Анализ отрасли

Кейс по направлению подготовки «Финансы»

 

Все ключевые компетенции менеджера, которые формируются в ходе обучения на Программе специалистов (руководителей среднего и высшего звена предприятий и организаций) разделены на два блока: общеуправленческие компетенции и компетенции, связанные со специализацией программы. Кейс направлен на оценку следующих управленческих и финансовых компетенций.

 

Наименование группы компетенций Компетенции
1. Управленческие компетенции
1.1. Базовые управленческие  
1.1.1. Когнитивные 1) знание основных закономерностей функционирования рыночной экономики и организации
1.1.2. Функциональные 1) навыки экономического обоснования управленческих решений 2) умение проводить экономический анализ
1.2. Управление отношениями  
1.2.1. Когнитивные 1) знание организационной культуры и организационных изменений 2) знание методов планирования и организации кадровой работы
1.2.2. Функциональные 1) умение формировать команду и эффективно в ней работать 2) умение осуществлять эффективные коммуникации, деловую переписку
1.3.Самоменеджмент  
1.3.1. Когнитивные 1) знание методов управления временем, самоанализа и самоменеджмента
1.3.2. Функциональные 1) навыки презентации и ведения переговоров, знание делового этикета 2) умение организовывать свое время 3) навыки формирования рационального образа жизни 4) умение проводить самоанализ
1.4. Личностные 1) умение развития в себе лидерский качеств 2) знание (наличие) уровня общей культуры и эрудиции инициативность
2. Финансовые компетенции  
2.1.Когнитивные 1) знание основных моделей и концепций финансового менеджмента 2) владение основами бухгалтерского, управленческого и налогового учета 3) знание основных методов оценки стоимости компании
2.2. Функциональные 1) умение разрабатывать финансовую стратегию и инвестиционную политику компании 2) умение проводить оценку финансового состояния организации 3) умение разрабатывать общий бюджет организации 4) умение применить на практике основные подходы к управлению внеоборотными и оборотными активами, финансовой структурой капитала

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Анализ отрасли

На конец 2010 года парк автокранов в строительных организациях РФ (без субъекта малого предпринимательства) составлял 10,3 тыс. шт., что на 6% ниже показателя 2009 года (10,9 тыс. шт.) и на 16% ниже показателя 2005 года, когда парк автокранов составлял 12,3 тыс. шт.

Тенденция снижения парка автокранов в строительных организациях связана как со списанием выбывших из эксплуатации автокранов, так и ростом лизинговых операций строительной техники.

Удельный вес машин с истекшим сроком службы (сроком службы более 10 лет (согласно группировке основных средств по амортизационным группам)) в строительных организациях в 2010 году составил 41,4%, тогда как в 2005 году этот показатель был равен 49,4%.

До 2009 года рынок автокранов демонстрировал устойчивую тенденцию роста. В 2008 году объём рынка автокранов достиг отметки в 7 223 шт.

В 2009 году из-за экономического кризиса и ухудшения ситуации в строительстве, объём рынка автокранов снизился на 86% и составил 1 041 ед.

По мере восстановления экономики, рынок автокранов начал постепенно «оживать»: в 2010 года объём рынка составил 2 845 шт. (+173% к уровню 2009 года), а по итогам 2011 года объём предложения достиг отметки в 4 253 шт. (+49% к 2010 году).

Прогноз развития рынка автокранов основан на следующих сценариях:

· в 2012-2017 гг. сохранится стабильная макроэкономическая обстановка;

· в 2012-2014 гг. рост российской экономики замедлится до 1,5-3,7%;

· согласно протоколу вступления России в ВТО, снижения пошлин на импортные автокраны не будет;

· рынок автокранов находится в стадии насыщения (зрелости):

- на рынке присутствуют постоянные игроки;

- на рынке присутствуют закрепившиеся лидеры;

- стартовые барьеры достаточно высоки;

- происходит обновление продуктовой линейки.

В 2012-2014 гг. будет реализован отложенный спрос на автокраны, однако если до кризиса спрос на автокраны рос опережающими темпами относительно реальной потребности в них (из-за оптимистических ожиданий), то сейчас ожидания строителей достаточны острожные.

