Часть: Групповая дискуссия по домашним заданиям

2 часть: Лекция на тему: Организация обучения информатике в школе

Среди главных задач современного образования - адаптация учащеюся к жизни, приви­тие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Отечест­венные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии или технологии обучения..

Термин «педагогическая технология» появился за рубежом в начале 60-х гг. прошлого века. С тех пор в разных странах издаются журналы «Педагогическая технология» (США, Япония), «Педагогическая технология и процесс обучения» (Англия), в бюллетенях международного бюро по образованию ЮНЕСКО выпускает серию «Педагогические техноло­гии» и т.д. Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х годов, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников. В настоящее время оно прочно вошло в педагоги­ческий лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

«Педагогическая технология - это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев).

«Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного про­цесса» (В.П. Беспалько).

«Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых резуль­татов обучения» (И.П. Волков).

«Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).

«Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определе­ния всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ре­сурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

«Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функциони­рования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В. Кларин).

Говоря о методической системе обучения информатике, будем рассматрива­ть ее как совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения, которые «выступают в качестве предмета деятельности педагога, организующего учебный или учебно-воспитательный процесс.

Предмет педагогической технологии в самом общем виде определяется как область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, сис­тематизации, алгоритмизации приемов обучения.

Само слово «технология» происходит от греческих techne - искусство, мастерство и logos - наука, закон. Следовательно, дословно «технология» - наука о мастерстве. Основные характерные признаки любой технологии: является процессуальной категорией; может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; направлена на проек­тирование и использование эффективных и экономичных процессов.

Таким образом, технологию от методики можно отличать по наличию таких характери­стик, как инструменталъность, то есть наличие жестко определенной системы предписаний, гарантированно ведущих к цели; воспроизводимость технологии; измеримость и гарантированность результата.

Аналогичная трактовка технологического подхода в обучении представлена в работах М.Е. Бершадского, И.П. Волкова, В.В. Гузеева, М.В. Кларина, В.Ю. Питюкова, В.П. Тихоми­рова, П.М. Эрдниева и других.

Анализ работы отечественных и зарубежных авторов (Б.П. Беспалько, Б.С. Блум, М.В. Кларин, И. Марев, Г.К. Селевко и др.) по проблемам педагогических технологий позво­лил выделить специфические признаки, присущие именно педагогической технологии [66, сЗ]:

Концептуальность (научная база): каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, научное обоснование достижения обра­зовательных целей.

Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью всех его частей; целостностью.

Диагностическое целеобразование и результативность - гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения.

Управляемость: возможность диагностичного целеполагания; планирования; проекти­рования процесса обучения; поэтапной диагностики; варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность по результатам и оптимальность по затратам, гарантирован-ность достижения запланированных результатов обучения в сжатые сроки.

Воспроизводимость (алгоритмируемостъ, проектируемостъ, целостность, управляе­мость ) - возможность применения педагогической технологии в других однотипных образо­вательных учреждениях, другими субъектами.

Корректируемостъ - возможность постоянной оперативной обратной связи.

Из наиболее распространенных в российской педагогической практике можно выделить следующие технологии:

I. Современное традиционное обучение.

П Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества;

- гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили;

- система Е.Н. Ильина преподавания литературы как предмета, формирующего человека.

III. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- игровые технологии;

- проблемное обучение;

- школа интенсивного обучения Г.А. Китайгородской;

- технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова.

IV. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

- технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой;

- дифференцированное обучение;

- уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова;

- культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н. Закатовой;

- технология индивидуализации обучения (У. Инге, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков);

- технология программированного обучения;

- групповое и коллективное обучение (В.К. Дьяченко);

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

V. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и рекон-
струирования материала
:

- реализация теории поэтапного формирования умственных действий;

- «экология и диалектика» (Л.В. Тарасов);

- «диалог культур» (B.C. Библер, СЮ. Курганов);

- укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев).

VI. Технологии развивающего обучения:

- система развивающего обучения Л.В. Занкова;

- развивающее обучение Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;

- технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).

VII. Частнопредметные педагогические технологии:

- технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев);

- задачная технология обучения математике (Р.Г. Хазанкин);

- педагогическая технология на основе системы эффективных урокои (А А Окунев);

- система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев);

- методика выравнивающего и развивающего обучения информатике (Е.В. Андреева, И.Н. Фалина).

Проблема различения технологии и методики дискуссионная: одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие по­лагают, что понятие технологии шире, чем методика.

 

Формы и методы обучения информатике

Важным компонентом в методической системе обучения информатике и ИКТ является наличие компьютера как нового средства обучения, ведущее к тому, что значительная часть учебного времени приходится на относительно независимые виды деятельности учащегося и учителя при сокращении объема их совместной деятельности. Учащийся, работающий за компьютером, более самостоятелен, имеет локальные собственные цели. Задача учителя — создать учебную ситуацию и управлять деятельностью учащегося в ней; именно руководящая и координирующая роль педагога ведет к росту самостоятельности учеников. Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Как отмечают Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова, в обучении информатике можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме «ученик и компьютер». Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока. Радикальное отличие этой формы от классической самостоятельной формы работы в том, что программа является интерактивным «слепком» интеллекта и опыта ее автора. Компьютер возрождает индивидуальные формы обучения. За счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет сохраняется и преимущество фронтальных форм: возможность учиться у лучших учителей, использовать различные источники информации. Компьютер снимает противоречие между массовостью и индивидуальностью обучения.

Одна из важнейших задач учителя - сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности.

В виде компьютерных учебных курсов, гипертекстовых учебников и т.п. все чаще пред­лагается не жесткий и единообразный алгоритм обучения, а спектр вариантов обучения. Изучение новых программных средств, проектная деятельность в различных программно-информационных средах способствуют формированию навыков самостоятельной деятельно­сти. Содержание обучения и порядок его усвоения определяет сам учащийся, что приводит к самоуправлению познанием.

Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция от­дельного звена процесса обучения.

Форма организации обучения - это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны система­тичность и целостность, саморазвитие, личностный и деятельностный характер, по­стоянство состава участников, наличие определенного режима проведения

Внешние формы организации обучения обозначают определенный вид занятия: урок, лек­ция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен, кружки предметные и технического творчества, ученические научные общества и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодейст­вие учителя и учеников.

В классических пособиях по педагогике урок рассматривается как основная организационная форма обучения, дополняемая другими формами, которые либо развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия и т.д.). либо были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы к условиям школы (лекции, семинары, прак­тикумы, зачеты, экзамены). Урок– это основная форма учебного процесса, основными признаками которой являются постоянный состав учебных групп учащихся, строгое определенное содержание обучения в каждом классе, расписание учебных занятий, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, ведущая роль учителя, систематическая оценка, проверка знаний. Важнейшими характеристиками урока являются: цель, содержание, средства и методы обучения, организация учебной деятельности. Уроки можно классифицировать по различным признакам: по дидактическим целям, по применяемым методам обучения, по способам организации учебной деятельности и т.п.