Будущее больших городов
В то же время многие из этих проектов кажутся иллюстрациями к еще ненаписанным научно-фантастическим романам. В экономическом и техническом отношении они стоят по меньшей мере на грани осуществимости. Главный же их недостаток состоит в том, что они очень часто противоречат требованиям человека к жизненной среде, превращая ее в некие склады для людей.
Современное состояние большинства крупных городов мира и вышеописанные проекты показывают, что компактное и концентрированное развитие многомиллионных метрополий является для человеческого общества неприемлемым. Картину города будущего, развившегося на одной и той же основе, еще в 1908 г. проницательно нарисовал Анатоль Франс. Предостерегающий голос писателя прозвучал в описании, данном в начале 8-й книги «Острова пингвинов», названной «Будущие времена.— История без конца»: «Дома все казались недостаточно высокими, их непрерывно надстраивали, строили в тридцать, сорок этажей, в которых помещались конторы, магазины, банки, правления разных обществ. И, разрывая почву все глубже и глубже, прокладывали туннели, выводили подвалы.
Пятнадцать миллионов людей работали в гигантском городе при свете прожекторов, которые не угасали ни днем, ни ночью. Дневной свет совершенно не проникал сквозь дым, поднимавшийся из фабричных труб, опоясывающих город. Иногда только виднелся красный диск солнца без лучей, скользивший по черному небосклону, изрезанному железными мостами, с которых падал непрерывный дождь копоти и каменноугольной пыли. Это был самый промышленный, самый богатый город в мире. Устройство его казалось совершенным. В нем не осталось и следа старых аристократических или демократических форм правления; все в нем было подчинено интересам трестов»33.
Однако, несмотря на всю непривлекательность такой картины, очевидно, нереально предполагать, что большие города исчезнут совсем. Нельзя во всяком случае рассчитывать на их устранение в ближайшие десятилетия. Напротив, приходится все больше считаться с тем, что, вследствие чрезвычайно высокого роста народонаселения и непрекращающегося процесса концентрации, появятся новые большие города. Необходимо принимать во внимание вполне понятные стремления интенсивно использовать для новой застройки каждый гектар дорогой городской земли.
Отсюда возникает целый ряд вопросов. Представляет ли процесс дальнейшего роста крупных городов непреодолимую закономерность или же есть необходимость и возможность управлять этим процессом, стремясь к ограничению концентрации расселения? Нужно ли содействовать максимальной концентрации населения, создавая совершенно искусственную среду, или же, наоборот, необходимо стремиться к снижению плотности в больших городах, все более активно используя в них зелень и другие природные компоненты? Являются ли транспортные и технические проблемы следствием усиливающейся концентрации населения или же можно разрешить вопрос об основных предпосылках существования больших городов? Если можно, то какой ценой — путем затрат колоссальных финансовых средств или путем снижения качества окружающей человека среды? Вся мировая теория и практика градостроительства ищут ответ на эти актуальные вопросы. Мы уже познакомились с целым рядом конкретных и теоретических проектов, авторы которых хотят решить сложные вопросы реконструкции и дальнейшего развития современных больших городов, стремясь преодолеть их серьезные недостатки. Однако мы видели также, что часто в новых проектах отдельные неблагоприятные моменты большого города настолько усиливаются, что доходят до своего абсурда.
Все вместе они ярко свидетельствуют об огромных трудностях, стоящих на пути решения проблем большого города — целесообразной взан-
мосвязи жилья и работы, обеспечения доступности зелени, зон отдыха и природы вообще, развития эффективных транспортных средств и систем. Именно в больших городах возникают специфические социальные и гигиенические проблемы, а создание благоприятных условий жизни для человека оказывается подчас не только сложным, но и дорогостоящим.
При этом создание благоприятной среды для общества в целом и для отдельного человека, для полного развития его физических и духовных сил остается первоочередной проблемой современного и будущего большого города.
Общий признак большинства современных проектов — попытка преодолеть стихийное развитие и хаотическое разрастание больших городов. Во многих концепциях учитывается важность планомерного развития городского организма. Понятно, что чаще всего это относится к проектам, по которым предстоит создавать новые города на пустом месте. Значительно сложнее обстоит дело с разрешением проблем реконструкции существующих городов и неудивительно, что наименее удовлетворительными оказываются результаты тех новейших преобразований, которые наблюдаются в крупнейших городах. Именно в этой области наличествуют существенные различия в понимании наиболее целесообразной структуры, которую исследуют в пределах от традиционных центрических планов вплоть до членения вдоль различных композиционных и эксплуатационных осей. По-разному подходят и к трактовке микроструктуры отдельных элементов города, и к максимально допустимым размерам городских напластований. С течением времени все большее внимание в теоретических концепциях уделяется коммуникационным сетям, при разработке которых очевидное преимущество отдается массовым видам транспорта.
