МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания – это система целенаправленных действий педагога и руководимых им участников по преобразованию материала, в процессе которых происходит формирование убеждений и ценностей, общественно значимых видов деятельности и взаимоотношений.

1. Метод внушения – система действий и операций, с помощью которых педагог стремится передать участникам отношение к художественному произведению, явлениям и процессам жизни, фактам.

У педагога имеются впечатления о произведении, которые он стремится живо и образно передать участникам. Но как это сделать? По опыту он знает, что не следует сообщать свое видение в форме конкретного писания, ибо это помешает построению самим участникам своего индивидуального переживания и представления. Педагог стремится путем внушения пробудить участников к активному переживанию, при котором их воображение дополняется, как бы корректируются им, передаёт своё отношение к идейно-художественному замыслу сильными и слабыми ударениями и паузами, интонацией, внутренним темпо-ритмом, контрастными сопоставлениями, метафорами, сравнениями и другими средствами. Главное для него не буквально воспроизвести своё видение произведения, а дать почувствовать его смысловой строй.

Особенно сильно действует метод внушения при работе над произведением, требующим использования различных выразительных средств, психофизических и словесных действий, музыкального и танцевального исполнения, которые комплексно влияют на зрительные, слуховые, моторно-двигательные ощущения.

 

2. Метод убеждения. Его отличие от метода внушения в том, что педагог воздействует на сознание мышления участников, адресуется к их разуму и системой аргументов обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе следует исполнять инструментальное, вокальное, хоровое произведение, воспринимать художественное слово, спектакль, танец, их интерпретировать и оценивать. Аргументы должны быть настолько доказательны, чтобы участники поняли и почувствовали их убедительность.

 

3. Метод побуждения. Для метода побуждения характерно то, что сознательно сформированные ценности и идеалы помогают занять жизненную позицию, являются руководством к практической деятельности внутри и вне коллектива. Метод побуждения – это призыв к действию.

4. Метод поощрения направлен на то, чтобы выделить и закрепить положительные действия участников. Он используется в различных вариантах: в форме одобрения («правильно», «хорошо», и т.п.); похвалы – когда высказывается более развёрнутое отношение к поступку («я доволен вашими успехами», «вчера вы удачно выступили», я рад за вас»).

5. Метод наказания направлен на сдерживание негативных поступков во внутри – и внеколлективной деятельности и взаимоотношениях. Он может иметь форму осуждения, недовольства, замечания, предупреждения, наказания.

Эти методы эффективны только в том случае, если несут воспитательную направленность и применяются объективно и справедливо.

Желательно, чтобы и поощрения и наказания как бы исходили от самих участников, его актива, а не только от руководителя.

Формированию общественно ценных качеств личности способствуют различные воспитательные ситуации: коллективных разбор произведения, совершенного поступка, поездка с выступлениями в соседний населённый пункт, требующая ответственности и самостоятельности, оказание шефской помощи начинающему коллективу и т.п. В таких ситуациях методы воспитания используются в различных сочетаниях. Особенность же выбора тех или иных ситуаций зависит от конкретных воспитательных целей и задач, которые решает коллектив на определённой стадии своего развития.