Спецификация элементов сборных конструкций

 

Вылетом крюка (стрелы) крана является расстояние, измеряемое по горизонтали от оси вращения крана до вертикали, проходящей через верхний блок стрелы.

Если расположение крана относительно возводимого объекта задано или определено, вылет крюка называется требуемым, и его величина определяется расстоянием по горизонтали от вертикали, проходящей через точку строповки элемента, до оси вращения крана.

Если расположение крана не определено, то по требуемым грузоподъемности и высоте подъема крюка определяется диапазон вылета крюка конкретных марок крана, а затем намечается его расположение и ось движения.

Грузоподъемность крана определяется в зависимости от веса монтируемых элементов в увязке с вылетом стрелы, на котором эти элементы устанавливаются в проектное положение.

Грузоподъемность - наибольшая масса груза, которая может быть под-

нята краном при условии сохранения его устойчивости

и прочности конструкции.

 

Грузовой момент (М) - произведение вылета грузозахватного органа на грузоподъемность крана:

 

М = L G, (1)

 

где М - грузовой момент;

L - вылет, м;

G - грузоподъемность, т;

 

 

Рис.8. Грузовая характеристика крана КС-4561.

 

Рис.9. Грузовая характеристика гидравлического

крана с телескопической стрелой.

После предварительного отбора типов (типа) кранов, удовлетворяющих по основным своим параметрам требованиям возведения данного здания или сооружения, производится их технико-экономическое сравнение по следующим основным показателям:

- себестоимости и трудоемкости монтажа 1т или 1м3 смонтированных конструкций, с учетом стоимости и трудоемкости всех подготовительных работ, включая устройство рельсовых путей, монтаж и демонтаж башенных кранов, подготовку площадки для перемещения пневмоколесных или гусеничных кранов вокруг объекта и т. д.

Определение плановой себестоимости машино-смен кранов. Себестоимость машино-смен кранов слагается из следующих расходов:

●- годовые- исчисляются независимо от состояния находящейся на ба-

лансе машины. К этой группе расходов относятся:

▬ отчисления на погашение первоначальной стоимости крана, из-

нашивающегося в процессе работы, и на его капитальный ре-

монт (амортизация);

▬ отчисления на содержание машинопрокатных баз, гаражей, ма-

шинных сараев;

единовременные - производятся при подготовке машины к работе на

ее рабочем месте; сюда же относятся расходы на разборку всего обо-

оборудования по окончании работы;

К этой группе расходов относятся:

▬ затраты на транспортирование крана с одного места работ или с

машинопрокатной базы (МПБ) на другое место работ или маши-

нопрокатную базу (МПБ);

▬ затраты на монтаж и демонтаж крана и связанные с этим подго-

товительные работы (например, устройство подкрановых путей,

подведение электроэнергии и т. д.);

▬ затраты на перемещение крана по строительной площадке в

процессе его работы (без полного монтажа и демонтажа).

эксплуатационные расходы определяются затратами на содержание

крана в рабочем состоянии в течение рабочей смены.

К этой группе расходов относятся:

▬ затраты на производство средних и текущих ремонтов;

▬ затраты на вспомогательные материалы (пневмошины, ферро-

до, канаты и др.);

▬ затраты на жидкое топливо, электроэнергию, уголь и другие

энергетические материалы; сюда относятся также расходы, свя-

занные с их доставкой к месту потребления;

▬ затраты на смазочные материалы;

▬ заработная плата рабочих, занятых управлением машиной.

 

Себестоимость монтажа единицы конструкций определяется путем деления величины себестоимости машино-смены крана на его сменную эксплуатационную производительность.

Производительность является важнейшей составной частью технической характеристики машин. Производительность кранов определяется расчетным путем.

 

Производительностью крана (т/час, т/смену) называется количество

грузов и конструкций, перемещаемых или

монтируемых краном в единицу времени.

 

Производительность измеряется тоннами в час или тоннами в смену. В строительстве производительность крана измеряют также количеством циклов, совершаемых краном в единицу времени. По этому параметру определяют количество кранов, необходимых для выполнения заданного объёма работ в требуемые сроки. Производительность кранов зависит от их конструкции и условий роботы. Конструктивные факторы для данного крана являются постоянными; условия работы изменяются в широких пределах, поэтому производительность крана является переменным параметром. Обычно, указывая производительность крана, имеют в виду среднее значение данного параметра.

Производительность кранов определяется расчетным путем.

 

Все машины и механизмы имеют свои производительности.

Различают производительность (различают три категории производительности):

• теоретическую (расчетную, конструктивную);

• техническую;

•эксплуатационную.

