Методы финансового менеджмента

 

Метод, как инструмент, с помощью которого изучается предмет финансового менеджмента, или происходит управление финансовой деятельностью фирмы, в широком смысле понимается как система теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария, а также регулятивных принципов управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования[6].

На ранних этапах развития бизнеса управление финансами предприятий осуществлялось в основном на основе интуиции и опыта менеджеров, без применения формализованных методов. По мере усложнения характера деловых отношений (роста числа компаний, отраслей, ужесточения конкурентной борьбы, появления новых оргструктур управления и других факторов), подобный подход становился неприемлемым. Современные средства обработки информации сделали возможным осуществление множественных расчетов в режиме имитационного моделирования, а также выбор наиболее эффективных вариантов действий, комбинации факторов и других альтернатив. Очевидно, что процесс принятия управленческих решений финансового характера в настоящее время в большей степени основывается на формальных индикаторах, методах, моделях.

Любая социально-экономическая система, к каковым относится и любое предприятие, представляет собой механизм, функционирование которого вариабельно из-за воздействия большого количества внешних и внутренних факторов, в том числе, носящих субъективный характер. Таким образом, реальный процесс управления финансами можно охарактеризовать как своеобразный сплав неформализуемого и формализуемого начал. Нахождение оптимального сочетания неформализуемого и формализуемого является одной из основных задач внедрения управления предприятием в целом, и финансами в частности.

Методы финансового менеджмента условно можно разделить на три группы: общеэкономическиеметоды; инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений; специальные методы[7]. Рассмотрим их общую характеристику.

К группе экономических методов относятся следующие: кредитование, ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и другие. Общая логика таких методов, их основные параметры, возможность или обязательность их исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления, а вариабельность их применения ограничена.

В группу инструментальных (количественных) методов входят методы прогнозирования, факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование и другие методы. Число инструментальных методов очень велико, и наиболее важными для финансового менеджмента являются следующие их подгруппы: методы факторного анализа, методы прогнозирования, методы теории принятия решений. Дадим их краткую характеристику.

Под факторным анализом понимается процесс выявления причинно-следственной связи, идентификации и оценки значимости участвующих в ней факторов. В ходе факторного анализа целью исследователя является идентификация факторов, оказывающих позитивное или негативное влияние на результативные показатели; а по результатам анализа разрабатываются меры, способствующие усилению воздействия одних и снижению воздействия других факторов. Определение факторов может осуществляться неформализовано, когда их совокупность устанавливается на интуитивной основе. Тем не менее, основным вариантом является формализованный анализ, в основе которого лежит применение двух моделей – стохастических и жестко детерминированных.

Важную роль в финансовом менеджменте играют прогнозы и ориентиры; например, прогноз объема реализации, себестоимости продукции, потребности в источниках финансирования, величины денежных потоков и других величин. Следует отметить, что прогнозирование, как один из методов финансового менеджмента, сводится не только к расчету ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение, но также понимается как метод выявления оптимальных вариантов действий.

Наибольшее распространение получили следующие методы прогнозирования: методы экспертных оценок, методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; а также методы ситуационного анализа и прогнозирования[8].

Далее рассмотрим группу методов теории принятия решений, из общего названия которых видно, что их основное назначение состоит в обосновании управленческих решений. В методах данной группы объединяются качественное и количественное начала, то есть опыт и интуиция аналитика, а также необходимость и целесообразность учета некоторых ограничений, предусматриваемых используемым инструментарием и условиями внешней среды. К основным методам в рассматриваемой группе относятся следующие: методы имитационного моделирования, метод построения дерева решений, метод анализа чувствительности.

Специальные методы по критериям регулируемости и обязательности применения занимают промежуточное положение между первыми двумя группами. К ним относятся: дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и другие.

В данной главе были приведены и кратко описаны основные группы методов финансового менеджмента.