РАЗДЕЛ 2. ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Введение

 

Во введении должны быть обоснованы актуальность, научная новизна, теоретическая ценность, практическая значимость дипломной работы; определены объект, предмет, цель, задачи, методы и эмпирическая база исследования; даны сведения об апробации, структуре и объему работы.Объём введения – не менее 4–5 страниц.

Актуальность исследования характеризуется степенью изученности темы исследования, включает обзор литературы по теме.

Цель обзора – на основе анализа научной литературы выявить слабо изученные аспекты темы и таким образом обосновать необходимость исследования проблемных вопросов.

В обзоре литературы необходимо сгруппировать все источники по вопросам, рассматриваемым в рамках темы исследования. Затем следует указать внутри каждой проблемы представителей различных точек зрения, показать противоречия, сходство позиций, сохраняющуюся дискуссионность и «белые пятна» в освещении вопросов.

Рекомендуется отдельно показать значение справочной, нормативно-правовой литературы для исследования.

Итогом обзора должно стать выявление проблемных вопросов, решение которых определяет цель дипломной работы.

Рекомендации по выбору источников и оформлению обзора

В основе изучения – труды классиков российского книговедения М.Н. Куфаева, Н.М. Лисовского, А.М. Ловягина, Н.А. Рубакина, а также крупнейших ученых: С.Г. Антоновой, И.Е. Баренбаума, А.И. Барсука, А.А. Беловицкой, П.Г. Буги, В.И. Васильева, Р.С. Гиляровского, А.А. Гречихина, Е.А. Динерштейна, М.П. Ельникова, И.Г. Моргеншгерна, Е.Д. Немировского, С.П. Омилянчука, С.А. Пайчадзе, Н.М. Сикорского, В.И. Соловьёва, В.Д. Стельмах, К.М. Сухорукова, И.А. Шомраковой, И.Л. Шурыгиной, К.Т. Ямчука и др.

Могут быть привлечены монографии известных теоретиков средств массовых коммуникаций М. Маклюэна и О. Тоффлера, крупных зарубежных книговедов Р. Баркера, Э. Бейверсток, Р. Эскарпи, К. Мигоня, П. Кэрвена, Дж. Кремера, Л. Шацкина, Дж. Хьюнефельда, Дж. Хэджкока, У. Эко, Р. Эстиваля, а также переведенные на русский язык коллективные монографии американских специалистов книжного дела «Книгоиздательский бизнес» (М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1993) и «Книжный маркетинг» (М.: Терра, 1996).

Не менее важно учесть достижения современной книговедческой науки и смежных с ней наук и привлечь массив научных статей в периодических изданиях и научных сборниках: «Редактор и книга», «Книга: исследования и материалы», «Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика»; «Книжное дело», «Книжный бизнес», «Русская речь», «Вестник Московского университета» (Сер. «Журналистика», «Языкознание»), «Проблемы полиграфии и издательского дела», «Библиотека», «Витрина» и др.; в газетах «Книжное обозрение», «Издатель», «Литературная газета», «Новое литературное обозрение» и др.

При написании обзора можно использовать следующие речевые стандарты для сравнения точек зрения исследователей.

Авторы, по-разному (одинаково) определяют (что),... подходят (к чему)...

Эти вопросы (проблемы) рассматриваются (где?) одинаково (по-разному).

Во всех (в обеих) работах сходно решается вопрос (о чем)... Оба автора обращают внимание на то, что (на что?)... В работе N этой проблеме уделяется большое внимание. Эти мысли N явно перекликаются с идеей (кого?)... По мнению всех (обоих) исследователей... Эта проблема затрагивается также (где?)... N, так же как и М, обращает внимание на то, что... Подобно N, М анализирует (что?)... В отличие от N, М указывает, что... Если N считает, что..., то М придерживается другой точки зрения.

Что касается М, то он считает, что... М анализирует современный материал, а N основывается на исторических фактах.

М опирается на богатый фактический материал, N же часто оперирует гипотезами.

N утверждает, что..., тогда как М опровергает это. N убежден, что..., между тем как М сомневается в этом. В то время как N — сторонник (чего?)..., М придерживается...

