Квартеты масок.

1) Венецианский квартет

- купец Панталоне

- ученый доктор

Умный Бригелла

- глупый Арлекин

2) Неаполитанский

- хвастун, забияка Скарамучча (Скарамуш)

- чиновник-заика Тарталья

- умный Ковьелло

- глупый Пульчинелла, Полишинель.

 

20.03.13

 

Корнель, Расин, Мольер читать к семинару во вторник.

 

Классификация масок:

1) Народно-комедийные: маски дзани (маски слуг: Бригелла, Труфальдина, Сельветто (Коломбина)). Слуги – главный двигатель развития конфликта. Персонажи этой группы характеризуются оптимистичностью, динамизмом, юмором. Бригелла – маска наглого весельчака, который создает большинство интриг. Арлекин ребячливым добродушным героем, Серветто – обычная служанка, энергичная девица, бойкая на язык.

2) Маски господ: купец Панталоне, доктор как воплощение лженауки. Эти маски имели подчеркнуто буффонный характер, характер гипертрофированного преувеличения, эти герои постоянно оказывались жертвами интриг слуг (дзани), слуги всегда торжествовали, что символизировало победу здравого смысла над лжеявлениями культуры.

3) Маски влюбленных. Они создавали поэтический характер комедии дель арте. Маски эти персонажи не носили. Одевались в одежды той эпохи, в которой жили. Становились центром комедии дель арте, т.к. главная интрига всегда была связана с любовью. Они воплощали собой ренессансное мироощущение.

Главные герои комедии – влюбленные и дзанни.

У каждой маски был свой театральный костюм. Дзанни носили белые одежды (блузы и широкие штаны, на белые одежды Арлекина нашивали пестрые заплаты, заячий хвост на шапке). В последствие эти одежды стали обретать более элегантный характер. У Панталоне были красные штаны, красная куртка, белые чулки и черный плащ.

 

Феномен карнавала в культуре позднего Средневековья и Возрождения. Концепция М.М.Бахтина. Карнавал, мир наоборот, амбивалентность сознания.

История карнавала. Чем характеризуется современный венецианский карнавал? Вклад Бахтина. Критика этой теории.

 

Доктор всегда ходил в черной одежде, единственные украшения – широкополая шляпа и белое жабо.

В рамках постановок часто использовались песни, танцы, цирковые номера, что делало представления доступными и для иностранной публики.

Актеры в выступлениях использовали гуманистическую литературу: новеллы, лирическую поэзию. Но, следует выделить, что все эти элементы подвергались обработке с тем, чтобы спектакли носили единый фарсовый характер. Эта фарсовость обеспечивала динамику действия и его динамику.

Труппы комедии дель арте подвергались нападкам церкви и светской власти, поэтому были гонимы.

С конца 16в. эти труппы энергично гастролируют во Фр., Исп., Англ. За счет этого во многих европейских странах совершился рывок в плане развития национальной драматургии. Франция – раннее творчество Мольера.

В сер.17в. - упадок комедии дель арте. Притеснение актерских трупп.

К 17в. наблюдается эстетическое изменение в комедии – актеры стали меньше импровизировать, стали произносить выученные монологи. Для этого стали создаваться спец.сборники, где были напечатаны монологи и диалоги героев – дзибальдоне.

Традиция комедии дель арте оказала серьезное влияние на драматургию Италии эпохи Просвещения: Карла Гоццы, Карла Гольдони.

В творчестве К.Гольдони боролся с принципом импровизации, заменил схематичность масок комедии дель арте более точной прорисовкой характеров героев.

Гоццы предлагает романтическую традицию комедии дель арте, его спектакли носили буффонный характер.

Комедия дель арте повлияла на такое явление, как бульварные театры. Их истоки уходят в 18в. Повлияли на развитие народного театра в Австрии. В 19в. под влиянием традиции комедии дель арте возродится явление пантомимы.