Управляющие информационные системы

Первые управляющие информационные системы (Management Information Systems – MIS) стали появляться в 70–х годах ХХ века с развитием вычислительной техники.

Такие ИС обслуживают управленческий уровень, обеспечивая менеджеров среднего и высшего звеньев текущей информацией о выполнении основных бизнес–процессов в компании и о некоторых изменениях во внешней среде. Они обеспечивают интерактивный доступ к показателям текущей деятельности фирмы, архиву отчетов и решений, приказам, распоряжениям, протоколам совещаний, отчетным формам.

Приведем основные характеристики корпоративных управляющих систем. Такие системы:

- работают с формализованными и/или частично формализованными данными и поддерживают частично структурированные и слабоструктурированные решения в широком диапазоне на функционально–оперативном и управленческих уровнях, преобразуя формализованные данные в "MIS–файлы". Решения, поддержанные MIS, обязательны для исполнения на эксплуатационном уровне, пополняют "копилку" решений в KWS и транслируются посредством OAS;

- ориентированы на обеспечение текущих бизнес–процессов управленческими решениями, на создание отчетов и контроль исполнения;

- задают правила формирования информационных потоков и пучков внутри информационного поля компании, информационные требования известны и устойчивы;

- имеют небольшие аналитические возможности, ограниченные рамками текущей деятельности на уровне подразделений;

- недостаточно гибки, но имеют возможности для адаптации в любом подразделении;

- помогают в принятии оперативных решений, используя прошлые и настоящие данные, при этом используется больше внутренних данных, чем внешних.

Обычно такие системы ориентированы в основном на внутреннего пользователя и обслуживают функции планирования, управления подразделениями и службами, контроля и поддержки решений на управленческом уровне. Блок–схема типичной MIS приведена на рис. 6.9.

Рис. 6.9. Схема обработки данных и подготовки информации в MIS

Автоматизированная информационная система управления деятельностью предприятия – это взаимосвязанная совокупность данных, процедур, процессов, стандартов, программно–аппаратных и телекоммуникационных средств, предназначенная для сбора, обработки, систематизации, распределения, хранения, доставки в автоматизированном режиме информации конечному пользователю в соответствии с требованиями, вытекающими из целей деятельности.

MIS, как правило, является одним из основных модулей общей корпоративной ИС; для его разработки, внедрения и интеграции требуется тщательный анализ процессов и идентификация параметров информационного поля организации.

В российских компаниях MIS обычно развивается на базе систем TPS и OAS, с которых часто начинается автоматизация рутинных процедур и процессов. Вследствие этого MIS постепенно превращается в автоматизированную информационную систему управления предприятием (не путать с АСУП – Автоматизированной Системой Управления Производством).

Технология работы в компьютеризированной информационной системе строится так, чтобы ею могло одновременно пользоваться большое количество сотрудников. Пользователями MIS являются практически все менеджеры компании. Выходные данные – периодические результаты деятельности в виде сводок, резюме, отчетов, докладных записок, служебные расследования. В связи с тем, что часть такой информации может быть конфиденциальной, менеджеры обладают доступом различной степени. Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы (рис. 6.10).

Рис. 6.10. Состав автоматизированной информационной системы управления (MIS)

Одним из основных свойств ИС явля­ется делимость на подсистемы, которая имеет достоинства с точки зрения ее разработки и эксплуатации, к которым относятся:

- упрощение разработки и модернизации ИС в результате специали­зации групп проектировщиков по подсистемам;

- упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;

- упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работника предметной области.