В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.
1). Отсутствие дискриминации в торговле. Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров. Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3). Стабильность и предсказуемость условий торговли. Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4). Стимулирование соревновательности в международной торговле. Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств. Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.
Основные функции ВТО:
· контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
· создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
· урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
· контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
· оказание помощи развивающимся странам;
· сотрудничество с другими международными организациями.
ТЕМА 1.4: Регулирование внешней государственной задолженности
Государственный долг. Внутренний долг.
Внешняя государственная задолженность, ее структура. Дефолт.
Механизм регулирования внешней государственной задолженностью. Реструктуризация долга и перенос платежей.
Внешний государственный долг РБ. Внешние государственные займы.