Тема 12. Воспитание педагогически запушенных подростков. Основы правового воспитания.

 

План

1. Основные причины возникновения «трудновоспитуемых» школьников.

2. Общая характеристика «педагогически запущенных» детей.

3. Общие направления работы с «трудновоспитуемыми» учащимися.

4. Правовое воспитание, его цели и задачи.

 

Литература

1. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992.

2. Еремин В. Улица – подросток – воспитатель. – М.: Просвещение, 1991.

3. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. – 1988. – № 3.

4. Мартынова В. Выхаванне грамадзяніна: пошук новых шляхоў і форм // Нар. асвета. – 1993. – № 10-11.

5. Методика разрешения конфликтов в подростковом возрасте. – Минск, 1989.

 

 

1. На прошлой лекции мы говорили об особенностях нравственного воспитания учащихся в школе. Однако, несмотря на то, что учителями проводится большая работа в этом направлении, проблем очень много: с каждым днем все больше снижается уровень нравственной воспитанности, все чаще можно услышать , что наше общество нравственно несостоятельно, находится в глубоком не только экономическом, но нравственном кризисе, учителя жалуются на невозможность работы в школе, на редкое увеличение количества «трудных» детей.

Задача сегодняшней лекции – выяснить, кто же такие трудновоспитуемые, почему они появляются и как с ними работать.

Итак, каковы же причины трудновоспитуемости? Обычно выделяют:

а) Ошибки семейного воспитания.

Семья – один из важнейших элементов микрогрупп, в которой с первых дней жизни происходит социализация ребенка.

К числу основных недостатков и ошибок воспитания в семье, обусловливающих положение педагогически запущенных детей, относят:

· Безразличное отношение родителей к исполнению своих обязанностей воспитателей, когда они не контролируют связей и знакомств детей, проведения досуга, приготовления уроков;

· Неправильный выбор методов воспитания, когда из наказаний предпочтение отдается всевозможным запретам, ограничениям и физическому воздействию, а в качестве поощрений используются материальные их виды;

· Нарушении меры в воспитании, т.е. потакание детским прихотям и капризам или излишняя суровость и даже жестокость по отношению к детям, унижение и оскорбление их достоинства;

· Противоречивость и непоследовательность требований родителей;

· Пример аморального поведения (а порой и преступного) взрослых членов семьи (пьянство, половая распущенность, бытовое хулиганство, воровство и т.д.)

· Материально-бытовые условия жизни семьи (иногда)

Исходя из этого, все неблагополучные семьи можно разделить на три группы: 1 – семьи, в которых родители не умеют воспитывать детей в силу их низкого общеобразовательного, педагогического и культурного уровня.

2 – семьи, где родители не хотят воспитывать детей.

3 – семьи, где родители не могут обеспечить надлежащие условия воспитания по независящим от них причинам (болезнь, инвалидность, длительное отсутствие и т.д.). Бывают и такие семьи, в которых все три группы причин действуют одновременно.

б) недостатки и просчеты учебно-воспитательного процесса в школе;

К числу недостатков учебно-воспитательного процесса в школе, ведущих к углублению педагогической запущенности, относят:

· Нарушение некоторыми учителями требований педагогического такта;

· Низкое качество профессиональной подготовки;

· Слабый контроль администрации и классных руководителей за учебой и поведением учащихся;

· Неправильный выбор мер педагогического воздействия на недисциплинированных учеников;

· Однообразие форм воспитательной работы;

· Неправильное использование возможностей ученического коллектива;

· Отсутствие тесного контакта с родителями.

в) отрицательное влияние среды.

· Отсутствие внимания к личности

· Снижение общечеловеческих ценностей

· Экономическая и политическая неразбериха

· Финансирование всех институтов, занимающихся формированием человека, по остаточному принципу.

Однако этого недостаточно. Нельзя не заметить и еще одну очень важную причину возникновения явления трудновоспитуемости. Очень долго в нашей школе не уделялось (да и сейчас не всегда уделяется) достаточного внимания конкретной личности. Советская школа ставила во главе угла работу с коллективом, с массой, распространяя на всех одинаковые требования, стандарты. Личность же оставалась без должного внимания, что, безусловно, способствовало внутреннему сопротивлению, перераставшему зачастую в трудновоспитуемость.

 

2. Что же характеризует так называемых «трудных? Как правило, дефекты в нравственно-правовом развитии ребенка, низкий уровень нравственного сознания, заниженная или завышенная самооценка, нарушения в эмоционально-волевой сфере, противоречия, чаще всего необоснованные, во взаимоотношениях с окружающими и, как следствие, конфликтное состояние.

Чаще всего эти дети плохо осведомлены о событиях в нашей жизни, о новостях в науке, искусстве, они не читают, не посещают театры, концерты. Их интересы зачастую из-за некого духовного вакуума примитивны. Ориентированы чаще всего на личное благополучие. Их принцип – мне так хочется. Некоторые их них откровенно агрессивны и жестоки, стремятся губить детей младшего возраста и слабых сверстников.

Есть группы педагогически запущенных детей, увлекающихся азартными играми, пьянством, сквернословием, сексуальными извращениями, наркотиками.

Иногда, говоря об особенностях трудновоспитуемых, называют ярко выраженную совокупность таких недостатков, как лень, эгоизм, нечестность, недисциплинированность. Вполне естественно, что такие учащиеся нуждаются в повышенном внимании педагогов, в хорошо, грамотно организованном процессе перевоспитания и коррекции.

 

Подход к перевоспитанию должен быть индивидуальным. Что он включает?

1. Установление психологического контакта с воспитанниками.

