РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ КОЛЛЕКТИВА

Организация многогранной и сложной деятельности самодеятельного коллектива, обеспечение его перспективного развития, а также полное и своевременное удовлетворение духовно-эстетических и творческих потребностей каждого участника, во многом зависят от личностных нравственно-психологических и профессиональных качеств руководителя, уровня его общей подготовки и специальной квалификации.

Межличностные отношения успешно развиваются в том случае, когда, с одной стороны учитываются объективные законы общественной жизни, а с другой – характеры людей и их индивидуальности. Вот почему для успешного развития межличностных отношений в коллективе должно быть обеспечено организационное единство, которое предполагает:

1. Наличие устава и положения фиксирующего права и обязанности членов группы как внутри её, так и вне её.

2. Ведение дневника или летописи коллектива. Это будет способствовать рождению определенных традиций, а также станет средством укрепления дисциплины, поможет незаметно «подчинить» члена коллектива общим требованиям руководителя без прямого давления с его стороны.

3. Необходимо постоянно повышать активность каждого участника путём распределения системы поручений, по обеспечению внутренней и внешней жизнедеятельности коллектива.

4. Чтобы коллектив существовал длительное время, его руководителю необходимо постоянно усложнять цели, вводить элементы новизны, видоизменять формы, средства и методы воздействия на участников как в творческо-учебном, так и в воспитательном плане.

5. Текучесть состава уменьшится, если руководитель будет учитывать субъективные ожидания каждого участника коллектива, так как расхождение между реальными обстоятельствами, сложившимися в процессе многолетней деятельности, и ожидания вновь пришедших порою приводит к рассогласованию. Поэтому дистанцию между существующими условиями и ожиданиями необходимо постоянно уменьшать.

В каждом коллективе, в каждый период времени состояние отношений может быть различным, и поэтому средства и методы улучшения общей атмосферы сплоченности будут каждый раз иными. Однако при всём многообразии исходных состояний коллектива средств и методов воздействия, неизменным остаётся одно – вся система организационных и воспитательных мероприятий должна учитывать индивидуальные особенности личности.

Таким образом, для успешного развития самодеятельного коллектива руководителям необходимо в план учебно-воспитательной работы включить мероприятия следующего характера:

- мероприятия по систематическому изучению психологической атмосферы взаимоотношений, настроений и общественного мнения с целью использования полученных результатов в деятельности клубного объединения;

- мероприятия по усилению влияния коллектива на организацию досуга и выхода на массовую аудиторию;

- мероприятия по периодическому проведению анализа ближайших, средних и дальних целей коллектива. Самодеятельный коллектив всегда должен находиться в постоянном движении, развитии и совершенствовании как в учебно-творческом, так и в воспитательной деятельности, эффективно решать задачи воспитания коллективисткой направленности;

- мероприятия по организации процесса врастания новых членов в коллектив. В ходе деятельности в каждом коллективе складываются определённые связи функционально-ролевого и личного характера. Требуется некоторое время, чтобы новый член коллектива сумел привыкнуть к своим новым функциям и незнакомым людям, к существующим нормам и ценностям, а для этого рекомендуется не иметь предвзятого мнения о вновь пришедшем члене коллектива. Работа с новичками требует особого внимания руководителя, с тем, чтобы каждый из них почувствовал себя уверенно и свободно, чтобы для каждого нашлось дело по душе.

Руководителю творческого коллектива недостаточно только владеть художественно-технологическими умениями и навыками в области определённого жанра искусства, знать историю и современные тенденции его развития, осуществлять художественный анализ и критику произведений. Ему необходимо направлять психолого-педагогические процессы, обладать знаниями и навыками педагога и воспитателя. Так участники самодеятельности на первый план выдвигают следующие идеальные качества руководителя самодеятельного коллектива:

ü Хорошо знает интересы и запросы своего коллектива. Реально оценивает его сильные и слабые стороны;

ü Умеет вовлечь всех членов коллектива в активную деятельность, может найти каждому участнику посильное и интересное задание;

ü Развивает в коллективе творческое начало как в суждениях, так и в действиях, пробуждает инициативу;

ü Видит общественно-значимую перспективу деятельности, которой стремится увлечь коллектив, оценивает успехи работы с учётом этой перспективы;

ü Умеет бороться за интересы коллектива, добиваться для него лучших условий работы;

ü Стремится организовать самостоятельную работу коллектива на достаточно высоком уроне;

ü Требователен к качеству работы, справедлив в оценке членов коллектива, их успехов и недостатков;

ü Не стесняется учиться у других, в том числе у членов коллектива, принимает их замечания и предложения, если они полезны делу, даже в том случае, когда они расходятся с его взглядами и многое другое.

