Учет поступления, наличия и использования производственных запасов

Административно-распорядительные методы занимают особое место в системе управления, что вытекает из боль­шого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня.

Административно-распорядительные методы воздействия призваны:

1. Обеспечить организационную четкость, дисциплиниро­ванность и эффективность работы управленческого аппарата.

2. Поддерживать необходимый распорядок в работе пред­приятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц.

3. Проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

Административно-распорядительное воздействие в отли­чие от экономических методов, действующих на объект уп­равления косвенно, носит директивный характер (приказы, распоряжения), дает однозначное решение проблемы и пря­мо воздействует на поведение объекта управления.

Административно-распорядительные методы представля­ют собой систему способов и приемов, обеспечивающих це­ленаправленное, планомерное, слаженное и эффективное функционирование управляющей и управляемой систем, т. е. аппарата управления и всех элементов организации.

Административно-распорядительные методы управления опираются:

1) на систему законодательных актов федерального и ме­стного значения;

2) на нормативно-директивные и методические докумен­ты организации (приказы, распоряжения и указания руково­дителя);

3) на планы, программы и задания;

4) на оперативное руководство.

В систему законодательных актоввходят конституцион­ные и федеральные законы, указы президента, постановле­ния правительства, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные органами федеральной и местной вла­сти для обязательного применения на территории всей стра­ны и ее отдельных субъектов.

Законодательные акты федерального значения должны быть объединены в систему, основными целями которой яв­ляются: повышение качества жизни населения; создание конкурентной среды; эффективное использование природ­ных ресурсов, труда и капитала; развитие макроэкономики страны и инфраструктуры всех регионов; применение совре­менных методов экономического регулирования и менедж­мента.

В систему законодательных актов регионов входят анало­гичные федеральным акты, дополняющие и подробнее рас­крывающие их сущность. Основное требование, предъявля­емое к региональным нормативным актам, — это отсутствие противоречий федеральному законодательству.

В систему нормативно-директивных и методических до­кументов организациивходят стандарты, методики, поло­жения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной фирме.

Система взаимосвязанных планов, программ и заданийтоже относится к административным методам менеджмента, так как они регламентируют порядок работы управляющей и управляемой подсистем системы управления организации.

Выделяются пять основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель ве­рит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-либо на­сущной потребности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть.Исполнитель верит, что влияю­щий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера).Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для ис­полнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная (традиционная) власть.Исполнитель ве­рит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им.

Любая власть основана на влиянии. Под влиянием понима­ется любое поведение одного человека, которое вносит из­менения в поведение, отношение и ощущения другого чело­века. Две формы влияния, которые могут побудить исполни­теля к активному сотрудничеству — это убеждение и участие.

Убеждение— это эффективная передача своей точки зрения, а участие — форма влияния, при которой руково­дитель не делает никаких усилий, чтобы навязать подчи­ненному свою волю, а просто направляет его усилия и спо­собствует свободному обмену информацией.

 

Учет поступления, наличия и использования производственных запасов

 

Производственные запасы – это сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п., то есть все то, что приобретено для организации и осуществления процесса производства, для содержания оборудования, для организации процессов управления и сбыта. В процессе использования производственные запасы меняют свою натурально-вещественную форму, они либо превращаются в продукт, или способствуют его появлению, а их стоимость полностью в момент потребления относится в себестоимость производимой продукции (работ, услуг), в административные расходы, в расходы на сбыт.

Производственные запасы являются составной частью такой учетной категории как запасы. Кроме производственных запасов к запасам также относятся малоценные быстроизнашивающиеся предметы, незавершенное производство, готовая продукция и товары.

 

Временное хранение производственных запасов организуется на складах предприятия. Учет запасов на складе осуществляется заведующим складом (кладовщиком), который несет полную материальную ответственность за сохранность вверенных ему товарно-материальных ценностей, что оформляется заключенным в письменной форме договором о полной материальной ответственности. Для проверки соответствия фактически имеющихся в местах хранения товарно-материальных ценностей данным бухгалтерского учета необходимо систематически проводить инвентаризации на складах, в кладовых и т.п.

Прием производственных запасов на склад со стороны осуществляется на основании первичных документов поставщика – товарно-транспортной накладной, расходной накладной, накладной. В подтверждение права принимать ценности от имени предприятия представитель предприятия (кладовщик) передает представителю поставщика доверенность, которая составляется бухгалтерией предприятия. Если при приеме товарно-материальных ценностей выявлены расхождения фактического наличия с данными документов поставщика, например, недостача, то это должно быть отражено в акте, который в обязательном порядке должен быть подписан представителем поставщика.

