Тема №11. «Патофизиология водно-солевого обмена. Синдромы дегидратации и гипергидратации»
1.Мотивационная характеристика темы:
Изменение количества воды и электролитов в организме нарушает течение химических и физико-химических процессов.
Патология водно-электролитного обмена заключается в развитии де- и гипергидратации. Важную роль в этом играет изменение обмена натрия. В настоящее время известны основные закономерности обмена жидкости между сосудами и тканями, некоторые нейрогуморальные механизмы регуляции количества воды и электролитов в организме, нарушение которых приводит к возникновению патологических состояний.
2.Цели занятия:
2.1.Используя данные мысленного обследования больных, уметь подвергать патофизиологическому анализу механизмы изменений вертикальной и горизонтальной циркуляции жидкости при синдромах де- и гипергидратации.
2.2. Знать особенности водного обмена у детей и нарушение водно-электролитного баланса в детском возрасте.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов
Вопросы, изученные ранее
Для усвоения данной темы необходимо знание о значение и количество воды в организме, распределение воды по жизненно важным секторам: сосуд, межклеточное пространство, клетка, регуляция водно-солевого обмена: АДГ (вазопрессин), механизме его действия. Альдостерон, механизме его действия. Система ЮГА – ренин – альдостерон. Натрий – уретический гормон, механизме его действия. Понятие об осмотическом, гидростатическом и онкотическом давлениях крови.
Материал изучается в соответствующих разделах органической и биологической химии, нормальной физиологии.
4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:
Знать: | Уметь: |
1.Основные синдромы при нарушении водно-солевого обмена. | 1.Определить причины де- и гипергидратации. |
2.Механизмы изменения вертикальной и горизон-тальной циркуляции жидкости при нарушениях водно-солевого обмена. | 2.Объяснить механизмы развития де- и гипергидратации. |
3.Дегидратация. Основные проявления дефицита воды в жизненно важных секторах. | 3.Дать рекомендации по устранению конкретного нарушения водно-электролитного обмена. |
4.Гипергидратация. Основные проявления избытка воды в жизненно важных секторах. | |
5.Повышенная интенсивность водного обмена в детском организме. |