Выразительные средства русской фонетики
«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли», – отмечал В. Короленко. Фонетическая система русского языка необычайно гибкая и выразительная, ее изобразительные средства помогают полно и ярко раскрыть замысел автора.
Одним из художественных приемов, делающих текст образным и выразительным, является звукопись, она достигается:
– подбором слов близкого звучания;
– повторением одного и того же звука или сочетания звуков;
– употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Повторение одинаковых или сходных согласных звуков называется аллитерацией (от латинского al – «к, при, со»; littera – «буква»).
Семь холмов – как семь колоколов,
На семи колоколах – колокольни.
Всем счетом: сорок сороков, –
Колокольное семихолмие!
(М. Цветаева)
Во всем четверостишии ритмично повторяются «л», «м», «н», напоминая звук колоколов, таким образом, возникает звуковой образ.
Повторение одинаковых гласных звуков называется ассонансом (от французского assonanse – созвучие):
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна.
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
(А. Пушкин)
В данной строфе повторяются как согласные «л», «м», «н», так и гласные «о», «а», олицетворяющие волю, свободу.
Смысл стихотворения зависит не только от значения слов, но и от звукового лада – звучания стихотворения. Звучание слова участвует в создании поэтического образа:
И эль,
и ю,
и бэ,
и эль,
и ю.
И ель у дюн, и белый день в июнь.
(С. Кирсанов)
Разрозненные буквы образуют вместе взятые слово «люблю», именно это поэт хочет сказать всему окружающему.
Некоторые ученые лингвисты считают, что каждый звук несет определенную смысловую нагрузку. Так, Л.П. Крысин в книге «Жизнь слова» пишет, что «звуки В, А, Р, О воспринимаются как сильные, в противоположность Ю, П… звук Х оценивается как плохой, маленький, хилый, пассивный, а звук А – как большой, активный, хороший… К, Ш, Ж, Ф, Щ кажутся говорящим шероховатыми, а М, Л, Н – гладкими…»
Изобразительным средством фонетики является и повтор звуков или слов в начале смежных строф, этот художественный прием называется анафора (греческое ana – «вновь» и phoros – «несущий»):
Я изучил их песнь, я понимал их страсти,
Я сам изнемогал от счастья бытия.
(Н. Заболоцкий)
Звуковые повторы как художественный прием используются и в прозаических произведениях: «… точка, понятие, МНОжится, МНОгим смыслом и веРтит, чеРтит мне звенья – кипяЩей, горяЩей, летяЩей, сверляЩей спирали…» (А. Белый)
На эффекте фонетического повтора строятся многие поэтические произведения.
Так, существуют тавтограммы (от греческого tautos – «тот же самый», gramma – «письмо, запись») – стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы:
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария,
Молчаньем манит мутный мрак…
(В. Брюсов)
Среди изобразительных средств фонетики следует отметить и паронимы– слова с различным написанием и сходным звучанием, они зачастую являются основой рифмы: рассвет – расцвет, весело (наречие) – весило (глагол).
Интонация является неотъемлемой частью звучащей речи.
Она придает речи выразительность, делает ее осмысленной. В интонации слито в единое целое смысловое, образное, изобразительное, грамматическое, эмоциональное.
Интонация (от латинского intonare – «громко произносить») – ритмико-мелодическая сторона устной речи, которая служит для выражения смысла высказывания, а также чувств и настроения говорящего.
Основные элементы интонации:
– логическое ударение;
– мелодика;
– темп;
– ритм речи;
– тон;
– тембр голоса.
Логическое ударение – это выделение в речи наиболее важного слова или словосочетания.
В одном и том же высказывании может быть несколько логически ударных слов, одно из которых является сильным, другое – слабым:
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М. Лермонтов)
Логическое ударение играет важную роль в тексте: оно помогает выделить противопоставляемые понятия: «Полюбил богатый – бедную, полюбил ученый – глупую…» (М. Цветаева); выделить новое понятие: «Вот дом, который построил Джек».
Пауза – обязательный элемент фразы (от латинского pausa – «прекращение»), временная остановка звучания.
Пауза может разделять фразу на отдельные речевые отрезки, называемые тактами. Паузы бывают и на границе фраз (/ – обозначается короткая пауза; // – длинная пауза между фразами).
Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими(диктуемыми чувством).
Паузы могут быть разной длительности. Длительная пауза перерастает в психологическую, усиливающую содержание высказывания.
Среди психологических пауз выделяются:
– пауза припоминания: А этот/, как его, он турок или грек? (А. Грибоедов);
– пауза умолчания: Вас гонят… Словно дети малые, дрожат мечта и красота. (З. Гиппиус);
– пауза напряжения (неожиданная остановка): Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, и все – равно, и все – едино, но если по дороге – куст встает, особенно – рябина… (М. Цветаева).
Говоря о паузе как изобразительном средстве речи, следует отметить такой художественный прием, как парцелляция(от латинского particular – часть, частица) – интонационное расчленение предложения на отдельные слова или слова – на отдельные слоги: «Рас стояние: версты, мили… Нас рас ставили, рас садили, чтобы тихо себя вели по двум разным концам земли» (М. Цветаева).
Мелодика речи – это повышение голоса во время речи (восходящая интонация) или его понижение (нисходящая интонация):
Темп высказывания может быть медленным, умеренным и быстрым; это зависит от цели высказывания, речевой ситуации:
Довольно грошовых истин,
Из сердца старое вытри.
Улицы – наши кисти,
Площади – наши палитры.
(В. Маяковский)
Лирический герой стихотворения Маяковского деятелен, это бунтарь, не желающий спокойной жизни, – темп речи быстрый.
Круг от лампы желтой…
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю…
(А. Ахматова)
Лирическая героиня Ахматовой размышляет, раздумывает о случившемся – темп речи медленный.
Тон высказывания тоже является элементом интонации. Он может выражать радость: «Так вот она, гармония природы, так вот они, ночные голоса!» (Н. Заболоцкий); печаль: «Я убит подо Ржевом в безымянном болоте, в пятой роте, на левом, при жестоком налете». (А. Твардовский); одобрение: «Он дышал, как дырявый мешок, вокзал сказал ему: “Хорошо!”» (Н. Тихонов); осуждение: «В лицо перчатку ей он бросил и сказал: “Не требую награды”». (В. Жуковский).
Все элементы интонации не могут существовать изолированно, отдельно друг от друга, они сливаются воедино и помогают предельно точно отразить мысли и чувства автора.
Следует отметить, что все изобразительные фонетические средства не существуют сами по себе, они помогают раскрыть богатство и выразительность русского языка.