Введение.

Биология развития

Учебное пособие.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

 

 

Владивосток

Медицина ДВ

УДК 591.3+611-013](071)

ББК 28.03

Б 63

Авторы:

Каредина В. С., Веревкина Л.В., Божко Г.Г., Масленникова Л.А., Зенкина В.Г.

 

Рецензенты:

Токмакова Н.П. – к.б.н., доцент кафедры клеточной биологии АЭМББТ ДВГУ

Калинина Г.Г. – к.б.н., профессор кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура» Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета

 

 

Биология развития / В.С. Каредина [и др.] – Владивосток: Медицина ДВ, 2009. – 98 с.

 

В учебном пособии отражены основные закономерности проэмбрионального, эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов, молекулярно – генетические процессы дифференцировки, гисто – и органогенез.

Даны ситуационные задачи с решением, а также задачи для самостоятельного решения, сформулированы вопросы для самоконтроля.

Данное учебное пособие предназначается студентам медицинского университета для успешного усвоения программных вопросов по разделу “Биология развития”.

 

УДК 576.3 (07)

Медицина, 2009

В.С. Каредина, 2009

Оглавление.

  стр.
Введение.
Глава 1. Закономерности проэмбрионального и эмбрионального периодов развития.
1.1. Теории онтогенеза.
1.2. Типы и формы онтогенеза.
1.3. Периоды онтогенеза.
1.4. Проэмбриональный период.
1.5. Эмбриональный период.
1.5.1. Зигота.
1.5.2. Дробление. Типы дробления.
1.5.3. Образование зародышевых листков (гаструляция), типы гаструляции.
1.5.4. Способы образования третьего зародышевого листка.
1.5.5. Органогенез. Детерминация и дифференцировка в онтогенезе. Молекулярно-генетические процессы дифференцировки.
 
Глава 2. Основные клеточные процессы в онтогенезе. Взаимодействие частей развивающегося зародыша.
2.1. Деление клеток.
2.2. Миграция клеток.
2.3. Сортировка клеток.
2.4. Гибель клеток.
2.5. Дифференцировка клеток.
2.6. Эмбриональная индукция.
2.7. Производные зародышевых листков.
 
Глава 3. Провизорные органы.
3.1. Желточный мешок.
3.2. Амнион с амниотической жидкостью.
3.3. Хорион (серозная оболочка).
3.4 . Аллантоис.
3.5. Критические периоды развития.
3.6. Антимутагены и их роль 3.7. Интегрированность онтогенеза.
3.8. Особенности эмбрионального развития человека.
 
Глава 4. Постэмбриональный период развития животных и человека.
4.1. Постэмбриональный период развития животных.
4.2. Постэмбриональный период развития человека.
4.2.1. Ювенильный период.
4.2.2. Зрелый период.
4.2.3. Период старения.
4.2.3.1 Признаки старения индивидуумов.
4.2.3.2. Теории старения.
4.2.3.3. Механизмы старения.
   
Глава 5. Закрепление изученного материала.
5.1. Вопросы для самоконтроля знаний по теме.
5.2. Ситуационные задачи с разбором решения.
5.3. Ситуационные задачи для самостоятельного решения.
5.4. Итоговый программированный контроль.
5.4.1. По теме «Эмбриология».
5.4.2. По теме «Внутриутробное развитие. Эмбриология».
5.4.3. По теме «Биология развития» 5.5. Вопросы к конференции по теме: «Роль среды в развитии организма. Постнатальный онтогенез».  
5.6. Рекомендуемая литература к конференции.
Список литературы.

 

 

 

Введение.

Биология – наука о живом (от греч. БИОС – жизнь, ЛОГОС – наука) – изучает закономерности жизни и развития живых существ. Термин «биология» введен французским естествоиспытателем Ж.Б. Ламарком и немецким ботаником Г.Р. Тревиранусом в 1802 году независимо друг от друга.

Значение биологии для медицины огромно. Биология – это теоретическая основа медицины. Врач Древней Греции Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) считал, что «необходимо, чтобы каждый врач понимал природу», а ученый нашего времени Давыдовский (1887-1968) говорил, что «медицина, взятая в плане теории – это прежде всего общая биология». Во всех теоретических и практических медицинских науках используются общебиологические обобщения.

Общая биология изучает разные уровни организации живого: молекулярно-генетический, субклеточный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Раздел «Биология развития» в программе по биологии для студентов медицинских ВУЗов включает в себя перечень вопросов организменного уровня организации живого, необходимого для врача любой специальности. Изучение развития организмов в норме помогает врачу в выявлении причин и времени возникновения врожденных аномалий у ребенка, возможных путей их ранней диагностики, лечения и профилактики.

Знания по вопросам эмбриологии необходимы студентам старших курсов при освоении программ по акушерству, детской хирургии, педиатрии, а также для понимания теории эволюции живых существ, взаимоотношения их с окружающей средой, воспитания молодых людей по вопросам оптимального планирования семьи и гражданского долга.

Причиной создания данного пособия наряду с важностью является также сложность материала по данной теме для первокурсников. Данное пособие поможет студентам первого курса освоить материал по этой теме, закрепить пройденный материал с помощью контрольных вопросов и ситуационных задач, показать свои знания при выступлениях на групповой конференции по предложенным вопросам.

В связи с вышеизложенным данное пособие ставит следующие задачи:

1. Дать определения основным терминам и понятиям эмбриологии.

2. Рассмотреть закономерности каждого периода индивидуального развития организмов.

3. Объяснить молекулярно-генетические процессы дифференцировки.

4. Отметить критические периоды развития и выявить критерии, приводящие к ошибкам индивидуального развития организмов.

5. Рассмотреть особенности происхождения, строения и функции провизорных органов.

6. Охарактеризовать особенности эмбрионального развития человека.

7. Дать характеристику признакам, теориям и механизмам старения человека.

8. Научить студентов использовать свои знания при решении ситуационных задач и при тестированном контроле.