Коллектива и его функции
Что такое коллектив художественной самодеятельности? Можно ли назвать любую совокупность людей, пришедших в клуб отдохнуть? Назовём ли коллективом людей, которые в фойе клуба поют массовую песню или танцуют?
Большой вклад в педагогическую теорию коллектива внесли Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий., А.С.Макаренко, В.Г.Иванов. Л.Я.Коломницкий., Т.Е. Конникова., В.М.Коротов, А.В. Киричук., Х.И. Лийметс и др.
Каковы же цели и задачи организации самодеятельного творческого коллектива? Во имя каких целей существует коллектив?
Коллектив художественной самодеятельности решает одновременно совокупность художественных и педагогических задач. Вместе с тем цели и задачи коллектива не замыкаются только на внутриколлективной деятельности. Существуют цели и задачи художественно-исполнительской деятельности, которые, будучи решёнными, ведут к созданию произведений, адресуемых аудитории, получая позитивную общественную оценку.
Поэтому коллектив решает художественные и педагогические задачи не только для себя, но опосредованно и для других. Именно решение этих задач для других, которые условно можно назвать внешними, делает осязаемым факт – насколько в коллективе успешно были решены задачи для себя. Почему? Да потому, что уровень и качество выступлений выявляет обученность, воспитанность и развитость участников, их подготовленность в художественной технологии. Тем самым все эти три составляющие цели коллектива оказываются взаимосвязанными. Следовательно, в целевых установках заключена общественно-эстетическая ценность предстоящей деятельности сначала с участниками, а затем через них – со зрителями.
Какие же признаки присущи коллективу художественной самодеятельности? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего надо определить художественное народное творчество как часть культурно-просветительной деятельности. Следовательно, ему должны быть присущи все черты этой деятельности и вместе с тем специфические особенности. Для КПР работы, так же как и для художественной самодеятельности, характерна добровольность включения людей в различные виды деятельности в сфере досуга. Этим она отличается от производственной или учебной деятельности.
Вместе с тем неправомерно относить коллектив художественной самодеятельности лишь к учебным коллективам, ибо он ведёт и художественно-исполнительскую (демонстрационную) деятельность. Под руководством педагога-художника любители разучивают художественные произведения, работают над их постановкой и исполнением, а затем демонстрируют зрителям. Поэтому для художественной самодеятельности характерны как учебно-художественные, так и художественно-исполнительские цели и задачи.
Исходя из природы, сути художественной самодеятельности можно сформулировать в самом общем виде присущие ей следующие признаки:
1. осуществляется в часы досуга;
2. предлагает добровольность включения участников на основе сформированных у них духовных потребностей и интересов;
3. организуется под руководством педагога-художника определённого вида и жанра художественной деятельности;
4. участники непосредственно включены в деятельность по созданию художественного произведения
5. участники демонстрируют свои художественные ценности зрителям, выполняя функции их воспитания и развития.
Коллектив художественной самодеятельности отличается, в том числе и от совокупности людей, которые эпизодически собираются на вечере отдыха и исполняют под руководством клубного работника массовую песню или танцуют в фойе. Художественная воспитательная деятельность участников самодеятельности осуществляется под руководством педагога систематически, на основе специальной программы учебно-воспитательной работы и предполагает относительную стабильность взаимных контактов.
Таким образом, коллектив художественной самодеятельности отличается от других клубных форм спецификой процессов художественно-воспитательной деятельности, систематически осуществляемых при устойчивом взаимодействии, с одной стороны, участников между собой и с педагогом-художником, а с другой – участников со зрителями (слушателями).
Коллектив художественной самодеятельности поэтому имеет свои особые черты:
1. общее для всех участников учебно-воспитательные и художественно-творческие цели;
2. общую для участников художественно-педагогическую деятельность, адресуемую зрителям;
3. установление и поддержание в процессах художественно-педагогической деятельности контактов участников между собою и с педагогом;
4. установление и поддержание в процессах художественно-исполнительской деятельности контактов участников со зрителями;
5. наличие общей художественно-педагогической направленности, основанной на эстетических переживаниях и представлениях;
6. наличие культурных ценностей участников.
Заметим: мы определяем коллектив, который принято называть первичным; в нём участники поддерживают между собой прямые межличностные контакты. Конечно, можно рассматривать коллективы художественной самодеятельности, состоящие из нескольких первичных коллективов. Например, в самодеятельной хоровой студии или танцевальном коллективе часто имеются младший, средний и старшие составы. В этом случае в качестве первичного будет выступать каждый такой состав.
Коллектив художественной самодеятельности представляет собой художественно-педагогическую организацию, в которой как бы слиты, совмещены педагогические и художественные функции. Педагог выполняет роль организатора и руководителя жизнедеятельности коллектива. Вместе с тем под его руководством осуществляет свою творческую деятельность актив, состоящий из числа наиболее авторитетных и инициативных участников, а также ответственные за те или иные мероприятия – организацию внутриколлективных вечеров, выпуск газеты и т.п. В деятельности педагога, актива, ответственных проявляется специфика подобных коллективов, предполагающих общие духовные потребности и интересы участников к совместной художественно-педагогической и художественно-исполнительской (демонстрационной) деятельности.
Итак, коллектив – это первичная группа, в которой реализуется совокупность педагогических, художественно-технологических и художественно-исполнительских функций, присущих позициям, занимаемым руководителем и участниками в соответствующих формах совместной деятельности, обеспечивающей решение внутри и вне-коллективных целей и задач.