Анализ структуры и динамики себестоимости продукции по экономическим элементам и статьям расходов.

Анализ себестоимости продукции начинается с изучения полной себестоимости продукции в целом по организации:

Общая сумма затрат (Зобщ) изменяется из-за:

> объема выпуска продукции в целом по организации (VВПобщ);

> ее структуры (УД);

> уровня переменных затрат на единицу продукции (Bi);

Ø суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А).

 

Зобщ =∑(VВПобщ* УДi*Bi) + A

Затем анализируются затраты по экономическим элементам и по калькуляционным статьям..

Анализ себестоимости по элементам затрат начинается с определения удельных весов отдельных элементов затрат в общей сумме затрат. Данный анализ позволяет дать оценку рациональности такой структуры, а также сделать вывод о необходимости и возможности и изменения в сторону снижения материалоемкости и трудоемкости. Кроме того , целесообразно определить абсолютную сумму экономии или перерасхода по общей сумме затрат и по каждому элементу, изучить причины отклонений.

Элементы затрат:- материальные затраты

- расходы на оплату труда

- отчисления на соцнужды

- амортизационные отчисления

- прочие затраты

Отклонение фактических затрат по элементам в абсолютных суммах выражают лишь общие результаты использования ресурсов, а не изменение себестоимости. Для полного вывода о возможности изыскания резервов снижения этих затрат необходимо изучить затраты которые группируются по калькуляционным статьям расходов.

Группировка затрат по статьям расходов позволяет характеризовать связь затрат с результатами, их роль во внутрихозяйственном расчете, выделении прямых и косвенных, переменных и постоянных расходов и тем самым полнее вскрыть резервы их экономии.

В ходе дальнейшего анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, непроизводительные затраты и потери, а также занимающим большой удельный вес в себестоимости продукции.

 

 

6.3. Анализ затрат на рубль товарной продукции.

 

Наиболее обобщающим показателям себестоимости продукции являются затраты нарубль товарной продукции.

Он выгоден тем, что

во-первых - универсальный (может рассчитываться в любой отрасли),

во-вторых - наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Он определяется:

УЗ = Зобщ / ВП

В ходе анализа изучается динамика показателя, выполнение плана и проводятся
межхозяйственные сравнения по этому показателю

Следующий этап анализа – определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя. На его величину оказывают влияние :

Ø общая сумма затрат, которая зависит от:

-объема производства продукции

- ее структуры

- изменения удельных переменных

и суммы постоянных затрат

Ø стоимость произведенной продукции, которая зависит от

- -объема производства продукции

- ее структуры

-цен на продукцию

Факторная модель затрат на рубль товарной продукции выглядит следующим образом:

УЗ = Зобщ / ВП = (∑(VВПобщ *УДi* Вi) + A) / (∑(VВПобщ* УДi * Цi))

Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль ТП рассчитывается способом цепной подстановки .

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям. Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

Ci = (Ai / VBП) + Вi

Ai - сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции.

Влияние этих факторов отобразим способом цепной подстановки:

 

Cусл1 = (Aпл / VBПф) + Впл

Cусл2 = (Aф / VBПф) + Впл

Cф = (Aф / VBПф) + Вф

 

∆Сvвп = Сусл1 – Спл

∆СА= Сусл2 – Сусл1

∆СВ= Сф – Сусл2

 

 

Затем более детально изучают себестоимость единицы продукции по каждой статье затрат, для чего фактически данные сравнивают с плановыми или данными за прошлые периоды.

 

6.4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат.

 

Прямые затраты прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Они связаны с производством отдельных видов продукции.

При анализе прямых затрат отдельно определяются факторы, оказавшие

влияние на изменение прямых материальных и прямых трудовых затрат.

К прямым материальным затратам относятся следующие статьи:

Ø сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов);

Ø покупные комплектующие и полуфабрикаты;

Ø топливо и энергия на технологические нужды,

Общая сумма затрат по этой статье зависит

· от объема производства продукции (VВП),

· структуры (УДi)

· изменения удельных материальных затрат на отдельные изделия (УMЗi). Последние, в свою очередь, зависят

-от количества расходованных материалов на единицу продукции (УPi)

-их стоимости (Цi),

Взаимосвязь факторов с общей суммой прямых материальных затрат в целом по организацииможно представить следующим образом:

 

МЗобщ =∑(VВПобщ * УДi * УPi* Цi).

 

Сумма материальных затрат на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов, кроме структуры производства продукции:

M3i = ∑ (VBПi *УPi * Цi)

Если анализируется себестоимость не всего выпуска, а единицы продукции:

УМЗi = ∑ (УРi * Цi)

 

Прямые трудовые затраты отражаются в следующих статьях:

- основная заработная плата производственных рабочих;

- дополнительная заработная плата производственных рабочих;

- отчисления на соцнужды.

 

Общая сумма прямой зарплатызависит

· объема производства продукции

· структуры

· уровня затрат на отдельные изделия.

Последний в свою очередь зависят

-трудоемкости

-уровнем оплаты труда за 1 чел-час,


Факторная модель общей суммы прямой заработной платывыглядит:

 

ЗПобщ =∑(VВПобщ *УДi * УТEi * ОТi)

 

Зарплата на выпуск отдельных изделийзависит от тех же факторов кроме структуры производства продукции:

 

ЗПi = ∑(VBПi * УТEi * OTi)

 

Данный анализ позволит выявить, по каким видам продукции имеется перерасход средств на оплату труда, а по каким - экономия и за счет чего. В основном перерасход зарплаты оправдывается увеличением выпуска продукции.

 

НАПРИМЕР:Объем выпуска продукции по изделию Апо плану составил 5760 шт., а фактически - 5040шт. Удельная трудоемкость по плану составила 14,5 чел-ч, а фактически - 14 чел-час; уровень среднечасовой оплаты труда по плану ставки 53,45 руб., а фактически - 58,93 руб.

Произвести расчет влияния данных факторов на изменение суммы прямой зарплаты по изделию А.

 

6.5. Анализ косвенных затрат в структуре себестоимости продукции.

Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе.

В себестоимости они представлены следующими комплексными статьями:

• общепроизводственные

• общехозяйственные

• расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

• коммерческие расходы

Анализ этих расходов производится путем сравнения фактической их величины на рубль произведенной продукции в динамике за 5-10 лет, а также с плановым уровнем отчетного года. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости выпущенной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция - роста или снижения.

В процессе последующего анализа выявляют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение косвенных затрат. По своему составу это комплексные статьи, они состоят, как правило, из нескольких элементов затрат.

В заключение анализа косвенных затрат подсчитывают резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.

 

6.7. Определение источников и резервов снижения себестоимости продукции.

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р↓С) являются:

1.Увеличение объема и производства за счет более полного использования производственной мощности организации (P↑VBП);

 

2.Сокращение затрат на ее производство (Р↓З) за счет повышения уровня ПТ, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива и так далее.

Величина резервов может быть определена по формуле:

 

Р↓С = Св – Сф =((Зф - Р↓З + Зд) / (VВПф + P↑VBП)) – (Зф / VВПф)

 

 

где Св, Сф- соответственно возможный и фактический уровень с/с изделия;

Зд - дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения

 

Резервы увеличения производства продукции( Р↑VВП) выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая заработная плата рабочих, прямые материальные затраты), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижения себестоимости изделий.

 

Резервы сокращения затрат(Р↓З) устанавливаются по каждой статье расходов:

· экономию затрат по оплате труда (Р↓ЗП)

 

Р↓ЗП = (УТЕ1 – УТЕ0) * ОТпл * VВПпл

 

УТЕ0, УТЕ1 - трудоемкость изделий до и после внедрения организационно-технических мероприятий.

 

· резерв снижения материальных затрат (РМЗ)

Р↓МЗ= (УР1 – УР0) * VВПпл * Цпл

 

где: УР0, УР1 - расход материалов на единицу продажи соответственно до и после внедрения инновационных мероприятий.

Цпл - плановые цены на материал.

 

· резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования (Р↓ОПФ)

Р↓А = ∑(Р↓ОПФi * НАi)

НА - норма амортизации

 

· резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их фактического анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки,почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращение потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев.

Дополнительные затраты(Зд) на основании резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду, это в основном ЗП за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих расходов.

 

Зд = Р↑ВПi * Вiф

 

Р↑ВПi- резерв увеличения выпуска продукции i-гo вида

Вiф - фактический уровень удельных переменных затра

 

 

ТЕМА 7

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Значение, задачи и источники информации анализа финансовых результатов деятельности организации.

2. Анализ состава и динамики прибыли организации.

3. Методика факторного анализа прибыли от реализации продукции, работ и услуг.

4. Анализ показателей рентабельности. Методика факторного анализа показателей рентабельности.

5. Анализ распределения и использования прибыли организации

6. Анализ финансовых результатов в системе « директ-костинг».

7. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности организации

8. Методика анализа резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

 

7.1. 3начение, задачи и источники информации анализа финансовых результатов деятельности организации.

Финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Значение прибыли обусловлено тем, что с одной стороны она зависит от качества работы организации, повышает экономическую заинтересованность работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, а с другой - она служит важнейшим источником формирования госбюджета, таким образом, в приросте прибыли заинтересована как организация, так и государство.

Размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности организации. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Задачи анализа:

· Оценка плана по прибыли;

· Систематический контроль процесса формирования прибыли и изменением её динамики;

· Определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты и оценка качества прибыли;

· Выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышение уровня рентабельности;

· Оценка работы организации по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности.

Источники информации:

· форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

· форма № 5-ф «Краткий отчет о финансовых результатах» ;

· данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов;

· соответствующие таблицы плана организации.

 

7.2. Анализ состава и динамики прибыли организации.

 

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, её структуру, динамику и выполнение плана за отчётный год. Далее основательно изучаются факторы изменения каждой составляющей общей суммы прибыли .

 

 

 


                 
   
Себестоимость продукции
     
 
   
 
     
Возмещение убытков, причиненных неисполнением обязательств
 
 

 


 

Курсовые разницы по операциям в валюте
Прибыль от участия в совместных предприятиях
Конъюнктура рынка

 

                       
     
 
 
   
 
     
 
     
 
       
Убыток от списания дебиторской задолженности
 
 
 

 


               
   
       
 
 

 

 


7.З. Методика факторного анализа прибыли от реализации

продукции, работ и услу.

 

Основную часть прибыли организации получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения её суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по организации зависит от четырёх факторов первого уровня:

· объёма реализации продукции (VРП);

· её структуры (УД);

· себестоимости (Ci)

· уровня среднереализационных цен (Цi):

 

Факторная модель выглядит следующим образом:

Побщ = ∑(VРПобщ * УДi * (Цi - Ci));

 

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объёма продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объёма реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структураможет также по-разному влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объёме и реализации, то сумма прибыли возрастает и, наоборот.

Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Среднереализационные цены и прибыль находятся в прямо пропорциональной зависимости.

 

Расчёт влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить способом цепной подстановки.

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли.

Качество прибылипризнаётся высоким,если её увеличение обусловлено ростом объёма продаж, снижением себестоимости.

Низкое качество прибылихарактеризуется ростом цен без увеличения физического объёма продаж и снижения затрат на рубль продукции.

В ходе анализа следует также проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от тех же факторов, кроме структуры:

· объёма продажи продукции (VPПi),

· себестоимости (Ci)

· среднереализационных цен (Цi).

 

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

 

Пi = VРПi * (Цi - Сi)

 

Анализ проводится с помощью способа цепной подстановки.

В заключение анализа определяются резервы увеличения прибыли от реализации продукции.

 

7.4. Анализ показателей рентабельности. Методика факторного анализа показателей рентабельности.

 

Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности организации.

Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходности различных направлений деятельности, выгодности производства отдельных видов продукции и услуги так далее.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом.

 

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов (рентабельность затрат, рентабельность инвестиционной деятельности)

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность продаж)

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей (рентабельность капитала)

 

Все показатели рентабельности могут рассчитываться на основе прибыли от реализации, прибыли от операционной деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, общей прибыли, чистой прибыли.

 

1. Рентабельность производственной деятельности:

Rз = Прп / Зрп или Под / Зод

 

Она показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Может рассчитываться в целом по организации и по отдельным видам продукции.

 

Уровень рентабельности затрат, рассчитанный в целом по организации, зависит от трех основных факторов первого порядка:

· структуры реализованной продукции,

· ее себестоимости

· средних цен реализации:

 

Rз = Прп / Зрп = ∑(VРПобщ * УДi * (Цi - Сi)) / ∑ (VРПобщ * УДi * Сi)

 

- по каждому виду продукции

Rзi = Пi / Зi = (VРПi * (Цi - Сi)) /( VРПi * Сi) = (Цi – Сi) / Ci = (Цi / Ci) - 1;

2. Рентабельность продаж (оборота)

Rоб = Прп / Врп

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности:сколько прибыли имеет организация с рубля продаж.

Рассчитывается в целом по организации и по отдельным видам продукции.

 

- в целом по организации факторная модель

Rоб = Прп / Врп = ∑(VРПобщ * УДi * (Цi - Сi)) / ∑ (VРПобщ * УДi * Цi);

 

- по каждому виду продукции

Rобi = Пi / Вi = VРПi * (Цi - Сi) / VРПi * Цi = (Цi – Сi) / Цi

 

3. Рентабельность капитала:

RкL = ОП / КL

 

где ОП – общая сумма прибыли от обычной деятельности до выплаты процентов и налогов

KL – среднегодовая стоимость совокупного капитала, вложенного в активы организации

Характеризует прибыль, получаемую вкладчиками капитала с каждого рубля средств, вложенных в организацию

Рассчитывается в целом по организации.

 

RкL = ОП /КL = (∑(VРПобщ * УДi * (Цi - Сi) + ПФР)) / (∑ (VРПобщ * УДi * Цi) / Коб)

 

 

где ПФР – прочие финансовые результаты, не связанные с реализацией продукции и услуг.

Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала).

 

Чем быстрее оборачивается капитал в организации, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с организацией-конкурентом.

7.5.Анализ распределения и использования прибыли.

 

Эффективность функционирования организации зависит не только от размера получаемой прибыли , но и от характера ее распределения.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

· прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом;

· прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

· величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. За счет чистой прибыли можно выплачиваются некоторые виды сборов и налогов.

После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья -на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

Источниками информации для данного анализа служат финансовые отчёты, данные синтетического и аналитического учёта, отчёты отдела сбыта, Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, бизнес-план.

Основными этапами анализа является:

1.Анализ налогооблагаемой прибыли.

Здесь необходимо рассмотреть порядок распределения общей прибыли, проанализировать состав и динамику налогооблагаемой прибыли, её изменения за счёт влияния отдельных её слагаемых, а так же необходимо определить влияние следующих факторов:

- цены, структуры, объёма продукции, себестоимости, объёма продаж, величины внереализационнных операций, суммы льготируемой прибыли на величину налогооблагаемой прибыли.

2. Анализ налогов из прибыли

Необходимо изучить состав, структуру, динамику налогов, вносимых в бюджет из прибыли, а так же произвести факторный анализ изменения сумм налогов по следующей модели.

 

Нi = Бнi * Снi / 100

 

где Бні - величина налогооблагаемой базы для расчёта i-гo налога;

Сні - ставка налогообложения для i-гo налога.

При анализе распределения прибыли изучаются все направления распределённой чистой прибыли, динамика доли прибыли, идущей на образование фондов, выплату дивидендов, самофинансирование организации. Затем необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли. Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли. Делятся на внешние и внутренние.

 

К числу внешних факторов относят:

1. правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервный фонд).

2. рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал.

3. система налоговых льгот.

 

Внутренние факторы:

1. Уровень рентабельности организации.

2. Наличие в портфеле организации высокодоходных инвестиционных проектов.

3. Текущая платежеспособность организации.

 

Важнейшим направлением анализа распределения чистой прибыли является изучение использования средств фондов накопления и потребления

7.6. Анализ финансовых результатов в системе « директ – костинг»

Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор в наших организациях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако в последнее время все больший интерес проявляется к методике анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода - «direct-costing». Такая методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, она позволяет более полно учесть взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

Система учета переменных затрат «direct-costing» возникла в США в период Великой депрессии и получила широкое распространение в пятидесятых годах двадцатого века Значительное развитие система "директ-костинг" получила после второй мировой войны. В настоящее время "директ-костинг" широко распространен во всех экономически развитых странах.

В нашей стране при анализе прибыли обычно используют следующая модель:

Пi = VРПi * (Цi - Сi)

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) - это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (А)):

МД= П + А.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины использует следующую модель:

Побщ = ∑(VРПобщ * УДi * (Цi - Вi) - А);

 

Где,

VРП -объёма реализации продукции

УД- структура

В - переменные затраты на единицу продукции

А -постоянные затраты на весь объем

Ц - уровень среднереализационных цен