ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ. СИГНАЛЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

МК ТЕМА №3 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ И ЧС. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГО. МЕДИЦИНСКАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И СПАСАТЕЛЕЙ ПРИ ЧС.

Управление ВСМК в ходе ликвидации последствий ЧС

Для облегчения управления в ЧС заблаговременно разрабатываются комплекты формализованных документов. В зависимости от обстановки сложившейся в ЧС возможны два варианта в управлении ВСМК:

1. Если при ЧС имеются небольшие санитарные потери и существуют относительно благоприятные условия медико-санитарного обеспечения. В этой ситуации управление силами, участвующими в ликвидации ЧС обеспечивается системой управления, действующей в режиме повседневной деятельности.

2. Если возникают крупномасштабные ЧС и для ликвидации их привлекаются значительные силы различных министерств и ведомств. В этих случаях необходимо создавать специальные системы управления, тесно взаимодействующие с органами управления, силами и средствами РСЧС участвующих в ликвидации ЧС. Создается система вспомогательных пунктов управления. Для этого в пункты управления РСЧС направляются оперативные группы штабов СМК. Пункты управления создаются и в формированиях, учреждениях ВСМК участвующие в ликвидации последствий ЧС.

 

Защита населения – это совокупность мероприя­тий, взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения, проведение которых предупреждает поражение населения (спасателей) от воздействия поражающих факторов ЧС (оружия) или максимально снижает поражающий эффект этого воздействия, тем самым сохраняя жизнь, здоровье и трудоспособность населения и спасателей.

Защита населенияявляется общегосударственной задачей и проводится на основании ФЗ № 28 от 1994года «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и ряда других нормативных актов.

Защита строится на следующихорганизационных принципах:

1. Всеобщностьзащите подлежит все население РФ, а также иностран­ные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России;

2. Заблаговременность подготовки – мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу и одновременно от ЧС всех видов;

3. Дифференцированный подход – характер и объеммероприятий по защите населения и территорий планируются и осуществляются с учетом военного, экономического, оборонного и политического значения конкретных районов, городов и объектов экономики, природно-климатических и других условий;

4. Разумная достаточность – объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются, исходя из экономических возможностей их реализации, степени потенциальной опасности производства, состояния спасательных служб;

5. Комплексность – для защиты населения и спасателей от поражающих факторов ЧС и современных средств поражения (ССП) одновременно или последовательно может использоваться несколько способов защиты.

6. Рациональное расходование ресурсов – имеющиеся и создаваемые здания, сооружения, техниче­ские средства, имущество эффективно используются по двойному назначению: с одной стороны в производственных интересах, с другой стороны в интересах защиты населения.

Основные способы защиты населения:

1. своевременное оповещение о ЧС или применении противником ССП;

2. укрытие людей в защитных сооружениях;

3. рассредоточение и эвакуация населения в безопасные районы;

4. использование населением и спасателями СИЗ и МСИЗ.

Защита предусматривает подготовку и проведение следующих основных мероприятий:

1. прогнозирование возможных ЧС и их последствий.

2. непрерывное наблюдение и лабораторный контроль состояния окружающей внешней среды (радиационной, химической и бактериологической обстановки).

3. своевременное оповещение населения и информирование его об экстремальной ситуации и порядке действий.

4. обеспечение населения СИЗ и МСИЗ.

5. накопление фонда ЗС и укрытие населения в них.

6. обучение населения способам защиты от вероятных поражающих факторов ЧС и ССП противника.

7. планирование и проведение рассредоточения и эвакуации населения (РЭН) в безопасные районы.

8. подготовка ЗЗ для приема и размещения эвакуируемого населения.

9. обеспечение защиты продовольствия, воды и с/х продукции от заражения РВ, ОВ, БС.

10. принятие мер по недопущению употребления населением зараженного продовольствия и воды.

11. проведение специальных профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе и режимных.

12. применение спецрежимов поведения людей на зараженной территории.

 

Среди защитных мероприятий ГО особое место занимает организация оповещения.

Оповещение – это экстренное доведение до органов управления, сил РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о ЧС или угрозе применении противником ОМП.

Считается, что своевременное оповещение населения и возможность его укрытия за 10-15 минут после оповещения позволит снизить потери людей при внезапном применении ССП с 85% до 4-7%.

Система оповещения создается заблаговременно, обеспечивает как централизованное, так и децентрализованное (локальное) оповещение населения. Основной способ оповещения населения – передача речевой информации с использованием сетей проводного вещания, радиовещания и телевидения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Сначала передается единый сигнал опасности «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», основным средством доведения которого являются электросирены (непрерывное звучание).

Сигналы оповещения ГО: