Словарь
А
абсолютный порог чувствительности – величина стимула, при кторой начинает возникать ощущение
абулия – полное или частичное отсутствие побуждений к дятельности, падение активности, потеря интереса ко всему
агнозия – затрудненность узнавания предметов, звуков
адаптация – эффективное взаимодействие организма со средой
адаптация к труду – процесс приспособления субъекта труда к особенностям трудовой деятельности
алкоголизм – заболевание, которое развивается в результате длительного злоупотребления спиртными напитками и характеризуется патологическим стремлением к спиртному, психической, а затем и физической зависимостью от алкоголя
амнезия – полное выпадение из памяти событий, фактов и ситуаций, имевших место в определенный временной отрезок жизни
анимизм – вера в то, что любой объект обладает душой, которая может существовать независимо от этого объекта
аномалия– несоответствие задач, поставленных парадигмой , установленным фактам и закономерностям
антропогенез – развитие человека как вида
апперцепция– зависимость восприятия от прошлого опыта
артифициализм – объяснение возникновения предметов и явлений искусственным путем
архетипы – наследственно передающиеся первичные идеи
аттракция – процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений
аутизм – утрата контактов с окружающими, уход от действительности во внутрений мир, отгороженность, замкнутость
афазия– полная или частичная потеря речи
аффект – быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом
Б
благодушие – беспечное и беззаботное эмоциональное состояние с оттенком полного удовлетворения, без стремления к деятельности
большая диффузная группа – многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредованно связанных друг с другом
бред– расстройство, при котором возникают непоколебимые суждения и умозаключения, не соответствующие действительности
В
внешнегрупповая дискриминация — тенденция к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей»
внимание — осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием
внутригрупповой фаворитизм — тенденция оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой
восприятие — процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий
Г
галлюцинация— расстройство восприятия, при котором человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует, т. е. это восприятие без объекта
гений— человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции
генотип — набор генов индивида
герменевтика— традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних)
гилозоизм — философское учение, в основе которого лежит представление о жизни как всеобщем свойстве материи
гипермнезия — усиленное вспоминание, которое сочетается с ослаблением запоминания текущей информации
гипомнезия — нарушение способности запоминать, удерживать, воспроизводить отдельные события и факты или их отдельные части
гипотимия — сниженное настроение
гносеология — философская теория познания
групповая оценка личности (ГОЛ) — способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы
групповое давление - процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида
Д
девиантное поведение — отклонение от нормы, связанное с совершением поступка или внеинституциональным поведением
дезадаптация— процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой
делинквентное поведение — противонормное сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом
деменция — приобретенное слабоумие
дереализация — расстройство восприятия, при котором окружающие больного предметы, люди, животные воспринимается измененными, что сопровождается чувством их чуждости, неестественности, нереальности
детерминация — генетическая связь явлений
деятельность— процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта
дифференциальная психология — наука о психологических различиях между людьми и группами людей
дифференциальный порог — величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать
Е
едва заметное различие -минимальное различие между физическими значениями стимулов, которое вызывает ощущение различия
Ж
жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности
З
задатки— врожденные особенности, лежащие в основе развития способностей
И
ид — совокупность бессознательных побуждений
идентификация— мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления
идентификация личности с профессией — процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности
идиографический подход — исследовательский подход, ориентированный на описание уникальных, единичных объектов
измененное состояние сознания — качественный сдвиг в характере психологического функционирования
иллюзия — расстройство восприятия, при котором реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде
имитация— формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий
имплицитная память — память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память
инсайт— моментальное научение
интеллект— способность к мышлению
интроверсия— ориентация на внутренний мир, на собственные переживания
историческая психология — наука, выявляющая зависимости между историческими и психологическими феноменами и описывающая закономерности формирования личности как объекта и субъекта исторического процесса
К
классическое обусловливание — выработка условных рефлексов
когнитивный диссонанс — некоторое противоречие между двумя или более ког-нициями
когниция — любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения
коллективное бессознательное — совокупность всех врожденных архетипов константность восприятия — восприятие объектов как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т. д.
контрфакт — представление об альтернативном реальности исходе события
конформизм — изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих
креативность— интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности
Л
лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов
М
малая группа — небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием
маниакально-депрессивный психоз (МДП) — эндогенное психическое заболевание, которое протекает в виде приступов или фаз с аффективными расстройствами и светлыми промежутками между приступами (ремиссиями)
моббинг — постоянные нападки и притеснения кого-либо со стороны коллег
монотония— однообразие деятельности
мотив— побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в протекании деятельности в идентичных условиях
мотивация— совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность
мышление— опосредованное и обобщенное познание объективной реальности
Н
направленность — система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности
наркомания— болезнь, которая возникает в результате систематического употребления наркотиков и проявляется в психической, а иногда и физической зависимости от них
настроение — слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна
научение— формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой
невроз— психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется, в основном, психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психотических явлений
нейротизм — свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью
номотетический подход — исследовательский подход, направленный на установление обобщений
нормы — принципы, предписывающие поведение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры
О
образ жизни — совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности
общение— реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей
одаренность — индивидуальное сочетание способностей, от которых зависит успешность деятельности
олигофрения (умственная отсталость) — наследственное, врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии (с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта) и в затруднении вследствие этого социальной адаптации
онтогенез — развитие индивидуальных организмов
оперантное обусловливание — научение, в ходе которого приобретение нового опыта и реализация его в поведении приводят к достижению определенной цели
организационный конфликт — интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами
ощущение— процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений
П
память — способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении
паника — стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха
панпсихизм — представление об одушевленности объектов и живой, и неживой природы
парадигма — тип исследования, принятый определенной группой специалистов за образец
парамнезия— ошибочное, ложное, превратное воспоминание
перенос — влияние раннее приобретенного индивидуального опыта на его последующее формирование
подкрепление — предмет или событие, которое значимо для организма
поступок — действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности
предмет психологического исследования — структура субъекта психической деятельности и процессы его взаимоотношений с реальностью
простая раздражимость — способность отражать только жизненно значимые воздействия среды
профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии
профессиография — комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии
профессионал — специалист в определенной области трудовой деятельности
профессионализация — формирование специфических видов трудовой активности человека
профессиональная деформация личности — гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности
профессиональная надежность субъекта труда — уровень безотказности, безошибочности и своевременности рабочих операций
профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии
профессиональная пригодность — соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности
профессионально важные качества — любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности
профессиональное самоопределение — выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала
профессиональный отбор — выявление лиц, соответствующих по своим индивидуальным качествам требованиям конкретной специальности
профессия— совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями
психическая анестезия — потеря чувствительности, исчезновение ощущений как со стороны отдельных анализаторов, так и нескольких сразу при их полной анатомо-физиологической сохранности
психическая гиперестезия — обостренное, усиленное чувственное восприятие при воздействии обычных или даже слабых раздражителей
психическая гипестезия — понижение чувствительности к внешним раздражителям
психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром
психический процесс — психическая функциональная система в действии
психическое выгорание — синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений
психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени
психогигиена — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека
психограмма — описание психологических характеристик деятельности
психодиагностика— наука о распознавании и измерении психологических особенностей человека
психолингвистика— научное направление, которое изучает природу и функционирование языка и речи, используя данные и подходы двух наук — психологии и лингвистики
психологическая готовность — психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности
психологическая коррекция — восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения
психологическая система деятельности — совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выполнения функций конкретной деятельности
психологический отбор — оценка психических и психофизиологических качеств человека, требуемых конкретной профессией
психологический стресс — состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения
психологическое консультирование — оказание помощи в определении, уточнении и решении проблем клиента
психология трудовой деятельности — отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда
психометрическая функция — зависимость вероятности обнаружения (различения) стимулов от их интенсивности
психопатия — аномалия характера, которая определяет психический облик, накладывая отпечаток на весь душевный склад, в течение жизни не подвергается сколько-нибудь резким изменениям и мешает приспосабливаться к социальной среде
психотерапия— планируемый процесс психологического воздействия, направленный на редукцию болезненной симптоматики как с помощью научения, так и путем структурной перестройки личности
психотизм — свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов
психофармакология— раздел фармакологии, изучающий как влияние психотропных средств на ЦНС, психические состояния и деятельность, так и их применение для лечения нервно-психических заболеваний
Р
работоспособность — возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества
распознавание образов — процесс отнесения образов восприятия к некоторой категории
реактивный психоз — расстройство психики, возникающее под влиянием психической травмы и проявляющееся целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (бред, галлюцинации и др.)
редукционизм— принцип, объясняющий свойства объектов и явлений через наиболее простые процессы и свойства, лежащие в основе объясняемого
рефлексия— осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению
речь— использование языка
С
самоконтроль — совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя
сенестопатия — неопределенные, часто трудно локализуемые, мигрирующие ощущения, возникающие в различных частях тела или внутренних органах и не связанные с какими-либо телесными заболеваниями
сензитивные периоды — интервалы онтогенеза, в течение которых организм наиболее чувствителен к определенным воздействиям среды
синестезия— особенности чувственного восприятия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновременно ответ какого-то другого или нескольких анализаторов
слухи — форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности
соотношение Вебера — отношение едва заметного различия к величине исходного стимула равно некоторой константной для каждой сенсорной модальности величине
социализация — овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоение его норм, имеющих адаптивное значение
социальная адаптация — процесс эффективного взаимодействия с социальной средой
социальная психология — наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия
социальная установка — состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом
социальный институт — начало, организующее членов общества в систему отношений, ролей и статусов
социобиология — наука, объясняющая все феномены поведения человека с биологических позиций
социометрия— процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации
специальность— конкретная форма деятельности в рамках определенной профессии
способности— психическое свойство, проявляющееся в успешности освоения и реализации деятельности
сублимация — направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности
субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа
суперэго — психическая структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества
Т
толпа— стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения
труд — деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека
У
уровень адаптации — психологически нейтральная точка или участок в диапазоне некоторого параметра стимула, относительно которых оцениваются все остальные стимулы данного типа
утомление — временное нарушении ряда психических и физиологических функций в результате рабочей нагрузки
Ф
физиогномика — учение о связи между внешним обликом человека и его характером
филогенез — эволюция биологических видов
фобия— навязчивый страх
функциональная надежность субъекта труда — свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством
функциональная система — система различных процессов, которые формируются применительно к данной ситуации и приводят к полезному для индивида результату
функциональное состояние — интегральный динамический комплекс наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности
Х
характер— совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека
холизм— принцип, постулирующий невыводимость свойств целого из свойств компонентов и признающий целостность первичным началом
Ч
черта— предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях
чувствительность— способность реагировать на сигнальные раздражения
чувство — выражение человеком долговременного оценочного отношения
Ш
шизофрения — психическое расстройство неясной этиологии, для которого характерно прогрессирующее или приступообразное течение, обычно завершающееся однотипной картиной изменения личности (дефекта) с дезорганизацией психических функций (мышления, эмоций, психомоторики — всего поведения в целом) при сохранности памяти и приобретенных ранее знаний
Э
эволюция — процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и отбора новых форм по их адаптивной ценности
эвристика— метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задачи
эго — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики
эйдетизм— явление, при котором предмет или явление после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ
эйфория — веселое, «лучезарное» и радостное состояние
экологическая психология — наука о психологических эффектах взаимодействия человека со средой
эксплицитная память — осознаваемая память
экстаз— наивысший уровень «приподнятости» эмоций, экзальтация
экстраверсия — ориентация на объект
электроэнцефалография— метод регистрации и анализа электрической активности мозга
элементаризм— принцип, предполагающий составленность целого из элементов
эмоция— переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо
эмпатия— сопереживание
этнопсихология — наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью, и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях
этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании
этноцентризм — свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп
Ю
юридическая психология — научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек — право» и разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы
Я
Я-концепция — сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений
Литература
Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.- 335 с.
Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: В 2 ч. — Ч. II. Личность и ее жизненный путь. — М.: Наука, 1990. - 295 с.
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Е. А. Будилова. - М.: Наука, 1989. - 243 с.
Авиационная медицина. Руководство / Под ред. Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулева. — М.: Медицина, 1986. — 534 с.
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — Изд-во МГУ, 1990. - 239 с.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем., вступ. ст. А Боковикова. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 291 с. - (Б-ка зарубежной психологии).
Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. - № 1. — С. 111-
Александров А. А. Современная психотерапия. — СПб.: Академический проект, 1997.
Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М.: Консорциум «Социальное здоровье семьи», 1993.
Алмаев Н. А. Динамическая визуализация как метод исследования языкового сознания // Языковое сознание: формирование и функционирование. / РАН, Ин-т языкознания; Отв. ред. Н. В. Уфимцева. - М.: РАН, Ин-т языкознания, 1998. - 255 с.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под. ред. А. А. Бодалева Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с. - (Труды для членов и членов-корреспондентовАПН СССР).
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания // Избранные психологические труды в 2-х т. / Под ред. А. Бодалева, Б. Ломова. — T.I. - М.: Педагогика, 1980. — 213
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд— во ЛГУ, 1968. — 339 с.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. / АН СССР, Ин-т психолоп М.: Наука, 1977. - 380 с. - С. 14
Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. Кн. 2 / Пер. с англ., предисл. К. М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1982. — 318 с.
Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429 с.
Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды, М.: Наука, 1979. - 454 с.
Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - 400 с.
Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к динамическому изучению личности // Психологический журнал. — 1981. — № 2. — С. 8-18.
Арбиб М. Метафорический мозг. — М.: Мир. 1976. — 224 с.
Арнаудов М. Психология литературного творчества. / Пер. с болг. Д. Николаева. — М.: Прогресс, 1970. - 654 с.
Арно А., Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика: ( Грамматика Пор-Рояля). / Пер. с фр. Ю. С. Маслова; ЛГУ. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 126с.
Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. — М.: Смысл, 1999. - 349 с.
Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм существования эт-носоциальных и биологических групп человечества// Расы и народы: Ежегодник. — Вып. 2 — М.: Наука, 1972.
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. —342с. — (Фундаментальная психология).
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под. ред. Ю. М. Забродина. — М.: Прогресс, 1980.-528 с.
Ахутина Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. / МГУ. — М.: Изд-во МГУ,1989.-213с.
Базаров Т. Ю. и др. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур / Т. Ю. Базаров, Беков Ч. А., Аксенова Е. А — М., 1995.
Барабанщиков В. А. Окуломоторные структуры восприятия / РАН, Ин-т психологии. — М.: ИП РАН, 1997. - 383 с.
Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы / АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1976. — 395 с.
Бардин К. В., Индлин Ю. А. Начала субъективной психофизики. — М.: ИП РАН, 1993.
Барская А. Д. Особенности мышления гомеровского человека// Вестник МГУ. — Сер. 14. Психология.- 1997.- С. 23-32
Бейтс Э. Интенции, конвенции, символы. // Психолингвистика: Сб. стат. / Сост. А. М. Шахнарович; Общ. ред. А. М. Шахнаровича. — М.: Прогресс, 1984. — 367 с. — С. 50-103.
Белик А. А. Психологическая антропология: История и теория. / РАН, Ин-т этнологии и антропологии. - М.: ИЭИА, 1993. - 190 с.
Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Консорциум «Социальное здоровье России»,1993. - 198 с.
Белявский И. Г. Историческая психология. — Одесса, 1991.
Белянин В. П. Введение в психолингвистику. — М.: ЧеРо, 1999. — 247 с.
Бердяев Н. А. Смысл истории. — М.: Мысль, 1990. — 173 с.
Березин Ф. Б. и др. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене) / Ф. Б. Березин, Мирошников М. П., Рожанец Р. В. — М.: Медицина, 1976. - 176 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Общ. ред. М. С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992. - 399 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / Под ред. О. Г. Газенко. — М.: Наука, 1990. — 494 с. — (Классики науки).
Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии / Отв. ред. Е. А. Будилова, Е. И. Степанова; РАН, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1994. — 3.99 с. — (Памятники психологической мысли).
Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988. - 246 с.
Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978. — 311 с.
Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. / СПб. ГУ. — СПб.: Изд-во СПбГУ, — 1997.-235 с.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Отв. ред. Б. М.Кедров.— Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского Университета, 1983. — 173с.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Отв. ред. Б. М. Кедров. — Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского Университета, 1983. — 173 с.
Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. — 1971. —№1.— С. 144-146.
Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199с.
Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
Бодров В. А. и др. Психологический отбор летчиков и космонавтов / В. А. Бодров, Малкин В. Б., Покровский Б. Л., Шпаченко Д. И. — М.: Наука, 1984. — 264 с. — (Проблемы космической биологии / АН СССР; Отд. физиологии; т. 48).
Бодров В. А. Проблема утомления летного состава // Физиология человека. — 1988. — №5.
Бодров В. А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6.-№ 2. - С. 103-106.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / РАН, Ин-т психологии. - М.; ИП РАН, 1995. - 136 с.
Бодров В. А. Работоспособность человека-оператора и пути ее повышения // Психологический журнал - 1987. - Т. 8.-№ 3 - С. 107-117.
Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / РАН, Институт психологии. — М.: Институт психологии РАН, 1998. — 285 с.
Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 304 с.
Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. -М.: Изд-во МГУ, 1984. - 145 с.
Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 96 с.
Бреденкамп Ю. Связь различных инвариантных гипотез в области психологии памяти // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 3. — С. 74-81.
Бродский И. Нобелевская лекция // Стихотворения. — Таллинн: Ээсти раамат: Александра, 1991. - 255 с, - С. 17-18.
Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. — 412 с.
Брунер Дж. Онтогенез речевых актов.// Психолингвистика.: Сб. статей. / Отв.ред., cocт. А. М. Шахнарович. — М.: Прогресс, 1984. — 367 с.
Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. — М.: Мысль, 1979. — 230 с.
Брушлинский А. В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии че ловека // Проблемы генетической психофизиологии: Сб. статей. — М.: Наука, 1978. — 123 с. -С. 11-21.
Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. — М.: ИП РАН, 1994. — 346 с.
Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 167 с.
Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — Минск: Изд-в «Университетское», 1990. — 212 с.
Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М.: Наука, 1983.-232 с.
Бюлер К. Духовное развитие ребенка. — М.,1924.
Ваниорек А., Ватюрек Л. Моббинг: когда работа становится адом / Пер. с нем. — М.: АО «Интерэксперт», 1996. — 165с.
Васильев В. Л. Юридическая психология . — СПб и др.: Питер, 2000 . — 613 с. — гл. 8— Психология юридического труда. — (Учебник нового века).
Васильев В. Л. Юридическая психология. — М.: Право, 1991 — 649 с.
Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 336 с.
Венда В. Ф. Перспективы развития психологической теории обучения // Психологический журнал. — 1980. — Т. 1.—№ 4.
Вернан Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли. / Общ. ред. Р.Ф. Кессиди. — М.: Прогресс, 1988. - 221 с.
Вилли К. Биология / Пер. с англ. Н. Н. Баевской. — М.: Мир, 1966. — 685 с.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 142 с.
Власенко И. Т., Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. / АПН СССР, НИИ дефектологии. — М.: Педагогика.,1992. — 183 с.
Вундт В. Очерки психологии. — М.: Космос, 1912. — 9 с.
Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3 / Отв. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с. - С. 5-328.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — 5-е изд., испр. — М.: Лабиринт, 1999.—350с.—(Философия риторики. Риторика философии)
Гаврилов В. Сравнительная психофизиология // Основы психофизиологии: Учеб. пособ. / Отв. ред. Ю. И. Александров. - М.: Инфра-М, 1997. - 430 с. - С. 384-396.
Гадамер X. Г. Истина и метод. Основы (философской герменевтики / Пер. с нем.; Общ. ред. Р. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 699 с.
Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. - 1958. - № 3. -С. 33-38.
Гамезо М. В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие/М. В. Гамезо, Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. — М.: Пед. о-во России: «Ноосфера», 1999. - 269 с.
Гарфилд П. Управление сновидениями: Сборник. — М.: Беловодье, 1994. — 192 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. / АПН РСФСР. — М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.-471с.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Отв. ред. О. И. Лонгвиненко. — М.: Прогресс. 1988. — 461 с.