Таким образом, в 2010-2013 гг., правильнее говорить не о росте, а о восстановлении спроса на автокраны после кризиса. После 2014 года темп роста спроса на автокраны будет находиться в пределах 103-105% в год, что связано с заменой выбывших из эксплуатации автокранов и необходимости закупки техники для реализации строительных проектов.

В 2011 году на долю отечественных производителей пришлось 89% от общего объёма рынка. В перспективе 2012-2017 гг. продукция российских производителей будет доминировать на рынке, хотя доля её снизится с 89% в 2012 году до 81% к 2017 году.

Наиболее популярный сегмент автокранов на российском рынке (автокраны грузоподъёмностью до 50 тонн: 25 тонн и 14-17 тонн) практически полностью обеспечивается продукцией отечественных производителей.

В 2008 году в данном сегменте усиливались позиции китайских производителей, в 2009 году китайцы ушли с рынка, а по итогам 2010-2011 гг. доля китайской продукции на российском рынке автокранов опять стала расти.

Тем не менее, российские производители автокранов будут удерживать лидирующие позиции за счёт технического совершенствования автокранов, обновления линейки автокранов, внедрения новых моделей. Кроме того, к плюсам отечественных автокранов можно отнести высокую ремонтопригодность шасси и доступность запчастей.

Имеющие мощности автокрановых заводов также позволяют увеличить объём выпускаемой продукции: в 2007 году, когда объём производства автокранов достиг отметки в 6 862 шт., средний уровень загрузки мощностей по производителям составил 84,5%.

Импорт автокранов условно можно разделить на два сегмента: автокраны грузоподъёмностью до 50 тонн и более 50 тонн.

В сегменте автокранов более 50 тонн и кранов на спецшасии популярностью пользуется продукция ведущих мировых производителей, по прогнозам, такое положение сохранится в 2012-2017 гг.: российские автокрановые заводы пока не способны столь же широкую линейку автокранов данного сегмента, как их зарубежные коллеги.

В сегменте автокранов до 50 тонн в лидерство удерживают китайские производители, которые будут активно продвигать свою продукцию на российский рынок в 2012-2017 гг. Однако данные автокраны предназначены для непродолжительных проектов, поэтому говорить о вытеснении отечественных производителей из сегмента, пожалуй, нельзя. При этом введение утилизационных сборов не окажет существенного влияния на импорт автокранов.

По итогам января-августа 2012 года до 82% в российском экспорте автокранов занимала новая продукция отечественных заводов. Основными странами-получателями российского экспорта являются страны СНГ. По прогнозам, темпы роста российского экспорта в 2013-2017 гг. составят 103-108% как результат роста спроса со стороны стран СНГ.

Таким образом, дальнейшее развитие рынка автокранов будет происходить в два этапа (при условии сохранения стабильной макроэкономической ситуации):

· в 2012-2013 гг. завершится посткризисное восстановление, однако темпы роста рынка замедлятся в соответствии с замедлением роста российской экономики и составят 110-125%;

· в 2014-2017 гг. темпы роста рынка автокранов также будут замедляться и составят 103-106%, а объём рынка в натуральном выражении будет стремиться к уровню 2008 года.

Объём рынка автокранов в стоимостном выражении в 2011 году составил 16,9 млрд. руб., что на 63% выше уровня 2010 года.

Среди ключевых игроков на российском рынке автокранов в 2011 году можно выделить ОАО «Автокран» (34,1%), ОАО «Галичский автокрановый завод» (19,6%), ОАО «Клинцовский автокрановый завод» (18,7%) и ОАО «Челябинский механический завод» (9,7%). Суммарная доля китайских производителей в 2011 году составила 5,6%.

В отечественном производстве кранов на автомобильном ходу основной объем приходится на несколько крупнейших заводов. Лидирующим по производству предприятием является ОАО «Автокран», доля которого составляла 36,5% в 2011 – I половине 2012 г. В кризисный 2009 год, когда многие заводы испытывали серьезные трудности, компания также значительно снизила объем производства, однако доля «Автокран» среди российских производителей увеличилась до 43,7%. Совокупная доля автокранов «Ивановец» (бренд ОАО «Автокран» и ОАО «Газпром-кран» по лицензии) среди российских кранов составляет более 40%.

Второе и третье место в структуре производства занимают ОАО «Галичский автокрановый завод» и ОАО «Клинцовский автокрановый завод», также являющиеся партнерами. Доля каждого составляет около 20%.

