Методы контроля в обучении информатике (их роль, функции в процессе обучения)
Методы контроля являются обязательными для процесса обучения, так как обеспечивают обратную связь, являются средством его корректировки и регулировки.
Функции контроля:
1. Воспитательная: это показ каждому ученику его достижений в работе; побуждение ответственно относиться к учению; воспитание трудолюбия, понимания необходимости систематически трудиться и выполнять все виды учебных заданий. Особое значение эта функция имеет для младших школьников, у которых еще не сформированы навыки регулярного учебного труда.
2. Обучающая: углубление, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний в ходе контроля; выявление искажений в понимании материала; активизация мыслительной деятельности учащихся.
3. Развивающая: развитие логического мышления в ходе контроля, когда требуется умение распознать вопрос, определить, что является причиной и следствием; развитие умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы; развитие умений и навыков при решении практических заданий.
4. Диагностическая: показ результатов обучения и воспитания школьников, уровня сформированности умений и навыков; выявление уровня соответствия знаний учащихся образовательному стандарту; установление пробелов в обучении, характера ошибок, объема необходимой коррекции процесса обучения; определение наиболее рациональных методов обучения и направлений дальнейшего совершенствования учебного процесса; отражение результатов труда учителя, выявление недочетов в его работе, что способствует совершенствованию педагогического мастерства учителя.
В школе применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодическийи итоговый. Методы контроля:устный опрос,письменный опрос,контрольная работа,проверка домашнего задания,тестовый контроль,рейтинговый контроль
Оценочная деятельность учителя
Оценкойназывают процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, зафиксированными в учебной программе. Оценка происходит в ходе процедуры контроля. Отметка– это условная количественная мера оценки, обычно выраженная в баллах. В широком обиходе часто оценки и отметки не разделяют. Педагоги обычно еще используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика, например, замечание, похвала, восклицание, мимика, жесты. В то же время отметка всегда выставляется в баллах.
В отечественной школе практически принята четырехбалльная шкала отметок, хотя по инерции ее все еще называют пятибалльной. За рубежом широко применяются и другие шкалы отметок.
Функции оценки:
§ уведомление ученика об уровне его знаний и степени соответствия нормативу;
§ информирование об успехах и неудачах в учебе;
§ выражение общего суждения учителя об ученике;
§ стимулирование активной учебной деятельности.
Проводя оценку действий ученика, мы воздействуем на его интеллектуальную и волевую сферы, формируем качества личности. Важным результатом оценивания является формирование того или иного уровня притязаний школьника. Успех или неуспех учебной деятельности определяется не столько самооценкой ребенка, сколько оценочным воздействием учителя, учеников в классе, родителей. Всё это влияет на формирование уровня притязаний ребенка.
Способы оценки:
1. Нормативный– исходя из требваний образовательного стандарта и программных требований. Этим способом обычно пользуются ученые-дидакты, и только в последние годы он начинает применяться в школе.
2. Сопоставительный – сопоставляя с действиями, знаниями, умениями и навыками других учеников, т.е. в сравнении. Им чаще всего пользуются учителя и родители.
3. Личностный – сравнивая с прошлыми действиями, знаниями, умениями и навыками этого же ученика в прошлом. Этим способом в нашей школе пользуются редко.
Исходя из требований современной гуманистической педагогики, учителю в текущей работе нужно использовать личностный способ оценивания. Такой способ позволяет контролировать продвижение каждого ученика в его развитии. Нормативный способ оценивания необходим для ориентирования учащихся в своих достижениях и показа эталонных образцов учебной работы.
Правила выставления оценок и отметок:
1. Контроль и оценка должны быть систематическими и охватывающими все важнейшие элементы знаний, умений и навыков.
2. Оценка должна проводиться в сочетании личностного и нормативного способов. Применение контролирующих компьютерных программ не исключает оценки работы ученика со стороны учителя.
3. Оценка и отметка должны быть гласными.
4. Проводя контроль и оценку знаний, учитель должен стремиться к тому, чтобы его контроль постепенно заменялся взаимоконтролем и самоконтролем, самооценкой. Для этого следует обучать учащихся такой форме учебной работы, указывать способы контроля и оценивания.
5. Учитель должен давать возможность ученикам неоднократно пересдавать задания с целью повышения оценки.
Учитель должен сочетать разнообразные методы, формы и средства контроля, гибко менять тактику при выставлении отметок
Часть. Вопросы для самостоятельной работы