Оприходование производственных запасов на склад документируется составлением приходных ордеров, которые могут формироваться или на бумажных бланках, или на компьютере, если складской учет автоматизирован. Приходные ордера составляются на основании данных расходных документов поставщиков или составленных при приеме товарно-материальных ценностей актов.

Внутренний отпуск производственных запасов со склада оформляется в условиях разового отпуска требованиями или накладными на внутренний отпуск, а при систематическом отпуске целесообразно использовать лимитно-заборные карты. Для документирования расхода производственных запасов могут применяться как типовые (рекомендуемые) формы первичных документов, так и формы документов, разработанные предприятием с учетом потребностей управления. В любом случае такие документы составляются как минимум в двух экземплярах и подписываются лицом, которое разрешает отпуск. Один из экземпляров с подписью лица, получившего со склада товарно-материальные ценности, остается у кладовщика, а второй экземпляр прикладывается лицом, получившим ценности, к его материальному, производственному отчету.

Складской учет подавляющего большинства современных предприятий автоматизирован с помощью либо специальной программы, которая автоматизирует складской учет, либо с помощью специального модуля программы, которая используется для автоматизации учета на предприятии в целом. Таким образом, карточки складского учета по каждому виду производственных запасов формируются с помощью компьютерной программы на основании первичных документов в части прихода и расхода производственных запасов. Такие карточки, прежде всего, содержат информацию в количественном измерителе (штуках, килограммах, литрах и т.д.) об остатке на начало, приходе, расходе и остатке на конец. Систематизированная информация складского учета передается в бухгалтерию.

 

Производственные запасы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.

В соответствии с п. 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета № 9 «Запасы» первоначальная стоимость производственных запасов состоит из стоимости запасов, которая оплачивается поставщику без учета налога на добавленную стоимость, если сумма данного налога возмещается предприятию в форме налогового кредита, платежей, перечисляемых при импорте, транспортно-заготовительных расходов (затрат на заготовку запасов, оплаты тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку запасов всеми видами транспорта к месту их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки запасов), а также других расходов, которые непосредственно связаны с приобретением запасов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

 

Следующим этапом является оценка производственных запасов, которые передаются в использование или реализуются. Учетная проблема имеет место по причине того, что в течение определенного периода один и тот же вид производственных запасов может поступать от разных поставщиков по разным ценам. Соответственно в ходе выбытия запасов возникает вопрос, по какой стоимости оценивать отпущенные запасы. Теоретически данная проблема может быть решена с помощью таких методов оценки запасов при списании как:

- метод идентифицированной себестоимости – учет поступления и выбытия организуется отдельно по каждой партии; метод требует высокой квалификации кладовщика, так как его использование, особенно для основных видов сырья и материалов, может вызывать постоянные ошибки;

- метод средневзвешенной себестоимости – предусматривает расчет средневзвешенной цены, по которой оценивается все выбытие и остаток на конец периода (пересчет средней цены может выполняться как один раз в месяц, так и каждый рабочий день);

- метод оценки по нормативным затратам – заключается в применении норм расходов на единицу продукции (работ, услуг), которые установлены предприятием с учетом нормальных уровней использования запасов, труда, производственных мощностей и действующих цен;

- метод ФИФО (FIFO - first in - first out) – базируется на предположении, что запасы используются в той же последовательности, в которой они поступали на предприятие (отражены в бухгалтерском учете), то есть запасы, которые первыми отпускаются в производство (продажу и другое выбытие), оцениваются по себестоимости первых по времени поступления запасов;

- метод ЛИФО (LIFO - last in - first out) – базируется на предположении, что запасы используются в обратной последовательности, то есть запасы, которые первыми отпускаются в производство (продажу и другое выбытие), оцениваются по себестоимости последних по времени поступления запасов.

Отечественные предприятия могут использовать в учетной практике методы идентифицированной себестоимости, средневзвешенной себестоимости, нормативных затрат и ФИФО, так как эти методы предусмотрены П(с)БУ № 9 «Запасы». Метод ЛИФО отечественными нормативными документами не предусмотрен и не может применяться отечественными предприятиями.

Выбор метода осуществляется предприятием самостоятельно и фиксируется в приказе об учетной политике. Для всех единиц бухгалтерского учета запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, применяется только один метод.

 

Пример оценки запасов при списании:

 

Остаток на 01.10.2013. – 10 кг. материала А по цене 5,50 грн./кг.

Приход:

01.10.2013. Оприходовано от поставщика 18 кг. материала А по цене без НДС 5,70 грн./кг.

14.10.2013. Оприходовано от поставщика 45 кг. материала А по цене без НДС 5,95 грн./кг.

18.10.2013. Оприходовано от поставщика 27 кг. материала А по цене без НДС 6,10 грн./кг.