Четвертое место занимает ОАО «Челябинский автокрановый завод», замыкающий список производителей, доля которых превышает 10%. Также значимые доли в производстве автокранов приходятся на ОАО «Угличмаш» и ОАО «Ульяновский механический завод №2» (доля каждого находится на уровне 2-3%).

В 2009 году отечественные заводы-производители автокранов столкнулась с непростой задачей: с одной стороны, необходимо было реализовывать складские запасы 2008 года, с другой – сохранить производство и загрузить мощности. Следует отметить, что практически все автокрановые заводы смогли найти нужный баланс.

В структуре внутренней отгрузки по федеральным округам РФ в 2011 году наибольшая доля пришлась на Центральный Федеральный округ (68,3%). На долю Уральского и Приволжского федеральных округов пришлось соответственно 12,2% и 11,1%. Доля каждого остального ФО составила менее 5%.

Таблица 1. Основные показатели рынка автокранов в 2010-2 кв. 2012 гг.

Показатели 2Q2012
Объем потребления в Российской Федерации:      
в шт. 2 906 4 398 2 726
Объем предложения в Российской Федерации:      
в шт. 2 845 4 253 2 545
в млн. руб. 12 312,8 17 975,0 12 514,6
в млн. долл. США 341,5 525,9 366,5
Объем производства в РФ:      
в шт. 2 912 4 075 2 189
в млн.руб. 8 168,1 11 430,4 8 868,7
в млн. долл. США 269,0 355,0 286,0
Производственные мощности, установленные на предприятиях по производству автокранов шт. 6 788 7 087 -
Уровень загрузки производственных мощностей отрасли (%) 42,9% 57,5% -
Численность работающих в отрасли "Производство кранов для строительства", чел.      
Импорт      
в шт.
в млн. руб. 3 171,9 6 023,7 3 053,6
в млн. долл. США 104,5 187,1 99,6
Экспорт      
в шт.
в млн. руб. 972,7 520,9 592,3
в млн. долл. США 32,0 16,2 19,1
Доля импорта в объеме потребления, % 7% 10% 13%
Доля отечественного товара в объеме потребления, % 93% 90% 87%
Доля экспорта в объеме производства отечественного товара, % 7% 3% 1%
Средняя цена производителя на внутреннем рынке (без НДС) 3 337 772 3 788 234 4 052 000
Рентабельность продаж, в среднем по отрасли "Производство кранов для строительства", % -0,90% -0,50% -1,70%
Рентабельность активов, в среднем по отрасли "Производство кранов для строительства", % -3,20% -2,30% -2,70%

 

Прогноз развития рынка автокранов на 2012-2017 гг. основан на базовом сценарии развития российской экономики, изложенном в документе «Итоги 2011 года и прогноз развития на среднесрочную перспективу», подготовленный ЦМАКП в феврале 2012 года.

Базовый сценарий развития российской экономики основывается на оптимистичном сценарии развития мировой экономики:

· рост инвестиций в основной капитал на 4,5% в реальном выражении за 2012-2015 гг.;

· государственные инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, а также наличие у бизнеса собственных ресурсов (а также возможность привлекать заёмные средства) позволят активизировать инвестиционную активность частного сектора. Прирост инвестиций в основной капитал может достичь 7,5-8,0% в год;

· устойчивое расширение доходов и потребления населения;

· ускорение экономического роста с 4,0% в 2012-2013 гг. до 5,0% к 2015 году.

 

История развития предприятия

Открытое акционерное общество «Галичский автокрановый завод» (ГАКЗ) является одним из основных производителей гидравлических автомобильных кранов России. ОАО «Галичский автокрановый завод» с 1974 года владеет уникальным оборудованием для производства гидроцилиндров и является одним из крупнейших предприятий по выпуску собственных гидроцилиндров, гидрооборудования, узлов и агрегатов. Автокраны «Галичанин» являются привлекательными по соотношению их эксплуатационных показателей и стоимости, а также уровню надежности. Освоение новых технологий, приобретение нового современного оборудования позволяет предприятию производить качественную продукцию.

