ИЗУЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ
Цель работы:выявить приспособления организмов к среде обитания и объяснить механизм их возникновения.
Оборудование:гербарные экземпляры растений, коллекция «Аналогичные органы защиты растений от травоядных животных», семена и плоды растений, комнатные растения, изображения специализированных растений и животных.
Ход работы:
1. Рассмотрите выданный вам объект и выявите наиболее очевидные приспособления, отметьте те факторы среды, которым они соответствуют.
2. Установите, в чем проявляется относительный характер приспособлений. Сведения о приспособлениях занесите в таблицу.
Приспособления | Факторы среды, которым соответствует приспособление | Относительный характер приспособлений |
2. Попытайтесь сформулировать гипотетическое объяснение возникновения одного из выявленных вами приспособлений в форме ответов на вопросы:
а) Какому фактору среды соответствует приспособление?
б) Если предположить, что предки вида не обладали указанным приспособлением, жили в других условиях (каких?), то какими могли быть их среда обитания и приспособления к ней?
в) Какими могли быть изменения условий среды от предполагавшихся ранее к современным, какие причины могли вызвать такие изменения?
г) Как новые условия среды могли отразиться на выживании и размножении особей в популяциях предковых форм?
д) Какие мутации могли бы оказаться полезными в измененных условиях? Какой была судьба обладателей этих мутаций?
е) Каким было бы потомство от скрещивания мутантных форм с типичными? Какой форме отбора оно подвергалось бы и с какими результатами?
ж) Какие изменения нормы реакции мутантного признака происходили бы из поколения в поколение?
Лабораторная работа