ГилфордД. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Ред. А. М. Матюшкин. — М.: Прогресс, 1965.-525 с.-С. 433-456.
Гиппенрейтер Ю. Б. Движения человеческого глаза. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 437 с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Деятельность и внимание // А. Н. Леонтьев и современная психология: Сб. стат. / Под. ред. А. В. Запорожца, В. П. Зинченко и др. — М: Изд-во МГУ, 1983. — 288 с.-С. 165-177.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Мир, 1996. - 370 с.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Т. 1., ч. 2, гл. 4 / Пер. с фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Мир, 1996. - 370 с.
Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. — М.: Искусство, 1991. — 432 с.
Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. — М.: Тривола, 1995.-321с.
Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. — М.: Лабиринт, 1998. - 256 с.
Грановская Р. М. Элементы практической психологии. /ЛГУ — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Изд-во ЛГУ,1988.-564с.
Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия / Отв. ред. А. И. Лурия. — М.: Прогресс, 1970. - 271 с.
Грей Д. А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология. — 1993. — №1-2.-С. 24-36.
Григоренко Е. А., Кочубей Б. И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. — 1989. — №2. — С. 15-20.
Грузенберг С.О. Психология творчества. — Минск, 1923.
Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. / Общ. ред. А. В. Гулыш, Г. В. Рамишвили. — М.: Прогресс, 1985. - 451 с. - (Языковеды мира)
Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. — М.: Прогресс: Изд. фирма «Пангея»; «Экопрос», 1993. — 543 с.
Гуревич Б. X. Движения глаз как основа пространственного зрения и как модель поведения. - Л.: Наука, 1971. - 226 с.
ГуревичА. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. — 318 с.
Гусев А. Н. и др. Общепсихологический практикум: Измерения в психологии / А. Н. Гусев, Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. — М.: Смысл, 1997.
Гэйто Дж. Молекулярная психобиология / Под ред. Л. В. Крушинского. — М.: Мир, 1969.-275 с.
Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ,1992.-192с.
Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы: Сборник научных трудов / АПН СССР; Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. - М.: АПН РСФСР, 1990. - 180 с.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сборник научных трудов / АПН СССР; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: АПН СССР, 1987. - 178 с.
Дикая Л. Г., Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. — М.: Наука, 1983. — 234 с.
Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших групп // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Наука, 1975. - 295 с. - С. 196-205.
Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика. — 1938. — № 8. - С. 12-32.
Додонов Б. И. Эмоции как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
Дормышев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М: Тривола, 1995. — 357 с.
Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Пробл. семиосоционсихологии. / Отв. ред. Т. Левыкин. — М.: Наука, 1984. — 268 с.
Дружинин В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч. — Саратов: Изд-во СГУ, 1990. - 292 с.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. — 356 с. — (Мастера психологии).
Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. — 1994. — № 4.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособ. — СПб.: Питер, 2000. — 318 с. — (Учебник нового века).
Дубровина И. В., Акимова М. К. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
Дьяченко М. И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях / М. И. Дьяченко, Кандыбович Л. А., Пономоренко В. А. — Минск: Изд-во «Университетское», 1985. — 206с.
Егорова А. И. Исследование полоролевых стереотипов народа саха. // Этническая психология и общество. / СПбГУ. - СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1994. - 168 с.- С. 183-190.
Егорова М. С. Психология индивидуальных различий / Ин-т «Открытое общество». — М.: Планета детей,1997. - 327 с.
Енгалычев В. Ф., Шипшин С. С. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Судебно-психологическая экспертиза» / КГПУ. — Калуга-Москва: КГПУ, 1997 . — 27 с.
Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. — Донецк: Сталкер, 1997. — 525 с.
Ждан А. Н. История психологии: От античности до наших дней: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-366 с.
Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологических исследований / Отв. ред. Л. В. Сохань; АН УССР. — Киев: Наукова Думка, 1987. — 277 с.
Жинкин Н. И. Механизмы речи. / АПН РСФСР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -370с.
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. / Предисл. Р. Г. Котова. — М.: Наука, 1982.- 159с.
Жинкин Н. И. Язык — Речь — Творчество.: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике: (Избранные труды). — М.: Лабиринт, 1998. — 364 с.
Забродин Ю. М. и др. Особенности решения сенсорных задач человеком / Забродин Ю. М., Фришман Е. 3., Шляхтин Г. С. - М.: Наука, 1981. - 198 с.
Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика/АН СССР. — М.: Наука, 1977.-288 с.
Забродин Ю. М., Похилько В. И., Шмелев А. Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторпых личностных тест-опросников // Психологический журнал. - 1987. - № 8. - С, 79-89.
Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей: Сборник научных трудов / Под ред. В. Н. Дружинина. — М.: Наука, 1991. — 236 с.
Загрядский В. П., Егоров А. С. Психофизиология умственного труда. — Л.: Наука, 1973. — 110с.
Загрядский В. П., Сулимо-Самуйлло 3. К. Методы исследования в физиологии труда: Методическое пособие / ВМА им. С. М. Кирова. — Л.: Б. и., 1976. — 1991 с. — 110 с.
Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учеб. для студентов вузов / Рос. гуманит. ун-т. - М.: РГГУ, 1999. - 381 с.
Замфир К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога. — М.: Политиздат, 1983. — 142 с.
Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. — М.: Наука, 1966.-114 с.
Зейгарник Б. В. Патопсихология: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 238 с.
Зимняя И. А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике / Ф. В. Ахутина, И. А. Горелов, А. Залевская и др.; Отв. ред. Е. Ф. Тарасов. — М.: Наука, 1985.-239 с.
Зинченко В. П. и др. Психометрика утомления / Зинченко В. П., Леонова А. Б., Стрелков Ю. К.; Научн. ред. А. Л. Журавлев, - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 129 с.
Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М.: Прогресс, 1961. — 562 с.
Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН, 1994. — 235.
Знаков В. В. Понимание правды и лжи в русской историко-культурной традиции. //Этническая психология и общество. /СпбГУ. — Спб.: Изд-во Спб ГУ, 1994. — 168с.— С. 119-126.
Зотова О. И. и др. Особенности психологии крестьянства: Прошлое и настоящее / О. И. Зотова, Новиков В. В., Шорохова Е. В. - М.: Наука, 1983. - 168 с.
Иган Дж. Теория обнаружения сигнала и анализ рабочих характеристик / Под ред. Б. Ф. Ломова. - М.: Наука. 1983. - 216 с.
Изард К. Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999. — 460 с. — (Мастера психологии).
Исследование проблем психологии творчества: Сборник статей / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Я. А. Пономарев. — М.: Наука, 1983. — 336 с.
Исследования памяти / АН СССР, Ин-т психологии; Под ред. Корж Н. Н. — М.: Наука, 1990.-215 с.
История советской психологии труда (20-30-х г. XX в.): Тексты / Под ред. В. П. Зинчен-ко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. - М: Изд-во МГУ, 1983. - 359 с.
Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. Нормативный подход. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 168 с.
Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. / Пер. с англ. В. В. Стрелец. — М.: Медицина, 1994. - 1192 с.
Караулов Ю. Н. и др. Русский ассоциативный словарь./ Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. А., Тарасов Е.Ф, Уфцмцева Н.В., Черкасова Г.А.; РАН, Ин-т русского языка. — Т.1-6. — М., 1994-1999. — (Ассоциативный тезаурус современного русского языка)
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. — 312 с.
Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л.: Медицина, 1982. — 271 с.
Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 1985. — 308 с.
Касьянова К. О русском национальном характере. — М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994. — 367 с.
Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981. - 400 с. - С. 235-249.
Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 368 с.
Кларк Е. Универсальные категории: о семантике слов-классисрикаторов и значениях первых слов, усваиваемых детьми // Психолингвистика.: Сб. статей / Отв. ред., сост. А. М. Шахнарович. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с. - С. 221-241.
Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник. — М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. - 343с.
Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1995. – 222 с.
Климов Е. А. Психология профессионала: Учебное пособие. — М.-Воронеж: Институт практической психологии,1996. — 509 с.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.: Учеб. пособ. — Ростов н/ Д: Феникс,1996. - 509 с.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 509 с.
Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профконсультации. — М.: Знание, 1983. - 95 с.
Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1965. — 254 с.
Ковалева А. И. Социализация: норма и отклонение. — М.: Ин-т Молодежи, 1996.
Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Сов. Рос., 1979. — 192 с.
Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1987. — 255 с.
Koн И. С. К. проблеме национального характера. // История и психология: Сб. стат. / АПН СССР, Ин-т всеобщ, истории; Под. ред. Б. Ф. Поршнева. — М.: Наука, 1971. — 384 с.
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк / Под ред. Р. А. Лурия. — М.: Прогресс, 1977. — 261 с. — (Обществ, науки за рубежом).
Кречмер Э. Строение тела и характер. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 607 с. — (Библиотека зарубежной психологии).
Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 205 с,
Кудрявцев Г. В. Психологические основы профобучения. — М.: Педагогика, 1988. — 286 с. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания: Учеб. пособие. / Мос.энерг. ин-т; Отв. ред. Ю. Ф. Гущин. — М.: МЭИ, 1986. — 108 с.
Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л.: Медицина, 1984. — 216с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособ. / Университет Российской академии образования. — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 175 с.
Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд. / Пер. с англ. И. 3. Налетова.; Общ. ред. Д. Микуленского. — М.: Прогресс, 1977. — 300 с.
Кэнтрил X. Чудовища вокруг нас// Страх: Антология. Философия маргиналии проф. П. Гуревича / Сост. П. С. Гуревич. — М.: Алетейа, 1998. — 402 с. — С. 52-70. — (Страсти человеческие).
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под. ред. Л. Леви. — Л.: Медицина, 1970. — 104 с.
Ланге Н.Н. Внимание//Хрестоматия по вниманию/Под. ред. А. Н.Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1976. - 295 с. - С. 103-106.
Латынов В. В. Исследование социальных представлений методом интент-анализа. //Языковое сознание: формирование и функционирование. / РАН, Ин-т языкознания; Отв. ред. Н. В. Уфимцева. — М.: РАН, Ин-т языкознания, 1998. — 255 с.
Лебедев А. Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе /ИП РАН. — М.: Изд. центр «Академия», 1995. — 135 с.
Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. — М.: Ключ — С, 1999. — 223 с. — (Университетский учебник)
Лебедева Н. М. Новая русская диаспора: Социально-психологический анализ / РАН, Ин-т этнологии и антропологии. — М.: ИЭИА, 1997. — 333 с.
Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. / РАН, Ин-т этнологии и антропологии.— М.: ИЭИА, 1993. — 195 с.
Лебединский В. В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // Вестник МГУ. — Серия 14, Психология. - 1996. - № 2. - С. 32-45.
Лебединский В. В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, Н. Либлина. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 196 с.
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда/ Общ. ред. Ю. Г. Рычкова. — М.: Прогресс—Универс, 1993. — 206 с.
Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г. М. Андреевой. — М.: Изд-во МГУ, 1972. - 202 с.
Леонгард К. Акцентуированные личности. // Психология и психоанализ характера: Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах, 1998.— 639 с.
Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во МГУ, 1984.-199 с.
Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1975. — 295 с. — С. 79.
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: Учеб. — М.: Смысл, 1999. — 287 с. — (Психология для студента).
Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1985. — 73 с.
Леонтьев А. А. Психолингвистика. — Л.: Наука, 1967. — 118 с.
Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. —М.: Наука, 1969, 307 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
Леонтьев А. Н. и современная психология: Сборник статей // Под ред. А. В. Запорожца, В.
П. Зинченко, О. В. Овчинниковой, О. К. Тихомирова. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 288 с.
Леонтьев А. Н. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы психологии. — 1972. —№ 9. - С.98-99
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1972. — 375 с.
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г.; Акад. пед. и соц. наук; Моск. психол.- соц. ин-т. — М; Воронеж: Институт практической психологии; НПО «МОДЭК», 1997. - 383 с.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1977. — 208 с.
Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд. МГУ, 1981. — 224 с.
Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. — М.: Изд-во ТПО ТАМП, 1990. — 252 с. —С.15-16,21-23.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. - М.: Наука, 1989. - 449 с.
Лосский Н. О. Характер русского народа. В 2 кн. ( Репринт. воспр. изд. 1957 г.). — М.: Ключ, 1990.-124 с.
Лук А.Н. Проблемы научного творчества: Сб. аналитических обзоров. / АН СССР, ИНИОН. - М.: ИНИОН, 1985. - Вып. 4. - 98 с. - ( Науковедение за рубежом).
Лурия А. Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. — М: Изд-во МГУ, 1975.-108 с.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1973. — 374 с.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. — Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318 с.
Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — М. Изд-во МГУ, 1976. — 255 с.
Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. Гаврилов В. и др. — СПб.: Питер, 1998. —682 с. — Гл. 4,11. — (Мастера психологии).
Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. — М.: АЛЬПИНА, 1998.- 332 с.
Мак-Фарленд Д. Поведение животных. — М.: Мир, 1988.
Малых С. Б. и др. Основы психогепетики / С. Б. Малых, Егорова М. С., Мешкова Т. А. —М.: Эпидавр,1998.
Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. — М.: Совершенство, 1998.
Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международ. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 308с.
Марютина Т. М. Об использовании понятия «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 1. — С. 145-153.
Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
Медведев В. И. Функциональные состояния оператора // Эргономика: Принципы и рекомендации: Сборник статей. Вып. 1. - М.: ВНИИТЭ, 1970. - 120 с.
Медведев В. И., Леонова А. Б. Функциональные состояния человека // Физиология трудовой деятельности / Отв. ред. В. И. Медведев, В, С. Аверьянов; РАН. — СПб.: Наука, 1993. -522c.-C.30.
Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
Мельничук А. С. О роли мышления в формировании структуры языка// Язык и мышление: Сб. статей / АН СССР, Ин-т языкознания; Отв. ред. П. Филин. — М.: Наука, 1967. — 312с.
Ментальная репрезентация: динамика и структура / РАН; Под ред. Е. А. Андреевой, В. И. Белопольского, И. В. Блинникова. — М.: Институт психологии РАН, 1997. — 319 с.
Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. - 137 с.
Мерлин В. С. 06 интегральном исследовании индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности: Сб. науч. трудов. / М-во просвет. РСФСР, Пермский гос. пед. ин-т; Отв. ред. В. Белоус. — Пермь: Перм. гос. пед. ин-т, 1981. — 110с.
Методики социально-психологического исследования личности и малых групп: Сборник научных трудов / ИП РАН; Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. — М.: ИП РАН, 1995. — 196 с.
Методики социально-психологической диагностики личности и группы: Сборник научных трудов / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко. — М.: ИП АН СССР, 1990.-217 с.
Методология и методы социальной психологии: Сборник статей / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1977. — 247 с.
Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.-175с.
Миллер Г. А. и др. Планы и структура поведения / Г. А. Миллер, Галантер Е., Прибрам К. X. — М.: Прогресс. 1965.
Мильнер Б. 3. Теория организаций: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Инфра-М, 1998. - 334 с.
Митькин А. А. Системная организация зрительных функций / ИП АН СССР; Отв. ред. Б. Ф Ломов. - М.: Наука, 1988. - 200 с.
Морган Ребекка Л. Исскуство продавать: как стать профессионалом. — М.: Консэко: Изд-во «X. Г. С.», 1994. - 158 с.
