Полнота модели
Поскольку экономика – это модель управления всем миром , то для полноты этой модели необходимо:
1) всё, что может быть предметом физического или воображаемого обмена, должно быть оцифровано и
2) отдано в чью‑либо собственность,
3) любым изменениям в физическом и воображаемом мире должны соответствовать изменения в модели; и обратно, изменения в модели должны приводить к изменениям в остальном мире.
Каждый раз, когда кто‑то прикасается к какой‑либо вещи, должна происходить финансовая транзакция купли‑продажи, изменяться чьё‑либо значение в иерархии, пусть и на очень маленькую величину.
Наиболее полно на сегодняшний день оцифрована земля, и даже такое мелкое событие как стоянка машины на пятачке земли на пять минут вызывает транзакцию в модели – оплату за парковку.
Такое маленькое изменение сознания человека, как показ ему картинки, тоже вызывает финансовую транзакцию – оплата рекламы на Интернет‑сайтах ведётся за каждого посетителя. В данном случае оцифрованная собственность – мозг человека.
А если что‑то нельзя посчитать, то есть включить в управляющую модель, то религия денег предпочитает это либо не замечать, либо уничтожить.
* * *
Рассмотрим полноту оцифровки на интересном примере. Как выразить в деньгах страдания человека? В США такую оцифровку регулярно проводят суды, заставляя выплачивать огромные штрафы тех, кто привёл к этим страданиям. Это может показаться не экономической проблемой, но если такую оцифровку не делать, то возникают ситуации, похожие на случай с Форд Пинто.
В 1970‑е годы компания Форд выпустила автомобиль Пинто, который был спроектирован с дефектами. Если Пинто сталкивался с другим автомобилем под определённым углом, то бензин из бензобака Пинто попадал в его пассажирский салон и воспламенялся. Те, кто находился в Пинто, сгорали заживо. Когда стали поступать сообщения об авариях, инженеры Форда нашли причину дефекта и предложили вариант исправления. Для этого требовалось вернуть на заводы сотни тысяч машин и переделать конструкцию бензобака.
Экономисты Форда, используя статистику аварий, подсчитали, сколько примерно таких катастроф произойдёт за все годы эксплуатации Пинто, и сколько людей сгорит заживо. Они подсчитали, в какую сумму обойдутся выплаты по страховкам и искам пострадавших. Они также подсчитали, что затраты на переделку всех Пинто в несколько раз превысят затраты по искам. Соответственно, Форд решил, что экономически выгоднее сжечь людей, чем переделывать автомобили, и спрятал все документы.
Поскольку Пинто продолжали гореть факелами на дорогах, судам постепенно удалось восстановить истину. Они наказали Форд огромными штрафами. Теперь в аналогичных ситуациях Форд и другие компании сравнивают убытки от переделки с убытками от потенциальных штрафов. Только резко увеличив денежную стоимость человека в счётной книге Форда, до него удалось довести мысль о ценности человеческой жизни.