводных кривых во вновь вводимых выработках должны быть не менее:

для колеи 600 мм - 12 м;

для колеи 900 мм - 20 м.

На сопряжении выработок, не предназначенных для локомотивной откатки, допускается закругление пути радиусом не менее четырехкрат­ной наибольшей жесткой базы подвижного состава.

В действующих выработках разрешается эксплуатация рельсовых пу­тей с закруглениями радиусом не менее 8 м для колеи 600 мм и не менее 12м для колеи 900 мм.

Расширение пути при укладке допускается не более чем на 4 мм и сужение его не более чем на 2 мм по сравнению с номинальной шириной рельсовой колеи.

Расширение рельсовой колеи в процессе эксплуатации не должно превышать 15 мм на прямолинейных участках и 10 мм - на криволиней­ных, превышение одного рельса над другим на прямолинейном участке пути - не более 4 мм.

Не допускается эксплуатация рельсовых путей при:

а) износе головки рельса по вертикали более 12 мм для рельсов типа
Р-24, 16 мм, для рельсов типа Р-33 и 20 мм для рельсов типа Р-38, а
также при касании ребордой колеса головок болтов, при наличии про­
дольных и поперечных трещин в рельсах, выкрошивании головки рель­
сов, откалывании части подошвы рельса и других дефектах, могущих
вызвать сход подвижного состава с рельсов;

б) отклонении рельсов от оси пути на стыках (излом) более 50 мм на
длине рельса менее 8 м.

Не допускается эксплуатация стрелочных переводов при:

а) сбитых, выкрошенных и изогнутых в продольном и поперечном
направлениях остряках (перьях);

б) разъединенных стрелочных тягах;

в) замыкании стрелок с зазором более 4 мм между прижатым остря­
ком и рамным рельсом;

г) отсутствии фиксации положения стрелочных переводов с помощью
фиксаторов или других устройств;

д) открытых канавках для тяг приводов стрелочных переводов.

Механические и ручные приводы стрелочных переводов откаточных путей должны устанавливаться со стороны людского прохода так, чтобы обеспечивалось свободное расстояние не менее 0,7 м от наиболее высту­пающей части привода до кромки подвижного состава.

Расстояние от привода до крепи должно обеспечивать удобство мон­тажа, осмотра и ремонта.

При недостаточной ширине выработки приводы стрелочных перево­дов должны устанавливаться в нишах.

Стрелочные переводы в околоствольных дворах, на пересечении главных откаточных выработок (между собой и с участковыми) должны иметь дистанционное управление из кабины движущегося локомотива. На заездах наклонных откаточных выработок стрелочные переводы должны иметь дистанционное управление с пультов. Это требование не распространяется на эпизодически используемые стрелочные переводы, устанавливаемые на въездах в гаражи, ЦПП, водоотливные камеры, склады ВМ и др.

Путь, путевые устройства, водоотливные канавы, стрелочные перево­ды, путевые сигналы и знаки, зазоры и проходы на горизонтальных и наклонных откаточных выработках, а также контактная сеть электровоз­ной откатки должны проверятся начальником участка шахтного транс­порта или его заместителем (механиком) не реже 1 раза в месяц и гор­ным мастером - не менее 2 раз в месяц.

При осмотрах горным мастером должны замеряться ширина рельсо­вой колеи и превышение одного рельса над другим. Не реже 1 раза в год должны производится проверка износа рельсов и нивелирование профи­ля откаточных путей.

 

40. Требование ПБ к локомотивному транспорту и к контактной сети. Область применения контактных и аккумуляторных электро­возов в зависимости от вида их использования.

Горизонтальные выработки, по которым производится откатка локо­мотивами, должны иметь уклон не более 0,005.

В тех случаях, когда горно-геологические условия не позволяют вы­полнить указанное требование, допускается в порядке исключения уве­личение уклона до 0,050. При этом откатка должна производиться по проекту, выполненному в соответствии с Типовыми решениями по безопасной перевозке людей и грузов локомотивами в выработках с уклоном от 0,005 до 0,050, утвержденных Госуглепромом 11.12.93. Проект должен быть согласован с местным органом Госнадзорохрантру-да.

Тормозной путь состава на максимальном уклоне при перевозке гру­зов не должен превышать 40 м, а при перевозке людей - 20 м.

В отдельных случаях в прямолинейных выработках с уклоном не бо­лее 0,005, освещенных стационарными светильниками, по специальному проекту, согласованному с МакНИИ и органом Госнадзорохрантруда, допускается увеличение тормозного пути до 80 м при перевозке грузов и до 40 м при перевозке людей.

Локомотив во время движения должен находиться в голове состава. Нахождение локомотива в хвосте состава разрешается только при ма­невровых операциях, выполнять которые разрешается на участке протя­жением не более 300 м при скорости движения не более 2 м/с.

Разрешается заталкивание составов вагонеток к забою при проведе­нии однопутевых подготовительных выработок на расстояние не более 400м.

Для светового обозначения идущего поезда на последней вагонетке должен быть установлен светильник с красным светом. В случае пере­движения локомотива без вагонеток светильник с красным светом дол­жен устанавливаться на задней (по ходу) части локомотива при отсутст­вии фары с красным светом.