Анализ взаимодействия руководителя и подчиненного
2.1 общая характеристика предприятия
2.1.1 Общеорганизационные сведения предприятия «Bladbacher»
Ресторан «Bladbacher» является организацией общественного питания. Зал ресторана рассчитан на 90 посадочных мест, располагается по адресу: Алтайский край, Барнаул, пр-т. Социалистический, д.23
Тел.: +7 (3852) 63-62-61
Ресторан «Bladbacher» является предприятием с полным производственным циклом на котором выполняются все стадии технологического процесса приготовлении пищи, организуются универсальные рабочие места, характерные для безцеховой структурой предприятия.
Согласно ГОСТ Р 50762-2007 предприятие общественного питание «Bladbacher» соответствует типу ресторана по следующим показателям:
· Освещаемая вывеска с элементами оформления;
· Вестибюль;
· Гардероб;
· Зал и банкетный зал или отдельные кабины;
· Туалетная комната с помещением для мытья рук;
· Оформление залов :использование изысканных декоративных элементов;
· Наличие эстрады и (или) танцевальной площадки;
· Мебель повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещений;
· Столы: мягкое покрытие, полиэфирное покрытие, деревянные поверхности
· Металлическая посуда и столовые приборы : из мельхиора или нейзильбера, или нержавеющей стали, или из других современных сплавов, фарфоровая ,хрустальная.
Режим работы ресторана 12:00-00:00 воскресенье-пятница.
Пятница-суббота с 12:00-2:00.
Средний чек (счет на одного посетителя) со спиртным:
В дневное время составляет 2000 рублей
В вечернее время составляет 5000 рублей
Средний чек на банкет 8000 рублей
2.1.2 Характеристика организации управления«Bladbacher»
Линейно-функциональная структура ресторана «Bladbacher» основана на тесном сочетании линейных и функциональных связей в аппарате управления. Она обеспечивает такое разделение труда, при котором линейные звенья принимают решения и управляют, а функциональные- консультируют, информируют, координируют и планируют хозяйственную деятельность.
Организационная структура ресторана«Bladbacher» представлена на рисунке
Директор в своей деятельности руководствуется уставом предприятия и должностной инструкцией. Подчиняется учредителю предприятия. Оформляет документы, необходимые для осуществления деятельности по оказанию услуг общественного питания. Предоставляет клиентам необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Организует, планирует и координирует деятельность кафе. Обеспечивает высокий уровень эффективности производства, внедрение новой техники и технологии, прогрессивных форм обслуживания и организации труда. Контролирует за рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов, производит оценку качества обслуживание клиентов. Заключает договоры поставки продовольственных товаров. Контролирует сроки поставки, ассортимента, количества и качества поступления и реализации продукции. Обеспечивает организацию квалифицированными кадрами. Руководит работниками кафе.
Шеф-повар подчиняется непосредственно директору предприятия. Занимается производственно-хозяйственной деятельностью подразделения предприятия общественного питания. Составляет заявки на необходимые продовольственные товары и сырье, обеспечение их своевременного получения со склада. Составляет меню. Контролирует за технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены. Контролирует за соблюдениями работников правил и норм охраны труда и техники безопасности, санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
Главный бухгалтер подчиняется директору. Осуществляет бухгалтерский учет и отчетность, контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации. Контролирует за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Контролирует за правильным отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и их соответствием законодательству. Формирует учетную политику с разработкой мероприятий по ее реализации. Занимается обеспечением составления экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), расчетов по заработной плате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения
Администратор подчиняется директору. Проводит работа по эффективному и культурному обслуживанию посетителей кафе, созданию для них комфортных условий. Контролирует прием заказов официантам от посетителей. Диагностирует и ликвидирует конфликтные ситуации. Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием посетителей, и проведение соответствующих организационно-технических мероприятий. Принимает заказы и разработку программы проведения и обслуживания банкетов. Контролирует за соблюдением работниками организации трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, техники безопасности, требований производственной санитарии и гигиены.
Официанты подчиняются администратору зала. Занимаются сервировкой столов в соответствии с установленными стандартами. Контролирует за чистотой, состоянием и комплектностью приборов посуды и салфетками на закрепленных за официантом столами. Изучает меню, знание основных и сезонных блюд и напитков, предлагаемых гостям. Консультирует гостей кафе об особенностях блюд и напитков, предлагаемых гостям. Принимает заказы от клиента кафе. Подает блюда и напитки согласно установленным правилам обслуживания. Принимает меры, в рамках своей компетенции, по разрешению проблем, возникших у клиента. Создает атмосферу гостеприимства. Предоставляет счета гостям. Получает плату по счетам.
Повара подчиняется шеф-повару. Подготавливают основную продукцию, входящую в меню, строго соблюдая технологический процесс и согласно установленным рецептам. Соблюдают правила товарного соседства и ротации продуктов, контролируют сроки реализации продуктов. Отпускают готовые блюда строго по чекам. Поддерживают чистоту и порядок на кухне и на своем рабочем месте в соответствии с требованиями СЭС.
Посудомойщица отвечает за мойку столовой посуды с применением моющих средств, в течении всего рабочего дня.
Уборщица осуществляет уборку кафе.
Все сотрудники, работающие непосредственно с клиентами, должны иметь опрятный вид. При приеме на работу сотрудник проходит испытательный срок 2 недели.
График работы сотрудников соответствует работе ресторана
Таблица– График работы сотрудников ресторана «Bladbacher»
Должность | Штат | График работы | Режим работы | За что отвечает |
Директор | 6 дней в неделю | 11:00-18:00 | Организация работы зала , раздачи ,вип-зала , мойки столовой посуды, бара | |
Администратор | Сменный (3/3) | 10:00-18:00 (сб,вс: 20:00...02:00) | Обслуживание гостей, организация работы зала ,в отсутствии директора выполняет его функции. | |
Кассир | Сменный (3/3) | С 10:00 до конца смены. (сб,вс: 20:00...02:00) | Обслуживание гостей на кассе | |
Шеф-повар | Сменный (3/3) | С 10:00 до конца смены. (сб,вс: 20:00...02:00) | Составляет меню, следит за работой поваров | |
Официант | Сменный (2/2) | С 10:00 до конца смены. (сб,вс: 20:00...02:00) | Прием заказов, уборка посуды со столов, раздача блюд | |
Повара | Сменный (3/3) | С 10:00 до конца смены. (сб,вс: 20:00...02:00) | Отпускают готовые блюда | |
Посудомойщица | Сменный (3/3) | С 10:00 до конца смены. (сб,вс: 20:00...02:00) | Мойка столовой посуды | |
Уборщица | Сменный (3/3) | 09:30...19:00 | Состояние полов, стен и других поверхностей |
Каждый сотрудник должен находится на работе в соответствии с графиком за исключением случаев болезни и чрезвычайных обстоятельств. В случае болезни необходимо немедленно лично или через родственников известить директора, или администратора.
2.2 Анализ взаимодействия руководителя с подчиненными
Залог успешной работы коллектива, благоприятной атмосферы в нем — психологическая совместимость его членов. Отношения товарищества и взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие.
Построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к другу, умело руководить — это искусство. Хорошие качества руководителя определяются главным образом тем, насколько он образован, а также его самодисциплиной, энергией, настойчивостью, способностью принимать оптимальные решения, смелостью и чувством ответственности.
На примере ресторана «Bladbaher» мною был проведён опрос, о взаимоотношении руководителя с подчиненными. 50% работников связывают с начальством хорошие взаимоотношения. При этом 10% заявляют, что они со своим начальником — настоящие друзья, а 20% отмечают, что они с ним не дружат, но поддерживают дружеские отношения. 15% сообщили, что они не дружат с руководителем. Лишь 5% затруднились определить статус своих взаимоотношений с начальством.
Те 10% ,которые заявили, что они со своим начальником настоящие друзья оказалось правдой, так как руководитель во многом спускает им все промахи и провалы. И другие сотрудники это замечают, и им это не нравится поскольку в рабочих стенах все мы прежде всего коллеги, и взаимоуважение должно главенствовать над дружескими отношениями. Между менеджером и сотрудником в первую очередь должно быть уважение, а не дружба.
Определённо, когда в коллективе хорошие, дружественные отношения между руководителем и сотрудниками, то все чувствуют себя частью одной команды, что позволяет добиваться лучших результатов в работе. Но зачастую дружба мешает принять верное решение для дальнейшего развития деятельности и достижения высокой результативности работы компании, порождая конфликт интересов. Руководитель не всегда способен объективно оценить ситуацию по отношению к сотруднику-другу. Иногда менеджеру становится неудобно делать замечания и корректировать работу подчинённого, что приводит к выходу ситуации из-под контроля и демонстрирует непрофессионализм обоих.
По моему мнению, необходимо соблюдать золотую середину: комбинировать дружеские и рабочие отношения, но в то же время чётко выстроенная иерархия должна присутствовать всегда.
Безусловно, для руководителя очень важно создавать и далее сохранять доверительные отношения со своими сотрудниками. Помогать, направлять, «заряжать» своей харизмой, воодушевлять похвалой за настоящие достижения и победы подчинённого. Допустимы и совместные выходы за пределами офиса в кино, театр, на ужин в ресторан, но желательно со всей командой/отделом. В данном случае «сдруживается» вся команда, а это всегда положительно влияет на общий командный результат работы. Но для руководителя необходимо всегда соблюдать определённые границы в отношениях — грани, за которые не стоит впускать своих подчинённых. Пусть это будут условные границы, пусть отношения не будут жёстко формализованными, а будут более открытыми, добрыми и тёплыми, чем обычно принято между начальником и подчинённым. Тем не менее, эти границы должны быть.
2.3 Рекомендации по совершенствованию управлением персонала
Для устранения недостатков, выявленных в результате анализа взаимодействия руководителя с подчиненными в ресторане «Bladbacher» можно предложить следующие рекомендации для улучшения работы коллектива в целом:
1.эффективной коммуникации, включающей разъяснение необходимости и преимуществ участия линейных руководителей в управлении персоналом;
2. привлечения руководителей к участию в “привлекательных” для них формах работы с персоналом – проведении собеседований с кандидатами, занятий по профессиональному обучению, управлении отдельными проектами. Это позволяет им приобрести опыт непосредственного участия в разработке и применении методов управления человеческими ресурсами и представит возможность составить более объективное представление об управлении персоналом вообще;
3. специального обучения управлению людьми, позволяющего сформировать представление об этой функции управления организаций, соответствующее сегодняшнему дню, и выработать практические навыки работы с подчиненными;
4. введение на предприятии штатной единицы менеджера по персоналу, который будет вести учет персонала согласно должностной инструкции.