Ввиду огромной сложности проблем, а иногда полной неспособности их решить отдельные специалисты полностью отрицают возможность дальнейшего существования городов. Однако, если не принимать во внимание крайности, следует признать, что в большом количестве современных замыслов содержатся полноценные, жизненные идеи и намечаются конкретные пути их воплощения в жизнь. Само собой разумеется, что реализация этих замыслов возможна лишь в условиях прогрессивного социального строя.
Сноски к главе V
Проблемам больших городов и их отдельных компонентов посвящены десятки книг, тысячи статей и специальных разработок. В настоящей главе материал ограничен рассмотрением вопросов развития и современного состояния теоретических концепций большого города как целого.
Die Stadt dor Zv,-1901, Erstes Okto- |
1. J. P. Wi I le br an d t. Grund-
riss einer schoenen Stadt in Absicht ihrer
Anlage und Einrichtung zur Bequemlich-
keit, zum Vergnugen. zum Anvachs un.i
zur Erhaltung ihrer Einwohner nach be-
kannten Mustern entworfen. Hamburg.
1775.
2. Bill Archer,
kunft. «Die Reform»,
berheft, № 3. S. 204.
3. J. S t ii b b с п.
Die
Grosstadt 1902. Л» |
ас г
Zukunft. «Die Umschau», 1902. Л» 12. 221—3; Л» 21, 401—5; Л» 52. 1021—4.
4. Там же, стр. 221.
5. Otto W a g п е г. Die Grosstadt.
eine Studie fiber diese. Wien, 1911, S. 4
6. Там же, стр. 10.
7. Там же, стр. 22—23.
8. Theodor F r i t s с h. Die Stadt der
Zukunft. Leipzig, 1896. S. 12.
9. E. Henard. Les Villes de l'ave-
nir. «L/Architecture», 1910, Л» 4b, p. 385.
uu- |
эпг- |
10. Manifesto dell'Architettura F:
rista. N. Condrads. Programme •
Manifeste zur Architektur des 20.
hundcrts. Frankfurt/M., 1964, S. 32.
11. J. L a g a d i e. Les catedrales de
la cite moderne. «L'illustration», 1922. 12.
8, p. 131. Автором рисунка является Жак
Ламбер.
12. Le С о г b u s i e r. Vers игк- ar
chitecture. Paris, 1923.
13. Корбюзье. Планировка гого-
дг.. М., 1933.
14. О работе над проектом здания
Центросоюза подробно рассказывает в
статье, посвященной 75-летию Корбюзье,
известный советский архитектор Н. Кол
ли, который принимал участие п работе
над окончательным проектом здания.
(«Архитектура СССР»), 1962, № 12.
стр. 36—42.)
15. Le Corbusier. La Ville Ra-
dieuse. Elements d'unc doctrine d'urba-
nisrne pour l'equipment de la civilisation
machiniste. Paris, 1933, p. 91.
16. Там же, стр. 128.
17. Там же, стр. 345.
18. Le Corbusier. Vers une ar
chitecture. Paris, 1923, p. 230.
19. L. H i 1 b e r s ei m er. Grosstadt-
bauten. Neue Architektur, I. Hannover,
1925, p. 13.
20. Проект и его сопроводительный
документ «Stavba», s. 1 (1927—8).
21. Congres Internationaux d'Archi-
tecture Moderne—Международные кон
грессы современной архитектуры. Объе
динение было основано в 1928 г. в Швей
царии и первую декларацию среди про
чих подписали X. П. Берлаге (Голлан
дия), Виктор Буржуа (Бельгия), Ле
Корбюзье (Франция), Андре Люрса
i Франция), Эрнст Май (Германия). Гни-
i.ec Майер (Германия), В. М. Мозер
•Швейцария — первый председател;..
CI AM), Альберто Сарторпс (Италия).
Ганс Шмидт (Швейцария), Март Штам
(Голландия! и др.
22. Manifest I. pripravneho kongresu
n:czin;irodni architekturv. K.arcl Teige,
Mczinarodni soudoba architektura 1.
Praha. 1927, s. 77.
23. ,1. L. S e r i. Can our Cilies sur
vive? Harvard University Press. New-
York, 1947, p 242.
24. Там же. стр. 210.
