А18. Укажите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно.

1) (НИ)КТО, КАК(БЫ) ни старался, не может прибавить себе роста.

2) Нам была скучна опера, тем (НЕ)МЕНЕЕ я Очень благодарен родителям (ЗА)ТО, что нас с ранних лет заставляли её слушать.

3) (КОГДА)ТО эвенк, перед тем как срубить берёзку, долго каялся и просил прощения у берёзки (ЗА)ТО, что вынужден её погубить.

4) Можно строить дома на берегах рек, но (ПРИ)ТОМ условии, ЧТО(БЫ) вода оставалась чистой.

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он был прирожденным рассказчиком ( ) и ветвистость его рассказов только подчеркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет од­нородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общее придаточ­ное предложение.

4) Запятая на месте скобок нужна, потому что И присоединяет уточняющий второстепенный член предложения.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все за­пятые?

Рыбак (1) склонившись лицом к самой воде (2) высматривал что-то в глубине.

1) 1, 2 — выделяется причастный оборот

2) 2 — выделяется причастный оборот

3) 1 — выделяется деепричастный оборот

4) 1,2 — выделяется деепричастный оборот

А21. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

Я знал, что многие люди, проходя под башенными часами, довольно часто (1) сверяют с ними собственные. При этом (2) они обязательно, если проходили не одни, громко называли время ч- и выражали неудовольствие или (3) наоборот (4) радость по по воду работы своих часов.

1) 1, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

А22. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная
ошибка.

1) В кладовке пахло морем, смолой и глухо слышался плеск волн и шуршанье прибрежной гальки.

2) Оказалось, что мой попутчик свободно говорит на французском, и немецком, и английском, и испанском.

3) Молодёжь не знает границ ни в обожании, ни в презрении.

4) Гости стекались со всех концов 'в дрожках, верхом, и в коля­сках и располагались в многочисленных комнатах замка и его флигелей.