Моренков Э. Д. Общий обзор строения центральной нервной системы // Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. — М.: Российское Психологическое Общество, 1998.-С.6-10.
Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр.; Предисл. А. В. Брушлинского; ИП РАН, Дом наук о человеке (Франция). — М.: Центр психологии и психотерапии,1996.— 478 с.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
Нагиев В. В. Основы судебно-психологической экспертизы — М., 2000.
Надирашвили Ш. А. Социальные ориентации личности //Социальная психология личности.: Сб. стат. Глава 8 / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1979. — 352 с.- С.43.
Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976. — 112с.
Найссер У. Познание и реальность / Отв. ред. В. М. Величковский. — М.: Прогресс, 1981. — 230с.
Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — 262 с. — (Формы, механизмы, стратегии).
Натадзе Р. Г. Экспериментальные основы теории установки Д. Н. Узнадзе // Психологическая наука в СССР: Сборник статей: В 2 т. Т. 2. - М.: АПН СССР, 1960.-656 с.-С.'114-167.
Небылицын В. Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1990. - 403 с.
Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. — М.: Просвещение, 1966.-383 с.
Неттер П. Биохимические переменные в исследованиях темперамента // Иностранная психология. - 1993. - № 1- 2. - С. 49-56.
Николаева В. В., Арина Г. А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестник МГУ. — Серия 14. — Психология. — 1996. — № 2.
Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1988.-214 с.
Нотон Д., Старк Л. Движение глаз и зрительное восприятие // Восприятие: механизмы и модели: Сборник научных трудов. - М.: Мир, 1974. — 354 с. — С. 56.
Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151с.
Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: МГУ, 1987. — 303с.
Общая психология: Учебник для студентов под. ин-тов // Под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и дон. — М.: Просвещение, 1986. — 463 с.
Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены /'/ Общественные науки за рубежом.: Р. Ж. - Сер. Науковедение. - 1968. - Na 4. - С. 69-73.
Оллпорт Г. В. Личность в психологии.- М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998.-345 с. — (Теории личности).
Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии.: Сб. науч. тр. / М-во образов. РФ, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Под ред. А. В. Карпова. — Ярославль: ЯрГУ, 1999.-203 с.- С. 76-97.
Орел В. Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. — Екатеринбург, 1999. — С, 113-115.
Орзих М. Ф. Право и личность: Вопросы теории правового воздействия на личность соц. общества — Киев; Одесса: Вища школа, 1978. — 143 с. — С. 48
Основы психодиагностики: Учеб. пособ. для студ. вузов / Под общ. ред. Н. К Акимова и др. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 540 с.
Основы психофизиологии / Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко, И. Александров и др.; Отв. ред. Александров Ю. И. — М.: Инфра-М, 1997. — 430 с. — (Высшее образование).
Отклоняющееся поведение молодежи: Краткий словарь-справочник / Владимир. гос. пед ин-т.; Под ред. В. А. Попова, С. А. Завражина. — Владимир: Ред.-изд. отд. — 1994. — 141 с.
Ошанин Д. А. Концепция оперативного отражения в инженерной и общей психологии // Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение.: Сб. стат. — М.: Наука., 1977. - 256 с. - С. 134-148.
Павлова А. А., Шустова Л. А. Методика выявления особенностей речевого развития детей // Вопр. психологии. — 1987. — №6.
Павлова Н.Д., Ушакова Т. Н. Речь, язык, коммуникация. // Современная психология: Справочное руководство / РАН, Ин-т психологии; Под ред. В.Н.Дружинина. — М.: Инфра-М, 1999.-687 с. -(Справочники ИНФРА-М).
Панасюк А. Ю. Обвинительный уклон в зеркале психологического исследования // Психологический журнал. — 1992. — Т.13. — № 3. — С. 54-65.
Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. - М.: Рос. пед. агенство, 1996. — 136 с.
Парандовский Я. Алхимия слова. — М.: Правда, 1990. — 651 с.
Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / ИГУП. - СПб.: ИГУП, 1999. - 134 с.
Перна И. Я. Ритмы жизни и творчества. — Л., 1925.
Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного ун-та, 1997,-395 с.
Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 207 с.
Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. — Смоленск; Изд-во Смоленского гуманитарного ун-та, 1997. — 395 с.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии: Учеб. пособ. — М.: РГГУ, 1996. — 445с.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. т- 435 с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб: СОЮЗ, 1997. — 250 с. — (Психология ребенка).
Платонов К. К. О системе психологии . — М.: Медицина, 1972. — 321 с. — С. 150—151
Платонов К. К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.
Поваренков Ю. П. Психология становления профессионала. — Курск, 1991.
Поваренков Ю. П., Шадриков В. Д. Исследование динамики информационной основы деятельности на разных этапах формирования ПСД // Проблемы индустриальной психологии: Межвузовский тематический сборник / ЯрГУ; Отв. ред. В. Д. Шадриков. — Ярославль: ЯрГУ, 1979.-178 с.
Познышев С. В. Криминальная психология. — М., 1926. — С. 9.
Поляков Ю. Ф., Николаева В. В. (ред.) Психосоматическая проблема: психологический аспект. - М., 1992.