Роли и функции руководителя. Возраст и здоровье как факторы профессиональной и служебной карьеры.
Ролевой подход к изучению деятельности руководителя был впервые предложен Г. Минцбергом в работе «Природа управленческого труда», в которой выделено три группы ролей, исполняемых эффективным руководителем:
1) межличностные;
2) информационные;
3)управляющие.
Межличностные роли определяют отношения, существующие между менеджером и его подчиненными, а также другими людьми внутри и за пределами организации. Таким образом, он должен исполнять роли главы, лидера и связующего звена. Роль главы следует из его формального авторитета и символического положения. Как лидер руководитель должен уметь совместить цели организации и потребности отдельных людей, находящихся в его подчинении. В роли связующего звена он поддерживает контакты на горизонтальном уровне, общаясь со своими коллегами, возглавляющими другие организации.
Информационные ролисвязаны с тем, что менеджер является своеобразным информационным центром, т. к., во-первых, к нему поступает информация, которую необходимо обработать и оценить, во-вторых, он должен передавать информацию, как своим подчиненным, так и за пределы возглавляемого коллектива. Следовательно, он должен исполнять роли получателя, распространителя информации и представителя своей организации в ее контактах с внешним миром.
Управляющие роли, связаны с необходимостью принимать решения, проводить изменения в работе возглавляемого им подразделения и реагировать на изменения внешней среды. А значит, он должен исполнять роли инициатора, устранителя проблем, распределителя ресурсов и посредника. Как инициатор менеджер принимает решения относительно инноваций, необходимых организации, при этом он должен как побуждать изменения, так и направлять их. Выполняя роль устранителя проблем менеджер принимает решения в непредсказуемых ситуациях, возникающих помимо его воли. Как распределитель ресурсов он принимает решения относительно финансов, персонала, оборудования и других ресурсов, одновременно с этим, распределяя работу между подчиненными. Распределяя ресурсы руководитель вынужден вести переговоры и принимать решения, связанные с ответственностью за ресурсы организации.
Среди трех групп ролей наиболее важной является информационная, посредством которой, помимо всего остального, происходит взаимоувязка межгрупповых и управляющих ролей.
Репертуар ролей и их наполнение свои у каждого руководителя, т. е. роль, имеющая большое значение для одного может не представлять ценности для его коллеги. Более того, на разных уровнях управленческой иерархии приоритет имеют разные роли.
Реализуя данные роли, руководитель осуществляет следующие основные функции:
1 – планирования персонала, необходимого для выполнения задач и их распределение во времени;
2 – организации труда и его условий, наиболее подходящих для достижения целей;
3 – мотивации персонала, направленной на то, чтобы побудить персонал эффективно реализовать необходимый объем работы с максимальным качеством;
4 – контроля за деятельностью персонала посредством наблюдения за ней, сопоставления полученных результатов с запланированными и, при необходимости, принятия корректирующих мер.
Возраст и состояние здоровья в настоящее время являются всё более важным фактором при отборе и продвижении сотрудников.
Наиболее продуктивным возрастом является период с 27-30 лет до 40-45 лет, т.к. научно-техническая революция носит скачкообразный характер, требующий постоянного и быстрого обновления профессиональных знаний.
Кроме того, количество стрессогенных факторов постоянно растёт, а потому срок активного профессионального долголетия сокращается вследствие истощения имеющихся у организма ресурсов.
Данные обстоятельства вынуждают самих работников и организации реализовывать программы управления человеческими ресурсами, направленными на подержание продуктивной деятельности персонала в течение необходимого времени.
Профессиональная и служебная карьера сотрудника все больше зависит от его результатов его работы в течение коротких 1-2 года промежутков времени, способности к обучению, самообучению, переучиванию, а также спокойно переносить смену условий работы, что требует высоких психофизических кондиций.