 

Объектом исследования служит издание или текст.

Предметом работыявляется определенный аспект изучения объекта, как то: методика работы редактора над изданием (или текстом) в целом или его отдельными элементами (например, подготовка иллюстративного ряда или справочного аппарата издания, пунктуационного оформления текста и т.п.), разработка типологии изданий (или текстов), выявление классификационных признаков объекта, критериев его оценки и др.

Цель дипломной работы формулируется с учетом предмета исследования (например, если предмет работы – редакторская подготовка путеводителя, то цель – создание методики редакторской подготовки путеводителя).

Задачиопределяются исходя из цели исследования. Последовательность задач определяет структуру дипломной работы, а их формулировки – содержание и заголовки параграфов (одна задача – один параграф). Например, в работе «Методика редакторской подготовки путеводителя», могут быть поставлены следующие задачи:

1) дать видо-типологическую характеристику путеводителя;

2) проанализировав выпускаемые путеводители, разработать их типологию;

8) реализовать разработанную методику при подготовке путеводителя.

Формулировки задач необходимо

Эмпирическая база исследованиясодержит общую характеристику проанализированных изданий или текстов, систематизированных и представленных в порядке, необходимом в данном исследовании (в соответствии с хронологическим, территориальным или иным принципом).

Пример описания

«Эмпирическая база исследования представлена текстами разных жанров следующих видов рекламы: коммерческой, политической и социальной, - размещенной в газетах «Аргументы и факты», «Ведомости», «Жизнь», «Известия», «Комсомольская Правда», «Российская газета», журналах «МС²», «COSMOPOLITAN», «MINI» за период 2007–2009 гг. Всего было привлечено в качестве источников эмпирического материала 53 газеты и журнала, из которых было выделено для анализа 125 рекламных текстов» (фрагмент дипломной работы О. Колесниковой).

 

Методы исследования. Методологической базой представляемой работы служат как общенаучные, так и специальные книговедческие, лингвистические и литературоведческие методы. Выбор делается с учетом цели и предмета исследования.

В числе книговедческих методов следует назвать историко-книговедческий, статистико-библиографический, библиотипологический и др. Редакторский анализ – частный научный метод книговедения, сформированный на основе ряда методов: анализа, синтеза, метода научного познания, классификации, мысленного моделирования, маркетинга.

Примеры описания методов исследования

«Предмет исследования – система принципов, основных средств и способов дидактической обработки текста учебной книги и составления ее дидактического аппарата.

Цель работы – выявить и показать возможности использования элементов дидактического аппарата вузовской учебной книги в оптимальной для решения задач обучения форме.

В основе исследования лежит комплексный подход, предполагающий использование нескольких методов. Благодаря методам наблюдения и сравнительного анализа были выявлены различия в составе дидактического аппарата учебных изданий. Метод редакторского анализа позволил описать общие принципы дидактической обработки текстов, на основе которых формируются различные элементы дидактического аппарата учебной книги. Исторический метод дал возможность выявить изменения в составе дидактического аппарата учебной книги, определить направления развития изданий данного вида. С помощью метода моделирования удалось представить систему элементов дидактического аппарата для основных видов учебной книги для вузов» (фрагмент дипломной работы Т. Войтович).

 

«Предмет исследования – функциональные, содержательные, композиционные и лексико-грамматические (языковые) особенности писем редакторов различных типов (субжанров).

Цель работы– выявление функциональных, содержательных, композиционных и лексико-грамматических (языковых) особенностей различных форм обращения редактора к читателю, демонстрирующих возможности жанра «письмо редактора».

Методы исследования. В ходе исследования в первую очередь использовалась методика жанрового анализа (предложенная В.В. Дементь­евым), позволившая выделить письмо редактора в отдельный жанр журнальных публикаций. Метод наблюдения помог установить причины широкого распространения таких текстов. Метод аналогии позволил рассматривать жанр письма редактора в виде вертикальной модели, применяемой рядом исследователей к описанию других жанров. В результате сравнительного анализа была выявлена специфика формы и содержания писем редакторов различных типов. При разработке обобщённой композиции писем разных типов использовался метод моделирования. Статистический метод позволил охарактеризовать использование субжанровых разновидностей письма редактора в журналах разной специализации. Метод редакторского анализа позволил дать рекомендации по оформлению текстов данного типа на основе рассмотрения наиболее удачных писем редакторов различных субжанров, опубликованных в журналах той или иной специализации» (фрагмент дипломной работы И. Лепешинской).