25. Rationelle bebaungsweisen. Erge-
bnisse des 3. Internationalen Kongresses
fur neue Bauen. Frankfurt, 1931, S. 7. Популярная в то время тема минимального жилища обсуждалась на конгрессе CIAM во Франкфурте-на-Майне в 1929 г.
26. Е. Giedion. Das Bauhaus in
seiner Zeit. «Bauen und Wohnen», 1961,
№ 5, 1813.
27. Ch. А. В 1 e s s i n g. The Evolving
City. Detroit, 1961.
28. Victor G r u e n. Approaches to Ur
ban Revitalisation in the Unites States.
«Architectural Association Journal», 1962,
S° 12, p. 178.
29. Ker.zo Tange. «Casabella 258».
1961, Dicembre.
30. Yona Friedman. Mobile Archi
tektur. «Werk», 1963, № 2, p. 51. Первый
проект «пространственной конструкции
города» был выставлен в 1925 г. в авст
рийском павильоне на Выставке деко
ративного искусства в Париже. Его ав
тором был венский художник Фридрих
Кислер, член авангардистской группы
Де Стиль.
31. Yona Friedman. Les Villes-
ponts. «Technique et architecture», 1963.
So 3, p. 13—15.
32. Kenzo Tange. Plan fiir Tokio.
«Bauen und Wohnen», 1964, № 1, S. 4.
33. А. Франс. Остров пингвинов. M., 1956, стр. 253—254.
V!. ИДЕАЛ МАЛОГО ГОРОДА
Еще античные философы спорили о факторах, определяющих оптимальные размеры городов. Известно, что многие утописты наиболее удобными считали малые города. На протяжении всей истории городской культуры и на всех этапах развития градостроительных теорий можно заметить почти непрерывную цепь воззрений, предпочитающих трудно управляемым городам-гигантам малые города и поселки. Приверженцы малых городов имели в виду не только умеренные размеры поселений и ограниченное число их жителей. Составной частью их представлений о малом городе было активное использование зелени внутри поселения и создание зеленой зоны вокруг него.
Крупные города составляли исключение вплоть до начала бурного развития капитализма. Рост городов часто сдерживался крепостными стенами, а земля за их пределами была той неприкосновенной сельскохозяйственной базой, которая кормила городских жителей. Во многих странах издавна существовали предписания создавать вокруг городов своего рода защитные пояса. Такую меру вынуждала оборона города, необходимость снабжения его населения продуктами питания.
В России, например, по Соборному уложению 1649 г. для всех городов были выделены общие пастбища. При всеобщем измерении земли, проводившемся в 17G5 г., ширина свободного незастраиваемого пояса вокруг любого города устанавливалась в 2 версты, а для Москвы — в 4. Граница этой земли обозначалась рвом и валом.
В массовом масштабе градостроительная разработка малых городов началась лишь в период стихийного роста промышленных центров. Первые проекты малых городов были созданы во Франции и Англии, т.е. в странах, оказавшихся к началу XIX в. наиболее развитыми в экономическом отношении.
Идеальный городВо второй половине XVIII в. известный французский архитектор
ЛедуКлод Никола Леду получает задание разработать проект нового поселка
41. Клод Никола Леду. Идеальный город в Шо; 1804 г. Общая классическая композиция как в расположении зеленых площадей, так и в общей планировочной форме предвосхищает более поздние проекты городов-садов
Образцовый город Д. С. Букингэма
для королевской солеварни в Шо. В 1780 г. он заканчивает первый вариант проекта, по которому поселок представляет собой замкнутый четырехугольник, по виду напоминающий крепость. В своей книге об архитектуре, изданной в 1804 г., Леду публикует проект «идеального города» с овальным планом и свободной расстановкой домов в окружении садов. Так появляется один из первых предшественников города-сада, где в геометрическую регулярность, свойственную классицизму XVIII в., врываются мотивы новых взаимосвязей поселения и природной среды.
Хотя этот проект опередил по времени проект круглого города Фурье, проекты Хоуарда и его непосредственных предшественников, он и сегодня кажется вполне современным. Сам Леду о своем проекте сказал: «Это рождающийся город, в котором есть все, что необходимо» *.
Кроме идеального города Леду создает ряд других проектов, в частности аллегорические здания, архитектуру которых можно было бы назвать фантастической. Подобно Леду целый ряд архитекторов под воздействием философских взглядов Ж.-Ж. Руссо и под влиянием французской революции создавал проекты храмов целомудрия, дружбы и другие аллегорические и символические проекты зданий и ландшафтов. Наиболее известным из них был Этьен Луи Булле, который задумывался даже о разработке регионального плана всей Франции и спроектировал идеальный город, окруженный, однако, мощными укреплениями2.
