Тема 2. Педагогический процесс, его сущность и компоненты.

План

  1. Сущность, структура, основные компоненты педагогического процесса.
  2. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
  3. Педагогическая деятельность как творческий процесс.

 

1. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях учебного процесса, называется педагогическим процессом (иногда его называют «учебно-воспитательный процесс»).

Что включает в себя педагогический процесс?

1) Совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану. А все эти виды деятельности предусматривают взаимодействия учителя и ученика. Таким образом, в основе педагогического процесса – различные виды педагогического взаимодействия: информационное (учитель дает информацию – ученик получает и усваивает), коммуникативное (учитель–ученик–учитель–обратная связь), организационно-деятельностное (совместная деятельность, сотрудничество).

Характер педагогического взаимодействия будет зависеть от характера отношений учителя и учеников.

Учитель в процессе взаимодействия должен быть: 1) носителем знаний, глубоких, научно обоснованных знаний;

2) он должен любить свою профессию, любить детей;

3) постоянно пополнять свои знания;

4) знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные особенности.

Ибо, по словам К.Ушинского, «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна его знать во всех отношениях».

Основу взаимоотношений между учителем и учениками должен составлять принцип гуманизма. А это предполагает: 1) установку учителя на «открытость» и искренность (открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися);

2) установку на «поощрение», «принятие», «доверие» (внутренняя уверенность учителя в возможностях и способностях каждого ученика);

3) установку на «эмпатическое понимание» – это видение учителем поведения учащегося, его разнообразных реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося, его глазами.

Безусловно, эта установка есть альтернатива типичному для традиционного учителя «оценочному пониманию», пониманию через оценку, посредством приписывания учащимся фиксированных оценочных клеше или ярлыков.

Учитель, стремящийся добиться гуманизации межличностных взаимоотношений с учащимися должен:

1. с самого начала и на всем протяжении учебно-воспитательного процесса демонстрировать детям свое полное доверие к ним;

2. исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;

3. выступать для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;

4. развивать в себе способность чувствовать эмоциональный интерес класса;

5. стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого;

6. хорошо знать самого себя.

В процессе учебно-воспитательной деятельности учитель выполняет множество функций, от качества выполнения которых зависит успех педагогического процесса.

Это 1) исследовательская (анализ явлений языка, литературных произведений, своего опыта, изучение научной литературы);

2) конструкторская (разработка систем уроков по определенным планам, внеклассное мероприятие);

3) организаторская (реализация намеченных планов, организация ребят);

4) коммуникативная (установление обратной связи).

В результате ученик, проходя в год, как гласит статистика, 10 тысяч уроков, должен получить определенный уровень дидактических и нравственных знаний, умений и навыков.

Какие компоненты еще определяют педагогический процесс, помимо взаимоотношений учителя и ученика? Это цель, содержание, формы, методы обучения и воспитания, а также результат. Все это вместе взятое делает педагогический процесс целевым. Отсутствие одного из этих компонентов разрушает его целостность. Рассмотрим эти компоненты. Цель деятельности– процесс взаимодействия между человеком, овладевшим опытом знаний поколений и человеком только овладевшим им. Данное взаимодействие этапно. Каждый этап имеет свое содержание, определяемое действующей программой, свои формы и методы обучения и воспитания, определяемые, как и содержание уровнем развития детей, их физиологическими, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями. Результат педагогического процесса – самобытная, творческая, нравственно состоятельная, психологически развитая личность. Получить такой результат можно только в том случае, если педагогический процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития.

Таким образом, структура педагогического процесса:

Личность

 

Педагогический процесс

 

 

Самовоспитание ПВ ПР ПО самообразование

Процесс воспитания – совокупность закономерных и последовательных действий педагогов, направленных на формирование всесторонне развитой личности.

Процесс обучения – целенаправленный процесс, в ходе которого учащиеся получают знания, умения, навыки.