 

Научная новизна заключается в расширении представлений об объекте работы, в выявлении каких-либо тенденций, закономерностей, в расширении эмпирической базы и обновлении методологии исследований и т.д.

«Научная новизнасостоит, во-первых, в расширении представления о структуре заголовочного комплекса газеты в целом; во-вторых, в выявлении закономерностей в составе и функционировании заголовочного комплекса газет разных видов…» (фрагмент дипломной работы А. Дмитриевой);

Практическая ценность может состоять в выработке рекомендаций, в систематизации, структурировании материалов, характеристиках, прогнозах, в воплощении конкретных проектов.

«Практическая ценность состоит в создании практического пособия для авторов и редакторов рассматриваемого вида изданий» (фрагмент дипломной работы Н. Машиной).

«Практическая ценностьисследования состоит в разработке рекомендаций по редакционно-издательской подготовке мультимедийной популярной энциклопедии (МПЭ). Разработанная электронная модель станет образцом эффективной работы редактора над МПЭ – отбором материала, соединением содержания и формы, разработкой аппарата издания, – а также позволит сформулировать принципы повышения конкурентоспособности издания, его привлекательности для читателя» (фрагмент дипломной работы Д. Кузнецовой).

Апробация результатов исследования(факультативная часть введения). Дается информация об участии студента в конференциях, конкурсах научных работ с результатами исследования по данной теме.

Пример описания

«Основные положения дипломной работы были изложены на VII Межвузовской научной конференции студентов и аспирантов «Тенденции развития общества в XXI веке» (Омск, 13–21 апреля 2009 г.), а также на Всероссийской научно-практической конференции «Социальные коммуникации и социальные науки в демократической России» (Омск, 23–24 апреля 2009 г.)» (фрагмент дипломной работы Е. Павловой).

Структура и объем дипломной работы. Указывается, из каких структурных элементов состоит работа: введение, количество глав, параграфов, заключение, список, с указанием количества наименований использованных источников, а также объем работы в страницах, количество таблиц и др.

Пример описания

«Работа состоит из трех частей – теоретической, экономической и практической.

Теоретическая часть включает введение, три главы, заключение, библиографический список.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, выявлена научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Электронные корпоративные издания (ЭКИ)» определяется понятие, цели, функции и виды ЭКИ, а также подробно раскрываются особенности и специфика отдельного вида ЭКИ – корпоративного сайта.

Во второй главе «Корпоративные сайты издательств: сравнительный анализ» на основании данных редакторского анализа были сделаны общие выводы и выявлен ряд приемов, позволяющих сделать ЭКИ максимально удобным для читателя. <…>

В третьей главе «Разработка электронного корпоративного издания (корпоративного сайта издательства)» на основании теоретических материалов, представленных в главе 1, а также обобщения данных, полученных в ходе анализа в главе 2, описана методика создания ЭКИ для конкретной организации («ООО Полиграфический центр КАН»).

В заключении представлены основные результаты, полученные в ходе выполнения выпускной работы.

Экономическая частьсодержит расчет себестоимости, определение отпускной цены и прибыли издания для детей «Илиада» Гомера в пересказе М. Белоус, издательство «Стрекоза-пресс».

Практическая частьсодержит рецензию на рукопись Н. А. Дёмина «Глазами сына. Правда об отце. Эпоха. Жизнь. Судьба», авторский оригинал (главы с I по VIII) с корректурной правкой, издательский оригинал, подготовленный с использованием профессионального ПО для верстки.

Библиографический список включает 37 источников теоретических сведений, в том числе нормативные, научные и учебные издания, а также 14 источников эмпирического материала.

Объем первого тома – 101 стр., объем второго – 82 стр. Количество иллюстраций в первом томе – 23» (фрагмент дипломной работы М. Ермолаевой).