Жанры НС, научно-популярный подстиль.
Сочетание определенного типа сценария и композиции с набором определенного рода языковых средств формируют жанры научных произведений.
Диссертация – это жанр, призванный подтвердить научную квалификацию ученого, его способность не только производить новое знание, формировать концепцию, но и уметь выразить ее в определенных жанровых канонах (введение, несколько глав или разделов, заключение, составление списка использованной литературы).
Более свободна в своем построении монография. В ней на первый план может выйти сценарий, фиксирующий саму историю получения знания, может быть усилен элемент полемики, самовыражения автора.
Статья обычно предполагает сообщение результатов и их фактическое обоснование. Сюжет в ней обычно свернут или сведен на нет. Тезисы – это сжатое изложение результатов или предполагаемый план более развернутого устного высказывания.
Реферат, аннотация – это жанровые каноны передачи научной информации в сжатом и нередко адаптированном виде. Оценка чужой работы – это предмет рецензии или отзыва.
Сходные требования предъявляются к дипломным и курсовымработам, где регламентирована, в первую очередь, композиция (деление на главы, параграфы, наличие оглавления, разделов). Регламентировано и оформление такой работы: на титульном листе указан автор, научный руководитель, жанр (курсовая, дипломная), год, учебное заведение и т.п.
У НС есть научно-популярный подстиль. Используется для популяризации знаний и в преподавательской деятельности. Его задача – не упростить знание, а сделать форму его донесения более простой и доступной. С этой целью используется другая структура речи: развернутая, ступенчатая, с повторами, уточнениями, с элементами художественности (сравнение, аналогия, диалогизация и т.п.), вопросно-ответная форма и др.
Лекция 5. Официально-деловой стиль
1. Назначение ОДС.
2. Подстили и жанры.
3. Правила оформления документов. Понятие о реквизитах.
4. Унификация.
5. Интернациональные свойства о-д письменной речи.
6. Языковые средства ОДС.
7. Речевой этикет в документе.
8. Реклама в деловой речи.