Наличие этих качеств у руководителя самодеятельного коллектива обусловит успешную работу по формированию творческого климата в коллективе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЁТА И ОТЧЁТНОСТИ КОЛЛЕКТИВА

Планирование – важнейшая составная часть системы хозяйствования, состоящая в разработке, реализации планов и контроль за их выполнением. В современных условиях, когда рыночная экономика вынуждает наших сограждан более требовательно и даже прагматично относиться к духовным ценностям, перед руководителями учреждений культурно-досуговой сферы как никогда остро встаёт вопрос о всестороннем исследовании культурных и досуговых запросов.

Поэтому на организационно-подготовительном этапе планирования необходимо тщательно исследовать социально-демографическую структуру населения, сложившуюся сеть учреждений культуры, народного образования, физической культуры и спорта, выявить социокультурный и социально-педагогический потенциал территории (города, района, посёлка и т.д.). В ходе исследования полезно получить следующую информацию:

ü Численность и социально-демографическую характеристику населения;

ü Перечень предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, расположенных на территории;

ü Перечень учебных заведений всех типов и их материальная база (актовые и спортивные залы, спортплощадки, библиотеки, зоны отдыха);

ü Перечень учреждений культуры и их материально-техническая база;

ü Перечень редакций газет, радио, телевидения, расположенных на территории;

ü Перечень коллективов народного творчества, любительских объединений и клубов по интересам, функционирующих в учреждениях;

ü Перечень стадионов, бассейнов, общественных спортивных оздоровительных групп и объединений, спортивных секций.

По итогам анализа составляется социокультурный паспорт территории, являющийся важным источником планирования профессиональной деятельности. Также планированию работы окажет большую помощь проведённый опрос населения, анкетирование и интервьюирование. Подобные исследования дают возможность грамотно и рентабельно планировать досуговые мероприятия, создать творческие объединения и клубы по интересам.

Планирование предусматривает разработку целей и комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учётом возможностей и наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и организацией в целом.

Формы планов зависят от содержания деятельности, целей и задач, а также от длительности планируемого периода. Выделяют следующие виды:

Долгосрочное планирование;

Среднесрочное планирование;

Краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование охватывает период 5-10 и более лет и включает разработку перспективного и долгосрочного стратегического планов организаций. Перспективный план отражает концепцию развития организаций на длительный период. Долгосрочный стратегический план определяет программу стратегических изменений в деятельности организации.

Среднесрочные планы охватывают период 2-5 лет. Такой план должен содержать количественные показатели, в т.ч. и в отношении распределения конкретных ресурсов по конкретным направлениям и видам работ. Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов. На современном этапе план на среднесрочную перспективу является обязательным.

Краткосрочное планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей, задач, конкретных мероприятий по их реализации. Основными звеньями текущего планирования являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые, годовые), которые представляют собой длительную конкретизацию целей и задач, определённых перспективным и среднесрочными планами. Как правило, годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.

Общее руководство и контроль за деятельностью творческого коллектива осуществляет руководитель культурно-досугового учреждения. Для обеспечения деятельности творческого коллектива руководитель создаёт необходимые условия, утверждает план работы, программы, сметы доходов и расходов. Непосредственное руководство коллективом осуществляет руководитель коллектива, который составляет годовой план организационно-творческой работы, который представляется руководителю клубного учреждения на утверждение:

ü Ведет в коллективе регулярную творческую и учебно-воспитательную работу на основе утверждённого плана;

ü Формирует программу деятельности клубного формирования;

ü Представляет руководителю клубного учреждения годовой отчёт о деятельности коллектив.

ü Ответственность за содержание деятельности, финансовые результаты несёт руководитель коллектива.