Выразительные средства словообразования
Словообразование – источник непрерывного пополнения словарного состава русского языка.
Большое количество морфем в русском языке является признаком его богатства и источником особой выразительности. Об этом писал В.Г. Белинский: «В самом деле, какое богатство для изображения явлений действительности заключается только в одних глаголах русских, имеющих виды. Плавать, плыть, приплывать, приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться: это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия».
«Благодаря морфологической природе русского языка, имеющего возможность образования основных групп знаменательных слов с помощью суффиксов и префиксов, русский язык обладал, обладает неиссякаемыми силами роста», – отмечал С.П. Обнорский. Действительно, образование новых слов морфологическим способом обогащает русский язык не только лексикой, обозначающей новые понятия (река – речной), но и оценкой понятия, этому служат слова с суффиксами оценки (река – речушка, уменьшительно-ласкательный суффикс). Уменьшительно-ласкательные суффиксы могут служить и средством иронии, насмешки; они помогают созданию характера литературного персонажа:
Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый Шестидесяти лет;
…
Он пистолетик выхватил,
Как сам, такой же толстенький…
(Н. Некрасов)
Слова, различающиеся суффиксами или приставками, различаются и смысловой, а иногда и стилистической окраской (умный – стилистически нейтральное, умнейший – книжное, умничать – разговорное).
Одним из выразительных средств словообразования является морфемный (словообразовательный) повтор, который несет смысловую нагрузку и помогает передать чувства автора:
Забегали, заохали, запрыгали,
Зарыли в землю, словно клад ночной.
Заплакали, запили, зачирикали,
Зашифровали за трубой печной.
(М. Маркова)
Приехала, притопала,
Прибежала, прискакала.
Спрашиваю: «Кто там?»
Отвечает: «Тьма ночная».
(Н. Волкова)
К выразительным средствам словообразования относится и обыгрывание внутренней формы слова, на чем построены зачастую анекдоты, фельетоны: остепенившийся человек – человек, живущий в степи.
Поэты и писатели часто прибегают к окказионализмам – индивидуально авторским словам и выражениям, созданным по хорошо известным словообразовательным моделям: «раззадачивай», «халабальцы», «трассина», «развеселье»; производные от слова «трасса» в стихотворении «Хорог Ош»: «Вдоль по этой трассе трассушке… ох ты, трасса моя, трассина». (Ю. Визбор). Окказионализмы помогают передать мысли и чувства автора.