 

Теоретическая производительность (расчетная, конструктивная) — это максимально возможное количество продукции, вырабатываемой в единицу времени непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений и нагрузках.

Для машин циклического действия (кранов) теоретическая часовая производительность

 

Пк=60·q·n, (2)

 

где q - количество продукции, вырабатываемое за один рабочий цикл;

n - число циклов, выполняемых машиной в 1 мин,

n=60/ ( - продолжительность цикла, с).

 

Техническая производительность - это количество продукции, вырабатываемой в единицу времени непрерывной работы машины непосредственно в конкретных производственных условиях при правильно выбранных режимах работы и нагрузках на рабочие органы. При определении технической производительности определенной машины, например одноковшового экскаватора, учитывается группа разрабатываемого грунта, высота забоя, угол поворота стрелы с ковшом, вид работы — в отвал или на транспортные средства, коэффициент заполнения ковша и другие факторы. Поскольку все перечисленные факторы могут иметь различные значения, то и техническая производительность машины при различных условиях будет изменяться.

Для машин циклического действия (кранов) часовую техническую производительность Пт определяют по формуле

 

Пт = 60·q·n·k, (3)

 

где q грузоподъемность крана;

n — число рабочих циклов в минуту;

k — коэффициент, учитывающий степень использовании грузоподъемности (при переработке грузов с различной массой).

Эксплуатационная производительность— это количество продукции, вырабатываемой в единицу времени с учетом всех перерывов в работе, вызываемых требованиями эксплуатации, условиями труда работающих и организационными причинами:

 

Пэк·kу·kв·kи·tсм, (4)

 

где Пк – конструктивная производительность, т.е. количество продукции, вы-

рабатываемой машиной за 1 час при непрерывной работе с расчёт-

ными скоростями рабочих движений в средних условиях и с норма-

льными расчётными нагрузками на рабочем органе;

kу - коэффициент условий работы, учитывающий отклонение конкретных

условий от средних расчётных;

kв·- коэффициент использования рабочего времени машин в течение

смены, учитывающий как технологические, так и организационные

перерывы в работе;

kи – коэффициент использования производительности, учитывающий

технологическое состояние машины, квалификацию оператора (ма-

шиниста), отклонение нагрузок от расчётных и удобство управления

машиной;

tсм – продолжительность рабочей смены, ч.

 

Сменную или годовую эксплуатационную производительность машины определяют на основании данных режима работы машины и ее среднечасовой эксплуатационной производительности.

Количество кранов определяется путем деления сменного потока материалов и деталей на сменную эксплуатационную производительность крана; с целью лучшего обслуживания зданий сложной конфигурации в плане кранами башенного типа следует применять приспособления, обеспечивающие движение кранов по кривым малого радиуса вокруг здания.

При незначительном различии показателей себестоимости и трудоемкости монтажных работ двух сравниваемых кранов следует учитывать основные их конструктивные особенности, которые в данном случае могут явиться критерием для выбора наиболее эффективной модели.

Такими конструктивными особенностями являются:

■ регулируемый электропривод, в том числе многоскоростные лебедки, ле-

бедки с планетарными редукторами, с микроприводом;

■ поворотные колонны (башни) и платформы, обеспечивающие перевозку

крана целиком без разборки на отдельные узлы;

■ выносные опоры или конструкция неприводных колес, обеспечивающая их

перемещение вдоль своей оси;

■ переставная кабина или стационарная с хорошим обзором рабочих площа-

док и компактным пультом управления;

■ размещение механизмов крана и лебедок на специальных рамах в виде

отдельных агрегатов;

■ способность самопогрузки и разгрузки с железнодорожных платформ гусе-

ничных кранов без применения вспомогательных грузоподъемных машин;

■ способность совмещения движения изменения вылета стрелы с другими

рабочими движениями в модернизированных и новых кранах – экскавато-

рах.

Перечисленные конструктивные особенности кранов обеспечивают удобство их эксплуатации, повышают качество работ, что современными методами расчета эффективности применения машин не учитывается.

 

 

 

Основные технико-эксплуатационные

и технико-экономические показатели строительных машин

 

При выборе машин для производства строительных работ определенного вида и объема за основу принимают их технико-эксплуатационные и технико-экономические показатели, при сопоставлении которых находят оптимальные типоразмеры и количество машин для выполнения требуемых технологических операций.

Основным технико-эксплуатационным показателем строительных машин является их производительность, которая определяется количеством продукции, выраженной в определенных единицах измерения (т, м³, м², м), вырабатываемой или перемещаемой машиной за единицу времени — час, смену, месяц или год.

Различают три категории производительности машин: конструктивную, техническую и эксплуатационную.