Виды коммуникации
Вербальнаякоммуникация – это общение с помощью слов (словесное общение).
Невербальнаякоммуникация – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков), а также взгляд, мимика, жесты, движения, поза, которые передают информацию об эмоциональном, физиологическом состоянии человека.
Язык и речь
Выясним различия между понятиями «язык» и «речь».
Упрощённо можно сказать, что язык –это система знаков,единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами являются: звуки, морфемы (приставки, корни, суффиксы и т.п.), слова, словосочетания, предложения.Каждая единица принадлежит определённому уровню языка. Этиуровнивзаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой – морфологический – синтаксический – семантический (или смысловой).В каждом языке существуют правила, нормыупотребления тех или иных единиц.
Термин «речь»используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь– это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой (устной), либо в письменной форме. Во-вторых, речьюназывается результат деятельности – текст (статья, сообщение и т.д.).
Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система», «структура», а в слове «речь» - «деятельность». Понятно, что для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т.е. взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо.
Функции языка и речи
Когда вопрос касается функций языка и речи, трудно провести грань между этими двумя понятиями. Любое языковое высказывание (устное или письменное) – это речь.
Основные функции языка(речи):
- информационная (передача информации);
- агитационная (побуждение, призыв, просьба);
- эмотивная (выражение чувств, эмоций);
- метаязыковая (использование языка для описания предмета);
- фатическая (установление контакта между участниками общения).