24.10.2013. Списано в производство 80 кг материала А.

Метод средневзвешенной себестоимости:

 

Расход: 80 кг. * 5,9005 грн./кг. = 472,04 грн.

Остаток: 20 кг. по цене 5,9005 грн./кг.

Метод ФИФО:

Расход: 10 кг. * 5,50 грн./кг. + 18 кг.* 5,70 грн./кг. + 45 кг. * 5,95 грн./кг. + 7 кг.* 6,10 грн./кг = 468,05 грн.

Остаток: 20 кг. по цене 6,10 грн./кг.

Метод ЛИФО:

Расход: 27 кг. * 6,10 грн./кг. + 45 кг.* 5,95 грн./кг. + 8 кг. * 5,70 грн./кг. = 478,05 грн.

Остаток: 10 кг. по цене 5,70 грн./кг.

10 кг. по цене 5,50 грн./кг.

 

 

При списании производственных запасов необходимо включить в расходы не только стоимость запаса, оплачиваемую поставщику, но и транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением данного запаса. В то же время на практике транспортно-заготовительные расходы могут первоначально относиться к нескольким номенклатурным единицах запасов, например, стоимость транспортировки нескольких видов запасов одним транспортным средством. Распределение таких расходов может осуществляться либо по каждому конкретному виду расходов между номенклатурными единицами, непосредственно связанными с данным видом транспортно-заготовительных расходов, либо с применением метода среднего процента ТЗР. Последний метод предусматривает учет всех транспортно-заготовительных расходов на специальном субсчете и распределение учтенных расходов между израсходованными (реализованными) запасами и остатком пропорционально учетной стоимости.

 

 


Пример учета и распределения ТЗР:

Составить бухгалтерские проводки по следующим данным, при условии, что учет и распределение транспортно-заготовительных расходов осуществляется с использование среднего процента ТЗР, а оценка выбытия производственных запасов осуществляется – методом средневзвешенной себестоимости (второй вариант – методом FIFO). Определить стоимость остатка материалов и сумму ТЗР, относящихся к такому остатку.

Остаток запасов на 1.10.2013.:

Материал NB – 600 кг. по цене 18,45 грн./кг.

Материал LN – 340 кг. по цене 12,40 грн./кг.

ТЗР – 546,78 грн.

 

02.10.2013. С текущего счета перечислена предоплата ООО “Промстройсервис” в сумме 24500,00 грн., в том числе НДС 20 % (налоговая накладная получена):

Дт 631 Кт 311 24500,00

Дт 641.2 Кт 644 4083,33

03.10.2013. Оприходованы от поставщика ПАО “Артемида” материалы (налоговая накладная получена):

материал NB 1200 кг. по цене 18,70 грн./кг. без НДС на сумму 22440,00 грн.

материал LN 300 кг. по цене 12,60 грн./кг без НДС на сумму 3780,00 грн.

Итого на сумму без НДС – 26220,00 грн.

НДС 20 % – 5244,00 грн.

Итого на общую сумму – 31464,00 грн.

Дт 201 Кт 631 26220,00

Дт 641.2 Кт 631 5244,00

04.10.2013. Оприходованы материалы от ООО “Промстройсервис” в счет перечисленной предоплаты (получена налоговая накладная на соответствующую сумму):

материал NB 2200 кг. по цене 18,30 грн./кг. без НДС на сумму 40260,00 грн.

материал LN 1300 кг. по цене 12,25 грн./кг без НДС на сумму 15925,00 грн.

Итого на сумму без НДС 56185,00 грн.

НДС 20 % – 11237,00 грн.

Итого на общую сумму – 67422,00 грн.

Дт 201 Кт 631 56185,00

Дт 644 Кт 631 4083,33

Дт 641.2 Кт 631 7153,67

07.10.2013. Учтены расходы экспедитора по командировке, связанной с доставкой материалов от ООО “Промстройсервис” - 310,00 грн., в том числе НДС – 35,00 грн., плюс суточные за период в сумме 180,00 грн.:

Дт 201/ТЗР Кт 372 455,00

Дт 641.2 Кт 372 35,00

07.10.2013. Акцептован счет АТП-3 за доставку материалов от поставщиков в размере 3160,00 грн., в том числе НДС 20 % (налоговая накладная получена):

Дт 201/ТЗР Кт 631(685) 2633,33

Дт 641.2 Кт 631(685) 526,67

09.10.2013. Отпущены материалы в производство:

На производство изделия МТ1 – 1750 кг NB и 870 кг LN

На производство изделия МТ2 – 1850 кг NB и 700 кг LN

09.10.2013. Реализовано ООО “Сервис” 200 кг. материала NB по цене 25,50 грн./кг., в том числе НДС 20 %.

