Метод нравственных упражнений.
Нравственное формирование учащихся требует такого практического воздействия на их поведение, которое способствовало бы выработке и прочному закреплению моральных умений, навыков и привычек. Успешному развитию этой задачи содействует метод нравственных упражнений.
Под нравственным упражнением понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Этот метод используется для решения разнообразных педагогических задач, начиная от воспитания у детей привычки правильно сидеть, обращаться к учителю, кончая выработкой таких моральных качеств, как принципиальность, честность и т.д.
Процесс упражнения включает в себя следующие приемы: 1) постановка воспитательной задачи;
2)разъяснение морального правила и возбуждение потребности и стремления к его выполнению;
3) практический показ, как нужно выполнить это правило;
4) организация практической тренировки;
5) предъявление требований;
6) напоминание нормы и контроль за поведением ребенка.
«Привычка, – писал Ушинский, – укореняется повторением какого-нибудь действия, повторением его до тех пор, пока в действии начнет отражаться рефлективная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие установления привычки».
4. Метод одобрения и осуждения.
Воспитательная роль осуждения и наказаний, а также поощрения связана с воздействием оценочных суждений учителей и коллектива на сознание и чувства ребенка. Ученик, поступки которого одобряются, проникаются сознанием правильности своего поведения, у него появляется эмоциональный подъем, и он стремится вести себя еще лучше.
С другой стороны, переживания отрицательного порядка, которые вызываются мерами наказания за нарушение моральных правил, заставляют школьника глубже обдумывать свое поведение и вырабатывать в себе задерживающиеся способности.
Смысл поощрений и наказаний в том, чтобы развивать у учащихся нравственное сознание и чувства, побуждать их вдумчиво относиться к своему поведению.
4. Процесс нравственного воспитания должен организовываться на хорошей динамической основе, на хорошем знании учащихся, их нравственной воспитанности.
1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психического развития каждого ученика.
2. Оценка результатов диагностики производится не путем сравнения этих результатов с какими-либо нормами, а главным образом путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика.
При определении критериев нравственной воспитанности важно исходить из общих положений: 1). нравственная воспитанность характеризуется нравственными знаниями;
2).отношением к ним, стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее целостных ориентаций, установок;
3).в какой степени эти отношения реализуются в конкретных поступках и действиях.
3. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой и образуют единство, которое выражается в личностных качествах.
Критерии нравственной воспитанности:
Вообще в истории нравственного воспитания выдвигались разные критерии нравственности: одни считали нравственным в поведении то, что доставляет удовольствие и позволяет избегать страданий; другие усматривали их в способности приносить счастье людям; третьи – пользу отдельным личностям и обществу.
Общий критерий нравственной воспитанности – это признак, на основе которого устанавливается продвижение личности в своем нравственном развитии.
Под уровнем нравственного развития понимается степень моральной зрелости школьника, который он достигает в процессе целенаправленной педагогической деятельности. Изучить уровень нравственной воспитанности можно при помощи разнообразных методик, позволяющих установить и уровень нравственных знаний, и уровень отношений и спроектировать поведенческий уровень.
Наряду с критерием общей нравственной воспитанности существуют критерии развития отдельных нравственных качеств. Однако при всех условиях объективным критерием оценки поведения является его соответствие общественным требованиям, установленным нормам.
Так, изучить представления школьников об основных нравственных ценностях можно, предложив написать им сочинения «Время и я» или «Социальный портрет старшеклассника 2004 года». Перед написанием можно дать план сочинения, который позволит учащимся сконцентрировать свое внимание на интересующих учителя моментах.
1.Изменения в экономике и сознании людей.
2.Противоречия нашего общества, их преодоление.
3.Мат идеал современника.
4.Я и время: а) мои убеждения и жизненные принципы;
б) мой жизненный девиз;
в) чем я отличаюсь от других;
г) мои недостатки и как я их преодолеваю.
Кроме того, учащимся можно предложить письменно ответить на вопрос: «Что означают следующие понятия: «долг», «свобода», «честь», «доброта», «принципиальность». Помимо этого, они должны расположить построчно перечисленные выше качества и против каждого написать его антипод.
Эти задания позволят выявить уровень нравственных знаний учащихся.
На следующем этапе учащимся можно предложить в качестве задания соотнести указанные нравственные качества (их определяет учитель) и конкретные ситуации, в которых они проявлялись.
Возможны такие ситуации:
Ситуация 1. На традиционном вечере встречи с выпускниками школьники должны были показывать сценку. Ведущий «актер» в этот вечер был приглашен на день рождение к девочке, с которой он дружил. Мальчик отказался.
Ситуация 2. В классе должна быть контрольная по математике. На перемене ребята подсмотрели в тетради учителя номера задач будущей контрольной. Сильные ученики решили их. Когда учитель вошел в класс, Саша встал и сказал, что всему классу известны номера задач. Сашу назвали предателем.
Ситуация 3. Старшеклассники всем классом ходили в театр. Когда они подходили к дому, где жила Света, Сергей пошел проводить ее до квартиры. В подъезде к девушке стали приставать 3 подвыпивших хулигана. Сергей выскочил из подъезда и побежал к ребятам за помощью. Когда одноклассники вбежали в подъезд, то ни Светы, ни хулиганов не было. Больше Света не встречалась с Сергеем.
Выявить отношения можно и при помощи методики «Выбор» и анкетирования. Цель методики «Выбор» состоит в выявлении отношения школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам.
Задание. Как ты поступишь в следующих ситуациях? Выбери ответ, который будет соответствовать твоему поступку или допиши свой ответ.
1. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь:
а) потребуешь от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
б)разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;
в) выразишь соболезнование тому, кого обидели;
г) сделаешь вид, что тебя не касается;
д) или….
2. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?
а) сделаешь все для устранения зла, ущерба;
б) извинишься, объяснишь пострадавшему, что не хотел этого;
в) постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что не виноват;
д) свалишь вину на того, кто пострадал, пусть не лезет, сам виноват;
г) или….
Выбор ответа а) будет свидетельствовать об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам; б) показывает, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое; ответ в) – говорит о пассивном, недостаточно устойчивом отношении; ответ г) – свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения человека к нравственным нормам.
Цель анкетирования – определить стиль поведения в определенной ситуации.
Вопросы анкеты:
1. Я придерживаюсь принципов нравственности более стого, чем большинство людей?
2. Я могу быть в хороших отношениях с теми, чьи поступки не одобряю?
3. Считаю, что человек может игнорировать правила, которые он считает неразумными?
4. Я всегда следую чувству долга, которое воспитано у меня с детства?
5. Меня очень раздражает самоуверенная нетерпимость и фанатичность в людях?
6. Всегда хорошо быть искренним и откровенным?
7. Хорошо быть добрым и отзывчивым?
Анализ предложенных выше методах позволяет определить степень нравственной воспитанности личности, выявить нравственно-целостные ориентации. А это дает возможность наиболее целесообразно спланировать деятельность учителя и при необходимости внести коррекцию в нравственные представления и воспитание учеников.