Процесс развития – это внутренний процесс, имеющий место и при обучении, и при воспитании, характеризующийся количественными и качественными изменениями, наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитуемого по их выполнению. Это противоречие становится источником развития педагогического процесса.

Процесс обучения и воспитания едины, но вместе с тем имеют свои специфические особенности.

Единство: 1. оба реализуют три основные функции – образовательную, воспитательную, развивающую.

2. оба являются исходной основой для осуществления развивающей функции

3. оба направлены на достижение единого результата.

Отличие: 1. Процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания – в воспитательную.

2) Развитие создает благоприятные условия для обучения и воспитания.

3) Вместе с тем обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.

Закономерности педагогического процесса.

Закономерности – это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи в педагогическом процессе.

1. Педагогический процесс обусловлен социально-экономическими потребностями общества.

2. Задачи, содержание, методы и формы педагогического процесса зависят не только от потребностей, но и от возможностей, от условий, в которых протекает этот процесс.

Давайте докажем это.

В 1920 г. Луначарский в докладе на 3 сессии ВЦИК подчеркивал, что школа должна быть разнообразной. «Мы считали возможным, – говорил он, – и даже рекомендовали, чтобы подростки сообразно своим наклонностям могли избрать ту или иную специальность, чтобы старшие классы имели разделение на 2-3 факультета». В результате с начала 20-х годов школа была ориентирована на дифференциацию, разрабатывались и проверялись различные формы и виды дифференцированного обучения: с одаренными детьми, со слабыми учащимися и т.д. Однако в 30-е годы дифференцированное обучение было признано вредным для советского общества. Ориентация на «среднего» ученика, «гуманная» усредненность приводила к нивелированию личности, к снижению престижа знаний, тормозила развитие одаренных детей, калечила слабоуспевающих, с отклонениями в развитии. Таков результат единообразия учебных дисциплин и требований. В настоящее время нужны самобытные, творческие люди, и школа снова берет ориентацию на дифференциацию. Ибо, как показывает …(7стр)..опыт, и опыт всего предыдущего развития, как положительный, так и отрицательный, только дифференцированный подход в процессе воспитания и обучения может способствовать самораскрытию и совершенствованию личности школьника.

Принципы педагогического процесса.

Принцип – основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Каким же принципам подчинен педагогический процесс?

1. Целенаправленность педагогического процесса.

2. Связь с жизнью и потребностями общества.

3. Принцип научности содержания воспитания и обучения.

4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

5. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

6. Выбора оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания.

Несмотря на то, что педагогический процесс имеет свои закономерности, подчинен определенным принципам, тем не менее и в практике, и в действительном воплощении – это детище учителя, это его творчество.

Имея много общего с другими видами творчества, педагогическое обладает своеобразием, связанным с характером процесса, и его результатом – растущей личностью. Педагогическое творчество спрессовано во времени. Учитель должен найти методику предстоящего занятия сегодня, а не тогда, когда его осенит, зачастую принять новое решение на самом уроке в считанные секунды, если сложилась непредвиденная им заранее ситуация, возможно неожиданное затруднение. Тут, по словам Макаренко, нужен немедленный анализ и немедленное действие.

Будучи сжатым во времени, осушествляясь непрерывно и систематически, педагогическое творчество приносит плоды далеко не сразу. Учитель сравнительно быстро получает лишь непосредственные, частичные, большей частью только образовательные итоги своей деятельности. Педагогическое творчество в ходе учебно-воспитательного процесса должно быть направлено на достижение положительного результата. Негативные допустимы лишь в мысленных пробах.

Особенностью педагогического творчества является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно сопряжено с творчеством всего учительского коллектива и каждого учащегося. Один из основных партнеров учителя по творчеству – его ученик. Он, как правило, сложен, динамичен, неповторим. Действенное сегодня педагогическое средство завтра оказывается бесплодным. Новое теряет привлекательность и новизну и творческая задача воспринимается уже как стереотипная. Все это требует постоянного развития всех элементов педагогического процесса: целей, содержания, средств, форм и методов.

Литература:

1.учебники.

2.Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня.– М., 1991.