Метод ФИФО:

NB : 600*18,45+1150*18,70 =32575,00

LN : 340*12,40+300*12,60+230*12,25=10813,50

Дт 23/МТ1 Кт 201 43388,50

NB : 50*18,70+1800*18,30= 33875,00

LN : 700*12,25=8575,00

Дт 23/МТ2 Кт 201 42450,00

ТЗР на продукт МТ1:

Дт 23/МТ1 Кт 201/ТЗР 43388,50*0,03721 = 1614,49

ТЗР на продукт МТ2:

Дт 23/МТ2 Кт 201/ТЗР 42450,00*0,03721 = 1579,56

Реализация:

Дт 361 (377) Кт 712 5100,00

Дт 712 Кт 641.2 850,00

Дт 943 Кт 201 200*18,30 = 3660,00

Дт 943 Кт 201/ТЗР 3660,00*0,03721 = 136,19

Остаток запасов:

Материал NB – 200 кг. по цене 18,30 грн./кг.

Материал LN – 370 кг. по цене 12,25 грн./кг.

ТЗР – 304,87 грн.

 

Метод средневзвешенной себестоимости:

 

 

Дт 23/МТ1 Кт 201 1750*18,4425+870*12,330412 = 43001,83

Дт 23/МТ2 Кт 201 1850*18,4425+700*12,330412 =42749,92

ТЗР на продукт МТ1:

Дт 23/МТ1 Кт 201/ТЗР 43001,84*0,03721 = 1600,10

ТЗР на продукт МТ2:

Дт 23/МТ2 Кт 201/ТЗР 42749,92*0,03721 = 1590,72

Реализация:

Дт 361 (377) Кт 712 5100,00

Дт 712 Кт 641.2 850,00

Дт 943 Кт 201 200*18,4425 = 3688,50

Дт 943 Кт 201/ТЗР 3688,50*0,03721 = 137,25

Остаток запасов:

Материал NB – 200 кг. по цене 18,4425 грн./кг.

Материал LN – 370 кг. по цене 12,330412 грн./кг.

ТЗР – 307,04 грн.

Синтетический учет реализации производственных запасов:

 

В синтетическом учете доход от реализации производственных запасов учитывается на субсчете 712 «Доход от реализации прочих оборотных активов» счета 71 «Прочий операционный доход», а себестоимость реализованных производственных запасов – на субсчете 943 «Себестоимость реализованных производственных запасов» счета 94 «Прочие расходы операционной деятельности».

 

Пример отражения в учете реализации производственных запасов:

 

1. Отпущены покупателю реализованные производственные запасы - 100 кг. материала А по цене 21,60 грн./кг., в том числе НДС 20 %. Себестоимость реализованного материала составляет 15,00 грн./кг.

1.1. Учтен долг покупателя и доход от реализации прочих оборотных активов:

Дт 361 (377) Кт 712 2160,00.

1.2. Учтены налоговые обязательства по НДС:

Дт 712 Кт 641.2 360,00.

1.3. Списывается себестоимость реализованных производственных запасов:

Дт 943 Кт 201 1500,00.

2. На текущий счет получена оплата от покупателя за реализованные производственные запасы в сумме 2160,00 грн., в том числе НДС 20%:

Дт 311 Кт 361 (377) 2160,00.

 

Учет малоценных быстроизнашивающихся предметов:

 

Малоценными быстроизнашивающимися предметами являются предметы многократного длительного использования, которые эксплуатируются в течение срока не более одного года или нормального операционного цикла, если он больше одного года, в частности: инструменты, хозяйственный инвентарь, специальная оснастка, спецодежда и т.п.

Синтетический учет таких активов осуществляется на счете 22 «Малоценные быстроизнашивающиеся предметы». По дебету данного счета отражаются по первоначальной стоимости приобретенные (полученные) или изготовленные малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, а по кредиту – по учетной стоимости отпуск МБП в эксплуатацию со списанием на счета учета затрат.

В целях обеспечения сохранности указанных предметов в эксплуатации предприятие должно организовать надлежащий контроль их движения, в частности оперативный учет в количественном выражении. В случае возвращения на склад из эксплуатации таких предметов, пригодных для дальнейшего использования, они приходуются по дебету счета 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и кредиту счета 71 «Прочий операционный доход».

Таким образом, несмотря на то, что речь идет об активах многоразового использования, учет малоценных быстроизнашивающихся предметов организуется аналогично учету производственных запасов за исключением организации оперативного количественного забалансового учета таких активов, переданных в эксплуатацию, в разрезе мест их использования и ответственных лиц.