Часть: Групповая дискуссия по домашним заданиям
2 часть: Лекция на тему: Организация обучения информатике в школе
Среди главных задач современного образования - адаптация учащеюся к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии или технологии обучения..
Термин «педагогическая технология» появился за рубежом в начале 60-х гг. прошлого века. С тех пор в разных странах издаются журналы «Педагогическая технология» (США, Япония), «Педагогическая технология и процесс обучения» (Англия), в бюллетенях международного бюро по образованию ЮНЕСКО выпускает серию «Педагогические технологии» и т.д. Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х годов, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников. В настоящее время оно прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
«Педагогическая технология - это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев).
«Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса» (В.П. Беспалько).
«Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П. Волков).
«Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
«Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
«Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В. Кларин).
Говоря о методической системе обучения информатике, будем рассматривать ее как совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения, которые «выступают в качестве предмета деятельности педагога, организующего учебный или учебно-воспитательный процесс.
Предмет педагогической технологии в самом общем виде определяется как область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения.
Само слово «технология» происходит от греческих techne - искусство, мастерство и logos - наука, закон. Следовательно, дословно «технология» - наука о мастерстве. Основные характерные признаки любой технологии: является процессуальной категорией; может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.
Таким образом, технологию от методики можно отличать по наличию таких характеристик, как инструменталъность, то есть наличие жестко определенной системы предписаний, гарантированно ведущих к цели; воспроизводимость технологии; измеримость и гарантированность результата.
Аналогичная трактовка технологического подхода в обучении представлена в работах М.Е. Бершадского, И.П. Волкова, В.В. Гузеева, М.В. Кларина, В.Ю. Питюкова, В.П. Тихомирова, П.М. Эрдниева и других.
Анализ работы отечественных и зарубежных авторов (Б.П. Беспалько, Б.С. Блум, М.В. Кларин, И. Марев, Г.К. Селевко и др.) по проблемам педагогических технологий позволил выделить специфические признаки, присущие именно педагогической технологии [66, сЗ]:
Концептуальность (научная база): каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, научное обоснование достижения образовательных целей.
Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью всех его частей; целостностью.
Диагностическое целеобразование и результативность - гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения.
Управляемость: возможность диагностичного целеполагания; планирования; проектирования процесса обучения; поэтапной диагностики; варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность по результатам и оптимальность по затратам, гарантирован-ность достижения запланированных результатов обучения в сжатые сроки.
Воспроизводимость (алгоритмируемостъ, проектируемостъ, целостность, управляемость ) - возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Корректируемостъ - возможность постоянной оперативной обратной связи.
Из наиболее распространенных в российской педагогической практике можно выделить следующие технологии:
I. Современное традиционное обучение.
П Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
- гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили;
- система Е.Н. Ильина преподавания литературы как предмета, формирующего человека.
III. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- игровые технологии;
- проблемное обучение;
- школа интенсивного обучения Г.А. Китайгородской;
- технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова.
IV. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой;
- дифференцированное обучение;
- уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова;
- культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н. Закатовой;
- технология индивидуализации обучения (У. Инге, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков);
- технология программированного обучения;
- групповое и коллективное обучение (В.К. Дьяченко);
- компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
V. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и рекон-
струирования материала:
- реализация теории поэтапного формирования умственных действий;
- «экология и диалектика» (Л.В. Тарасов);
- «диалог культур» (B.C. Библер, СЮ. Курганов);
- укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев).
VI. Технологии развивающего обучения:
- система развивающего обучения Л.В. Занкова;
- развивающее обучение Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
- технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).
VII. Частнопредметные педагогические технологии:
- технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев);
- задачная технология обучения математике (Р.Г. Хазанкин);
- педагогическая технология на основе системы эффективных урокои (А А Окунев);
- система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев);
- методика выравнивающего и развивающего обучения информатике (Е.В. Андреева, И.Н. Фалина).
Проблема различения технологии и методики дискуссионная: одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие технологии шире, чем методика.
Формы и методы обучения информатике
Важным компонентом в методической системе обучения информатике и ИКТ является наличие компьютера как нового средства обучения, ведущее к тому, что значительная часть учебного времени приходится на относительно независимые виды деятельности учащегося и учителя при сокращении объема их совместной деятельности. Учащийся, работающий за компьютером, более самостоятелен, имеет локальные собственные цели. Задача учителя — создать учебную ситуацию и управлять деятельностью учащегося в ней; именно руководящая и координирующая роль педагога ведет к росту самостоятельности учеников. Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Как отмечают Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова, в обучении информатике можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме «ученик и компьютер». Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока. Радикальное отличие этой формы от классической самостоятельной формы работы в том, что программа является интерактивным «слепком» интеллекта и опыта ее автора. Компьютер возрождает индивидуальные формы обучения. За счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет сохраняется и преимущество фронтальных форм: возможность учиться у лучших учителей, использовать различные источники информации. Компьютер снимает противоречие между массовостью и индивидуальностью обучения.
Одна из важнейших задач учителя - сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности.
В виде компьютерных учебных курсов, гипертекстовых учебников и т.п. все чаще предлагается не жесткий и единообразный алгоритм обучения, а спектр вариантов обучения. Изучение новых программных средств, проектная деятельность в различных программно-информационных средах способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности. Содержание обучения и порядок его усвоения определяет сам учащийся, что приводит к самоуправлению познанием.
Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.
Форма организации обучения - это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностный и деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения
Внешние формы организации обучения обозначают определенный вид занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен, кружки предметные и технического творчества, ученические научные общества и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.
В классических пособиях по педагогике урок рассматривается как основная организационная форма обучения, дополняемая другими формами, которые либо развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия и т.д.). либо были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы к условиям школы (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). Урок– это основная форма учебного процесса, основными признаками которой являются постоянный состав учебных групп учащихся, строгое определенное содержание обучения в каждом классе, расписание учебных занятий, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, ведущая роль учителя, систематическая оценка, проверка знаний. Важнейшими характеристиками урока являются: цель, содержание, средства и методы обучения, организация учебной деятельности. Уроки можно классифицировать по различным признакам: по дидактическим целям, по применяемым методам обучения, по способам организации учебной деятельности и т.п.