Каналы доступа к сознанию
Для управления отражением необходимы каналы доступа к сознанию. Можно выделить два уровня каналов – каналы доступа на уровне человека (зрительное изображение, звук, осязание, обоняние, абстрактное мышление и так далее) и каналы информационного доступа к массовому сознанию.
Напомним список каналов доступа к массовому сознанию, который мы привели в предыдущей главе:
§ разговорный язык
§ телепередачи
§ радиопередачи
§ газеты и журналы
§ кинофильмы и видеофильмы
§ компакт‑диски и аудиокассеты
§ компьютерные игры
§ веб‑сайты
§ концерты и представления
§ книги
§ занятия в ВУЗах
§ занятия в школах
§ экскурсии
§ церковные службы
§ хождение по магазинам и офисам
На уровне чувств управление массовым сознанием сводится к работе с неподвижным и подвижным изображением, текстами и звуком. Запахи частично применяются в газетах и журналах и розничной торговле.
* * *
Как мы уже отмечали, основным каналом доступа является телевидение. В среднем американском доме есть 3 телевизора. Дети и подростки смотрят телевизор 3.5 часа в день. Средний взрослый американец смотрит телевизор 5 часов в день. Если откинуть время сна и 8‑часового рабочего дня плюс время на дорогу, то он проводит у телевизора практически всё свободное время [337].
Интересно, что по‑английски телепередачи так и называются – programming, то есть программирование [сознания].
Привязка человека к телевизору гораздо сильнее в городе, чем в деревне. Особенностью города, по сравнению с живой природой, с лесом, полем, огородом, домашними животными, является его мёртвое однообразие. В городе сознанию человека становится нечего отражать, ибо оно каждый день сталкивается с неизменяющейся материей, для которой уже давно созданы отражения. Городской человек гонится за новыми товарами просто для того, чтобы у него появились хоть какие‑то новые впечатления, чтобы нарушить монотонность своей жизни.
Поэтому в условиях города телевизор становится чуть ли не единственной постоянно меняющейся частью мира. Но телевизор предлагает мозгу готовые образы, готовые отражения.
Религия денег управляет отражением, пытаясь монополизировать всё, что изменяется вокруг человека. Она сознательно уничтожает или удаляет из окружения человека живое, чтобы или продать человеку изменения (цветы в магазине [338], новый вид витрины, новую упаковку), или продать и вставить ему готовый образ.
* * *
Надо чётко представлять, что с точки зрения бизнеса, основная функция любого из каналов СМИ – это не новости, не информация и не художественные достоинства. Это контроль сознания человека.
Стоимость (valuation) многих Интернет‑компаний прямо оценивается по числу «eyeballs», «глазных яблок», которые прикованы к сайтам этой компании, то есть по количеству сознаний, которые она контролирует.
Рейтинг теле– и радиопередач, а соответственно и стоимость рекламы в них, тоже напрямую оценивается по числу зрителей, которые смотрят или слушают ту или иную передачу. В глянцевых журналах стоимость рекламы, которая является главным источником их доходов, определяется количеством читателей.
Концентрации капитала соответствует концентрация собственности на каналы управления сознанием. 100 крупнейших корпораций США покупают 75 процентов рекламного времени на коммерческом телевидении и 50 процентов на общественном ТВ.
В Америке очень много телевизионных каналов, широковещательных, спутниковых, кабельных, местных и общих. Но каналы, которые смотрят 2/3 всех телезрителей, контролируются шестью крупнейшими компаниями [339]. Шесть человек могут единолично, и никому не отчитываясь, решать, что показать, и что не показывать двумстам миллионам.
* * *
На уровне колоний , метрополиям крайне нежелательно, чтобы в колониях сохранялись свои национальные каналы доступа к сознанию, точно так же, как им не нужна развитая национальная промышленность. Метрополии пытаются полностью вытеснить местное кино, телепередачи, музыку, содержание газет и журналов (естественно, под видом экономической нецелесообразности) [340].
Откройте популярные в России глянцевые журналы и подсчитайте, сколько статей посвящено западным темам и знаменитостям (или подражанию им), а сколько посвящено русским. Просмотрите обычную программу телепередач и подсчитайте, сколько в ней импортных передач или сделанных по американским шаблонам. Подсчитайте, какой процент отечественных фильмов идёт в кинотеатрах.
С другой стороны, по американскому телевидению не показывают ни одного мультфильма [341], телепередачи или репортажа, созданных где‑либо, кроме США и Великобритании. Изредка показывают иностранные фильмы, но их даже не дублируют, ограничиваясь субтитрами.
Тот же подход применяется к историческим памятникам и музеям. Правительства колоний находятся под постоянным нажимом с целью закрытия музеев и сокращения расходов на них как «экономически» неоправданных. Наоборот, каждый пивной бар в метрополии приобретает историческое значение.
Рассматривая другие каналы доступа, надо отметить, что корпорации и метрополии пытаются активно войти во все каналы и внедрить через них свои точки привязки.