I. Эмпирическое исследование
· Метод наблюдения.
Так же, как и в психологии, выделяют
- стандартизованное и нестандартизованное (свободное),
- включенное,
- стороннее,
- скрытое наблюдение.
· Метод анализа документов является разновидностью способов анализа продуктов деятельности.
Документ – информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитных носителях или фотоносителях.
Все методы анализа документов делятся на
- традиционные (качественные)
- и формализованные (качественно-количественные).
Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х годах прошлого века в связи с разработкой контент-анализа (англ. content -содержание, сущность) - анализа содержания.
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Контент-анализ - способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой.
· Метод опроса.
Среди видов опроса наибольшее распространение имеют:
- очный опрос, опрос «лицом к лицу» - интервью, проводимое исследователем с опрашиваемым (респондентом) в форме вопросов-ответов;
- заочный опрос - анкетирование, предназначенное для заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.
· Метод социометрии
Разработан Д. Морено в 1958 г.
Применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения и оптимизации.
Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы для установления тех из них, с которыми он захотел или, наоборот, не захотел бы участвовать в определенном виде деятельности или в ситуации.
Например,
- кого бы ты пригласил на день рождения, и наоборот;
- кого бы ты выбрал старостой группы, и наоборот;
- от кого бы ты принял помощь, и наоборот, и т.д.
Затем проводят обработку и интерпретацию результатов.
· Метод групповой оценки личности.
Это способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса его членов.
Метод позволяет оценить наличие и выраженность психологических качеств человека, которые проявляются во взаимодействии с другими людьми.
Этот метод применяют в организационной психологии для отбора и расстановки кадров.
· Т е с т ы.
С помощью тестов в социальной психологии определяют
1. социально-психологические свойства личности:
- социальный интеллект,
- социальная компетентность,
- стиль лидерства и т.д.,
2. межиндивидуальные различия.
3. межгрупповые различия
Наиболее известны
- тест интерперсональной диагностики Т. Лири,
- шкала совместимости В. Шутца,
- методика оценочной биполяризации Ф. Фидлера и др.
· Эксперимент
Считают наиболее строгим и надежным при сборе данных, однако использование эксперимента как основного метoдa привело к кризису экспериментальной социальной психологии.
Эксперимент критикуют за то, что невозможно переносить выводы, полученные в экспериментальной ситуации, в естественные условия.
Несмотря на это, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.