В первой половине XIX в. центр тяжести теоретических концепций малых городов перемещается в другие страны. Архитектор Джон Буона-ротти Пэпуорт на берегу реки Огайо в штате Кентукки создает город, предназначенный для переселенцев из Европы, используя здесь новую концепцию взаимосвязи поселения с природной средой. Э. Д. Вакфилд при строительстве английских колоний пользуется разработками Оуэна, и его взгляды действительно оказывают некоторое влияние на характер поселений, возникших в Австралии и Новой Зеландии.
В 1848 г. выходит книга «Народные беды и практическая помощь вместе с планом образцового города». Ее автор — член английского парламента Джеймс Силк Букингэм. Более 500 страниц этого труда он посвящает изложению своих взглядов, называя в качестве своих предшественников имена Моисея и Платона, Мора и Кампанеллы, Сен-Симона и Фурье. Его проекты экономического развития Ирландии действительно свидетельствуют о том, что он был знаком с сочинениями Оуэна и испытал их влияние.
42. Джеймс Силк Букин-гэм. План образцового города на 10 тыс, жителей: 1848 г. Теоретические взгляды автора содержат много нового, но форма изображаемого им города находится еще в пределах традиционных представлений
Однако нет оснований относить Букингэма к утопистам, поскольку, критикуя современное ему общество, он не касается самого существа капитализма, считая его естественным и неизменным.
Важнейшей предпосылкой
совершенствования общества
он считает свой образцовый
город, который «будет иметь
нормальное число жителей, в
нем будет соблюдено рацио
нальное соотношение сельско
го хозяйства и промышленно
сти, капиталистов и рабочих.
Путем разумной организации
можно будет достичь макси
мального уровня здоровья,
морали и благ, какие до сих
пор не были достигнуты ни в
одном из существующих горо
дов» 3. Число жителей в горо
де Букингэма не должно пре
вышать 10 тыс., а площадь —
1 кв. мили; город должен
быть окружен 10 тыс. акров
0 10° БООм сельскохозяйственной земли.
Если количество жителей превысит 10 тыс. человек, лучшие граждане города группами по 2—5 тыс. должны уходить на новые места и закладывать там образцовые города.
В образцовом городе Букингэма введены бесплатное образование и медицинская помощь, развитая система общественных услуг, к которым относятся детские учреждения, прачечные, столовые и бани. Шумное, негигиеничное производство, скотобойню, газовый завод и очистную канализационную станцию он выводит из пределов города. Рабочее время для мужчин он снижает до 8 ч, для женщин, которые выполняют только работу, не требующую чрезмерного физического напряжения, — до 7 ч. Детский труд для пего вполне очевиден. Об этом мы узнаем из его рекомендации ограничить рабочий день детей до 10 лет 4 часами. В образцовые города нельзя ввозить спиртные напитки и оружие, причем автор не упускает случая старательно перечислить все то, что он включает в эти два понятия.
План и общий вид города, приложенные к книге, напоминают квадратный идеальный город Альбрехта Дюрера. По мысли автора, его город отличается «наивысшей степенью порядка, симметрии, простора и гигиены, достаточным количеством света, воздуха, воды, совершенной канализацией... доступностью всех частей города при помощи галерей, закрытых от солнца и дождя. Вместе с большими газонами, парками, клумбами город должен являть собой образец тонкого вкуса и экономичности» 4.
При этом Букингэм не хотел, чтобы все последующие города имели такое же архитектурное решение. Наоборот, он выдвигал требование их максимальных отличий от первого города, построенного по его проекту. Вызывает интерес само его представление об архитектурных стилях. Аркады внешнего квадрата зданий, предназначенного для самых бедных жителей, он предлагает построить в раннеготическом стиле, следующего за ним — в соответствии с увеличивающимся богатством живущих здесь жителей — в готическом стиле, затем бы следовали ионический и коринфский ордер, а колоннада центрального парадного пространства была бы решена в классическом композитном ордере. Посреди города он ставит почти 100-метровую башню для освещения всей его территории.
Однако вид с птичьего полета, приложенный к книге, несколько противоречит описанию и демонстрирует значительную связь с архитектурными представлениями своего времени. Так, по описанию крыши всех жилых домов должны быть плоскими. Сами здания следует строить из стальных конструкций, а лицевые фасады домов, в отличие от принятых тогда норм, ни в коем случае не должны отличаться от дворовых. Такие традиционные элементы, как триумфальные арки на перекрестках, долж-