До 1914 года на территории, где в настоящее время расположено предприятие, находился винокуренный завод купца Архангельского. С 1914 по 1918 год винокуренный завод был переоборудован в обувную фабрику, которая выпускала солдатские ботинки. В 1916 году предприятие было национализировано и переоборудовано в хромовый завод. В это время количество работающих колебалось в пределах 70-100 человек. В 30-х годах завод переоборудован в бондарно-тарное предприятие, оснащенное деревообрабатывающими станками со своей силовой установкой. Количество работающих - до 70 человек.

История современного машиностроительного завода берет свое начало с июля 1945 года, когда исходя из нужд страны было принято решение о строительстве моторно-ремонтного завода. Было прислано металлообрабатывающие оборудование, и в 1946 году был организован Галичский ремонтный завод Министерства сельского хозяйства. Завод изготовлял запасные части к тракторам, сельскохозяйственным машинам, ремонтировал двигатели и автомашины, выпускал насосы КВН-1, льномялки, кольчаные катки и другую продукцию.

Освоение экскаваторов началось с 1961 года с модели Э-1513 на базе шасси Т-16 с емкостью ковша 0,5 м³. В 1970 году была сдана в эксплуатацию 1-я очередь производственных площадей - 20 тыс. м², а в 1980 году сдана 2-я очередь завода. С 1 января 1982 года приказом Министра «Минстройдормаша» завод из ПО «Красный экскаватор» был переведен в ПО «Автокран» и произведена переспециализация завода на выпуск автомобильных гидравлических кранов модели КС-4572 грузоподъемностью 16 тонн и на выпуск гидроцилиндров. В 1986 году завод был переименован в автокрановый.

В сентябре 2005 года был выпущен 10-ти тысячный автомобильный кран "Галичанин". Автомобильные краны производства ОАО «Галичский автокрановый завод» хорошо известны потребителям России и ближнего зарубежья. На заводе реализуется комплексная программа увеличения сбыта продукции. Организована сеть сервисных и дилерских центров: в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале, в Тюмени, на Дальнем Востоке, в Ставрополе, в Татарстане и Казахстане.

Продукция ОАО «Галичский автокрановый завод»:

ü Автокраны «Галичанин» грузоподъемностью от 25 до 80 тонн на базе шасси

Ø МЗКТ

Ø Volvo

Ø КамАЗ

Ø МАЗ

Ø Урал

 

 

Таблица 2. Характеристики моделей кранов, выпускаемых ОАО «Галичский автокрановый завод»

Модель Шасси Грузоподъемность, т Вылет стрелы, м
КС-65721 Volvo FM400
КС-65721 H&H Volvo FM400
КС-65721-2 МЗКТ-700600
КС-64721-2 МЗКТ-750120
КС-65721-6 МЗКТ-652714
КС-65713-1 КамАЗ-65201 34,1
КС-64713-2 МЗКТ-700600 34,1
КС-65713-5 КАМАЗ-6560 34,1
КС-65713-6 МЗКТ-652714 34,1
КС-65713-7 VOLVO 34,1
КС-55729B МАЗ-6303 30,2
КС-55729-1В КамАЗ-6540 30,2
КС-55729-5B КамАЗ-63501 30,2
КC-55713-1 КамАЗ-65115 21,7
KC-55713-1В КамАЗ
КС-55713-3 Урал-4320 21,7
KC-55713-3В Урал-5557
КС-55713-4 КамАЗ-53228 21,7
KC-55713-4В КамАЗ-53228
КС-55713-5 КамАЗ-43118 21,7
KC-55713-5В КамАЗ-43118
КС-55713-6 МАЗ-6303 21,7
KC-55713-6В МАЗ-6303А3

Источник: данные компании ОАО «Галичский автокрановый завод»

 

В докризисные годы вплоть по 2007 год объемы производства на ОАО «Галичский автокрановый завод» росли высокими темпами, в 2008 году произошло снижение на 13%, за которым последовало глубокое падение объемов произведенной продукции в 2009 году. В этот кризисный год было изготовлено на заводе всего 257 автокранов, что на 78% ниже показателя предшествующего года. Последние три года производство у компании увеличивается, достигнув в 2011 г. 850 шт. За первое полугодие 2012 года было изготовлено 483 автокрана, что на 36% больше, чем за первое полугодие 2011 г.

Источник: данные Росстат

Рисунок 1. Объем производства автокранов ОАО «Галичский автокрановый завод» в 2005 – I полугодии 2012 гг., шт.