А3 Морфологические нормы

Задание проверяет умение правильно образовывать словоформы изменяемых частей речи. Проверить себя, узнать, как правильно, можно, например, изучая «Краткий словарь трудностей русского языка: грамматические формы, ударение» НА. Еськовой (Москва, 2005 г.), справочник «Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов» Л.К. Граудиной и др. (Москва, 3-е издание, 2004 г.)

В содержание заданий, нацеленных на усвоение морфологических норм русского литературного языка, включены различные грамматические ошибки, состоящие в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слов, например:

1) нарушения в употреблении форм существительных (неправильное образование форм множественного числа существительных, напр., вкусные торта (из разговорной речи, норма: торты); неправильный вариант формы рода, напр.: пирожки с повидлой (норма: с повидлом); новый туфель (норма: туфля); неверное образование падежных форм: в аэропорте (норма: аэропорту), у новых туфлей (норма: у новых туфель); пара сапогов (норма: пара сапог);

2) ошибки при образовании степеней сравнения: звончее (норма: звонче); более моложе (форма сравнительной степени данного прилагательного избыточна, правильно: моложе);

3) неправильное образование местоименных форм: вокруг их (норма: вокруг них); ихние книги (норма: их книги);

4) ошибки в склонении числительных: в двух тысяч девятом году (норма: в две тысячи девятом году); менее семьдесят пяти рублей (норма: менее семидесяти пяти рублей);

5) неправильное образование глагольных форм (ошибки в образовании личных форм глаголов: пробежи сто метров (норма: пробеги); жгёт костер (норма: разжигает); неверное образование видовых форм глаголов: давай попробоваем (норма: попробуем); неверное образование возвратных форм глагола: оденьтеся теплее (норма: оденьтесь теплее); ошибки при образовании деепричастий: прочитал рассказ (норма: прочитав); пиша рассказ (данная деепричастная форма в литературном языке отсутствует).

А4 Синтаксические норм

Задание проверяет умение правильно строить предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, находящимся в начале предложения. Действие, обозначаемое оборотом, относится, как правило, к подлежащему в предложении. В таком случае синтаксической ошибки не будет. Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, возникает грубая ошибка.