Вербальное (словесное) взаимодействие

В процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия.

Большой вклад в изучение этой проблемы внесли работы создателей теории речевых актов Дж. Остина, Дж. Р. Сёрля, П. П. Грайса, исследователя организации повседневного разго­вора Г.Сакса и др.

Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации. Один из них назван прин­ципом последовательности. Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т. е. ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика-вопрос, вторая — ответ; приветствие сопровождается приветствием, просьба — принятием или отклонением и т.д. Данный прин­цип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Другой принцип — принцип предпочитаемой структу­ры — характеризует особенности речевых фрагментов с под­тверждающими и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без про­медления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же форму­лируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой. Например:

1. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.

В. Хорошо.

2. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.

[пауза]

В. Я бы с удовольствием, но знаете, я еще не выполнил предыдущее задание, к тому же я неважно себя чувствую.

Пауза служит своего рода индикатором нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевременно дополнить инициирующую реплику усиливающими доводами.

А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.

[пауза]

A. И тогда я смогу предоставить вам несколько дней отгула, как вы просили.

B. Хорошо.

Соблюдение описанного принципа позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора.

Основу речевой коммуникации, как считает Г. П. Грайс, составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. В работе «Логика и речевое общение» он пишет: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога».

Далее автор выделяет и более конкретные постулаты, соблюдение которых в общем и целом соответствует выполне­нию этого принципа. Эти постулаты он делит на четыре категории — Количества, Качества, Отношения и Способа.

Категорию Количества он связывает с тем количеством информации, которое требуется передать. К этой категории относятся следующие постулаты:

1.Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).

2.Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

К категории Качества Г.П. Грайс относит общий постулат «Старайся, чтобы высказывание было истинным», а также два более конкретных:

1. Не говори того, что ты считаешь ложным.

2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

С категорией Отношения, по мнению ученого, связан один-единственный постулат релевантности — Не отклоняйся от темы.

А категория Способа касается не того, что говорится, а того, как говорится. К ней относится общий постулат — Выражайся ясно и несколько частных:

1. Избегай непонятных выражений.

2. Избегай неоднозначности.

3. Будь краток (избегай ненужного многословия).

Дж. Н. Лич описал еще один ведущий принцип коммуни­кации — принцип вежливости, представляющий собой сово­купность ряда максим. Кратко охарактеризуем их.

1. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает опреде­ленную дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предме­том обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно (открыто) обозначена». Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.).

2. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Например, предположение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить, не следует связывать партнера обещанием или клятвой. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения.

3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай других»). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира (по­зитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуника­тивной стратегии.

4. Максима скромности. Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по воз­можности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

5. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно — сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

6. Максима симпатии. Это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отно­шению друг к другу. Максима доброжелательности дает осно­вание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуа­ции с намечающимся конфликтом.

Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодекса, представляющего собой «сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуни­кативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев».

Базовые категории, формирующие коммуникативный кодекс, — коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение.

Важнейшими критериями в составе коммуникативного ко­декса признаются критерий истинности (верность действитель­ности) и критерийискренности(верность себе).

При рассмотрении коммуникативного кодекса, анализе воз­можностей его использования в практике речевого общения, конечно, следует иметь в виду, что сформулированные макси­мы не имеют абсолютного значения, ни одна из максим сама по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседни­ков, более того, соблюдение одной максимы может привести к нарушению другой и т.п. Критики теории речевых актов обращают внимание на оторванность предложенных схем речевого общения от реальных социальных условий, неучтенность многих параметров их возможного употребления и т.д. Однако нельзя не признать, что применение описанных принципов позволяет более успешно организовать речевое общение, по­высить его эффективность.