Мировоззрение Ветхого завета

 

Нас, конечно, интересует не столько форма заветов и имена богов, сколько суть мировоззрений Нового и Ветхого завета.

Бо льшая часть Ветхого завета не столько мировоззренческая, сколько повествовательная. Это бесконечный рассказ о том, где и как жили иудеи и окружавшие их народы, и чем они занимались. Эти рассказы представляют интерес для самих иудеев и для историков. С тем же успехом можно было бы все тома русской истории включить как часть православной библии.

Ветхий завет содержит и знаменитые легенды о сотворении мира, об Адаме и Еве, об их изгнании из рая, о всемирном потопе и так далее.

Достоинство этих легенд в том, что они стали попыткой создать цельную картину происхождения и развития мира, причём описанную на языке, понятном каждому, даже самому тёмному, человеку. Вероятно, наличие такой простой, но всё же единой картины миры было гораздо лучше, чем разбивание людей на культы, у каждого из которых было своё представление о мире.

Несомненным недостатком стала неразвиваемость этой системы знаний, изначальное заложение знаний как догмы, удобной для управления людьми и содержания их в страхе. Догмы, пресекающей всякие попытки познать мир и победить страх перед природой. Отметим, что догме была альтернатива – в древности существовало немало философских течений, которые предлагали свои объяснения принципов построения мира, и философия тех лет вовсе не была закостенелой.

Вероятно, это объясняется тем, что почти вся античная философия была греческой. Рим гораздо больше интересовался развратом, кровавыми зрелищами и чревоугодием, чем творчеством и философией. Вариант христианства, который вводился цезарями, изначально должен был стать системой подчинения сознания, а не его развития. А вандалы и варвары, которые вскоре разграбили Рим и стали прямыми предками современных европейцев, и не могли воспринять из христианства что‑либо помимо внешнего идолопоклонничества.

 

 

* * *

 

Ветхозаветный бог – это уже единый бог, но это не человек. Это всемогущий идол, который требует полного и иступлённого поклонения себе, требует от верующего слепого страха и беспрекословного подчинения жрецам.

Исторически Яхве и был одним из культовых идолов иудейских племён древности, который впоследствии был признан единым идолом, единым богом всех иудеев ради объединения «двенадцати колен» израилевых [435].

От этих ветхозаветных культов и идёт идолопоклонническая сторона христианства – предание святой силы мощам, культовое почитание икон, молитва как заученная догма и так далее [436].

С другой стороны, предметы поклонения, святые символы, общие для всех верующих точки привязки сознания необходимы для любой религии, поэтому совсем без икон и святых мощей обойтись нельзя. Другое дело, что можно чтить их как символы единства веры, а можно – как обладающие волшебной силой и исцеляющие святыни [437]. Второй подход недалеко уходит от язычества, колдовства и шаманства.

 

 

* * *

 

Далее, Ветхий завет знаменит тем, что он дал людям десять моральных заповедей – не укради, не убий, не пожелай жены ближнего и так далее.

С этими заповедями есть только одна проблема – иудаизм не признаёт не‑иудеев за людей. Не укради у иудея, не убий иудея, не пожелай жены иудея. Что же касается остальных, гоев, то с ними следует обращаться как с животными.

С другой стороны, десять заповедей – это простейшие, базовые принципы жизни любого общества. Хотя иудеи любят повторять, что это они дали миру мораль, многие народы (исключая европейцев, конечно), и без Яхве не воровали и не убивали друг друга. Соблюдают ли сами иудеи заповеди Ветхого завета?

Дух Ветхого завета – это дух практицизма, дух рациональной материальной пользы. В нём все цели сводятся к обладанию вещами, богатством и деньгами. Заповеди служат скорее для организации иудеев, чтобы им было легче достигать практической цели управления гоями.