Роли и функции руководителя. Возраст и здоровье как факторы профессиональной и служебной карьеры.

Ролевой подход к изучению деятельности руководителя был впервые предложен Г. Минцбергом в работе «Природа управленческо­го труда», в которой выделено три группы ролей, исполняемых эффективным руководителем:

1) межличностные;

2) информационные;

3)управляющие.

Межличностные роли определяют отношения, существую­щие между менеджером и его подчиненными, а также другими людьми внутри и за пределами организации. Таким образом, он должен исполнять роли главы, лидера и связующего звена. Роль главы следует из его формального авторитета и симво­лического положения. Как лидер руководитель должен уметь совместить цели организации и потребности отдельных лю­дей, находящихся в его подчинении. В роли связующего звена он поддерживает контакты на горизонтальном уровне, обща­ясь со своими коллегами, возглавляющими другие организа­ции.

Информационные ролисвязаны с тем, что менеджер являет­ся своеобразным информационным центром, т. к., во-первых, к нему поступает информация, которую необходимо обработать и оценить, во-вторых, он должен передавать информацию, как своим подчиненным, так и за пределы возглавляемого коллек­тива. Следовательно, он должен исполнять роли получателя, распространителя информации и представителя своей орга­низации в ее контактах с внешним миром.

Управляющие роли, связаны с необходимостью принимать решения, проводить изменения в работе возглавляемого им подразделения и реагировать на изменения внешней среды. А значит, он должен исполнять роли инициатора, устранителя проблем, распределителя ресурсов и посредника. Как инициатор менеджер принимает решения относительно инноваций, необходимых организации, при этом он должен как побуждать изменения, так и направлять их. Выполняя роль устранителя проблем менеджер принимает решения в непредсказуемых ситуациях, возникающих помимо его воли. Как распредели­тель ресурсов он принимает решения относительно финансов, персонала, оборудования и других ресурсов, одновременно с этим, распределяя работу между подчиненными. Распределяя ресурсы руководитель вынужден вести переговоры и прини­мать решения, связанные с ответственностью за ресурсы организации.

Среди трех групп ролей наиболее важной является информа­ционная, посредством которой, помимо всего остального, про­исходит взаимоувязка межгрупповых и управляющих ролей.

Репертуар ролей и их наполнение свои у каждого руководи­теля, т. е. роль, имеющая большое значение для одного может не представлять ценности для его коллеги. Более того, на раз­ных уровнях управленческой иерархии приоритет имеют раз­ные роли.

Реализуя данные роли, руководитель осуществляет следующие основные функции:

1 – планирования персонала, необходимого для выполнения задач и их распределение во времени;

2 – организации труда и его условий, наиболее подходящих для достижения целей;

3 – мотивации персонала, направленной на то, чтобы побудить персонал эффективно реализовать необходимый объем работы с максимальным качеством;

4 – контроля за деятельностью персонала посредством наблюдения за ней, сопоставления полученных результатов с запланированными и, при необходимости, принятия корректирующих мер.

Возраст и состояние здоровья в настоящее время являются всё более важным фактором при отборе и продвижении сотрудников.

Наиболее продуктивным возрастом является период с 27-30 лет до 40-45 лет, т.к. научно-техническая революция носит скачкообразный характер, требующий постоянного и быстрого обновления профессиональных знаний.

Кроме того, количество стрессогенных факторов постоянно растёт, а потому срок активного профессионального долголетия сокращается вследствие истощения имеющихся у организма ресурсов.

Данные обстоятельства вынуждают самих работников и организации реализовывать программы управления человеческими ресурсами, направленными на подержание продуктивной деятельности персонала в течение необходимого времени.

Профессиональная и служебная карьера сотрудника все больше зависит от его результатов его работы в течение коротких 1-2 года промежутков времени, способности к обучению, самообучению, переучиванию, а также спокойно переносить смену условий работы, что требует высоких психофизических кондиций.