Тема 10. Формирование научного мировоззрения как важнейшая задача воспитания.

 

План

1. Сущность понятия «мировоззрение». Источники, виды и функции мировоззрения.

2. Структурные компоненты научного мировоззрения.

3. Психологические основы формирования научного мировоззрения.

4. Дидактические условия формирования научного мировоззрения.

5. Содержание работы по формированию научного мировоззрения на уроках языка, литературы и воспитательных мероприятиях.

6. Критерии сформированности научного мировоззрения.

 

Литература

Основная:

1. Формирование научного мировоззрения учащихся /Под ред. Монесзона Э.И. и др. – М.: Педагогика, 1985. – С. 18 – 23, с. 189 – 198.

2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 362 – 376.

Дополнительная:

 

1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1983. – С. 11 – 40.

2. Гавриков А.И. Ориентиры молодежи в социальном мире. [ О формировании мировоззрения школьников] //Сов. пед. – 1991. – № 7. – С. 15 – 19.

3. Кавтарадзе Д.Н. А.А. Бударный. Развитие мировоззрения //Вестник образования – 1993. – № 7. – С. 17 – 20.

4. Попов С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психологический аспект // Сов. пед-ка. – 1991. – № 6. – С. 14 – 16.

5. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия: новая трактовка форм познания //Вопросы философии. – 1993. – № 4. – С. 89 – 105.

 

1. Человек живет в окружающем мире, а поэтому изначально стремится создать для себя ясную картину об этом мире, чтобы творить собственную линию жизни. Что изначально определяет эту линию жизни?. Психофизиологии, психологи (Коваль, Рубинштейн, Платонов, Ломов и др.) считают, что это такие фундаментальные потребности, как питание, одежда, жилье, потребность в общении, самоутверждении, ориентировка в мире. Мировоззрение, о котором сегодня идет речь, основывается на потребности в ориентировке и является, условно, важнейшим инструментом ориентирования человека в мире. Исходя из того, что такое мировоззрение? Существует много определений данного понятия.

Мировоззрение– это более или менее сложная, систематизированная совокупность образов, представлений, понятий, через которые индивид осознает мир в его целостности и свое положение в этом мире. (Чанышев известный философ).

Моносзон: Мировоззрение– это обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей среде.

Это определенная система ответов на вопросы о происхождении мира, источниках знания, характере общественного прогресса, о смысле жизни человека, природе человеческого счастья и, наконец, его бессмертии. Таким образом, предметом осмысления в мировоззрении (мир плюс воззрение, т.е. сознание) являются системы:

Мир – человек

Я – другие люди

– Каждая ли личность имеет мировоззрение? (Да)

Источники мировоззрения коренятся:

а) в жизненном опыте человека;

б) каждый человек связан с какой-то социальной общностью, и поскольку мировосприятие этой общности обусловлено экономическими, социальными и др. факторами, оно будет различно.

Виды мировоззрения.

1. Мифологическое (в основе фантастическое представление о людей о мире)

2. Религиозное (в основе представления о происхождении мира с позиции той веры, которую человек исповедует).

3. Обыденное (житейское) – мировоззрение, основанное на здравом смысле.

4. Научное мировоззрение предполагает теоретическое осмысление сущности причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общества.