2. Изучение особенностей личности ребенка, условия семейного воспитания, положение в ученическом коллективе и неформальной группе.

3. Определение на основе такого изучения степени его педагогической запущенности.

4. Вовлечение ребенка в социально позитивную деятельность, соответствующую его личным интересам и дарованиям и способную оказать положительное влияние на нравственное формирование личности.

5. Постановка перед учащимся социально приемлемых жизненных целей (овладение профессией).

6. Развитие у воспитанника положительных критериев оценки своего поведения и поведения окружающих.

Особенно важно хорошо изучить личность воспитанника. Программа изучения личности и ее перевоспитания обычно включает:

а) изучение уровня направленности ученика, ее основного содержания (коллективистская, групповая, деловая, эгоистическая и т.д.); ведущие интересы, ценностные ориентации личности (что нравится делать, что нет, почему);

б) изучение причин трудновоспитуемости;

в) выявление основных и сопутствующих недостатков;

наблюдение за взаимоотношениями ученика с педагогами, родителями, учащимися класса;

г) выявление положительных качеств, которые могут стать основой для преодоления недостатков;

е) изучение самосознания и самооценки ребят;

ж) изучение воспитательных возможностей семьи.

Почему работа должна быть именно индивидуальной? Прежде всего, что она устраняет характерное для «трудного» состояние отверженности, подчеркивает внимание к нему как к личности и позволяет на основе детального изучения определить наиболее эффективные проблемы воздействия.

Какие существуют приемы работы с трудными детьми?

· Мобилизация внутренних сил ребенка на выполнение задания;

· Активизация целевой установки;

· Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания;

· Одобрение успехов деятельности;

· Надлежащее отношение к самолюбию;

· Подчеркивание неизбежности выполнения задания;

· Переключение активности из сферы личного самоуважения в область применения способностей ребенка в интересах класса;

· Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля.

· Доверие;

· Недоверие (но в индивидуальной работе);

· Обнажение безнравственности эгоистических установок и взглядов;

· Отклонение недобросовестного и некачественного выполненной работы.

Эти приемы в индивидуальной работе с учащимися варьируются, сочетаются друг с другом в зависимости от своеобразия личности воспитанника и характера отклонений в его поведении.

При организации работы с трудными детьми важно помнить и учитывать то, что в каждом ученическом коллективе будут и те, кому «трудные» безразличны, будут такие, кому они не безразличны, но и каких-то усилий на их перевоспитание они не приложат, будут и те, которые станут помогать педагогу в его работе. Потому очень важно учителю направлять свои усилия на создание здоровой обстановки в детском коллективе.

К сожалению, нередко трудные дети приходят постепенно к совершению правонарушений. Чтобы в какой-то степени предупредить это учитель должен воспитывать их правовую культуру, осуществлять правовое воспитание. Правовое воспитание – это выработка, развитие и закрепление правовых убеждений, готовности действовать в соответствии с законом в правовых отношениях.

Очень важно, чтобы учащиеся знали и понимали правовые нормы (что можно, что нельзя), знали и понимали свои физические права и обязанности, понимали меру законности и незаконности различных поступков и имели позитивное отношение к праву, закону, правовым явлениям и требованиям.

Цели правового воспитания:

1. воспитание молодого поколения в духе уважения и строгого соблюдения законов, регулирующих нашу жизнь;

2. формирование сознательной дисциплины и культуры поведения;

3. формирование активной жизненной позиции школьников в правовой сфере.

Задачи:

· формирование в доступных формах системы знаний по вопросам права; активное развитие интересов учащихся к этой области путем систематического расширения и углубления информации по текущим и актуальным проблемам права;

· формирование уважения к правоохранительным органам и учреждениям;

· привитие навыков правомерного поведения как обязательного и всеобщего;

· воспитание нетерпимости ко всякому рода правонарушителям;

· формирование потребности и умения защищать в законном порядке свои интересы и права.

Работа по правовому воспитанию должна проводиться систематически. Одной из основных форм внеклассной работы по правовому воспитанию являются кружки. Работа кружка осуществляется по перспективному плану, в котором учитываются интересы и пожелания кружковцев. В нем предусматриваются как коллективные формы работы: общие заседания, вечера, экскурсии, так и индивидуальные – выпуск стенгазет, бюллетеней и т.д. Кружки обычно занимаются изучением истории права, органов права и т.д. Более глубокую исследовательскую работу по праву ведут в ученических научных обществах. Цель этих обществ – привлечь школьников к научной деятельности по праву, содействовать развитию их способностей. Члены общества разрабатывают курсы лекций по различным правовым направлениям.

Темы лекций «Береги честь смолоду», «Твое свободное время», «Что я знаю о Законодательстве» и т.д.

Они же составляют основу библиографического бюро – составляют список научно-популярной литературы по праву. Они же готовят устные журналы, выпускают газеты, журналы, выставки и т.д.

Члены кружков и обществ помогают учителю в проведении ролевых игр, путешествий по условным станциям (например, путешествие «Знаешь ли ты свои Законы» можно провести по следующим станциям «Станция эрудитов», станция «Головоломка», Мастеров» (приготовление наглядного пособия) и т.д.), читательских конференций, диспутов, вечеров. Темы конференций, вечеров Право и мораль», «Я в ответе за все, что происходит рядом», «Дело всех и каждого».

Диспутов «Равнодушие – преступление», «Всегда ли следовать закону я обязан?» и т.д.

Очень действенной формой работы по правовому воспитанию – встречи с представителями правоохранительных органов – прокуратуры, следственных органов, милиции, инспекторами по делам несовершеннолетних.